Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Устное народное творчество". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика, Краеведение

Класс: 2


Цель: формирование читательской компетентности посредством устного народного творчества.  

Оборудование: Сцену украсить под крестьянскую народную избу с учетом местного колорита.  Оформить выставки работ нескольких семей учащихся, отражающих народное творчество.

(Учитель и ученица в центре зала.)

Ученица: (ИО учителя), а когда у меня будет день рождения?

Учитель: Ой, ещё не скоро.

Ученица: Аааааа, Насте уже 8 лет, и Ване 8 лет, и у Егора день рождения было. И я хочу.

Учитель: Эка ты! А знаешь, раньше вообще дни рождения не отмечались. А вот петь, играть и веселиться в старину очень любили. Бывало, соберутся после трудового дня вечерком вместе на весёлые посиделки: любимые песни поют, хороводы водят, рукодельничают. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Ученица: Вот бы и мне на такие посиделки попасть!

Учитель: Чего только не происходит в эти загадочные осенние дни после уборки урожая.

(Встают и уходят. Звучит русский народный хоровод «Весёлый коробейник»)

Сцена украшена под убранство народной избы (отразить местный колорит).  Появляются хозяин и хозяйка.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Входят гости.

- А нас вы ждали? [1]

Хозяйка: Ждали, ждали, все жданки съели.

Гость: А коли ждали, так и дождались.

(На сцену входят гости, кланяются хозяевам и рассаживаются.)

Хозяин: Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку!

(Мальчики подсаживаются к девчатам. К одной подсел мальчик, хотел обнять её, она его отталкивает.)

Девочка:

Не садися, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!

(Мальчик обиженно отходит)

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?  Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде.

(Хозяева рассаживаются.)

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах - светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

(Гости исполняют весёлые русские народные потешки)

- Федул, что губы надул? [2]

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Да он не идёт!

- Так сам иди!

- Да он не пускает!

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит - надо идти!

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе согреться можно!

(Гости исполняют башкирские народные потешки)

- Сынок, иди воды принеси, корову напои

(Он одной рукой ухо прикрывает).

- Ты почему  маму одним  ухом слушаешь?

- Чтобы твоё задание в одно ухо влетело, а в другое не вылетело.

- Ты чего это на забор взобрался?

- От собаки спрятался.

- Ты пословицы разве не знаешь: «коль собака лает, значит не кусает»?

- Я-то знаю, а вот собака, наверно, нет.

Гость:

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняют  весёлые частушки. [3]

1 д.

- Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Хочу развеселить
Печальную.

2 д.

- Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?

3 д.

- А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала - подружки.

4 д.

- По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

5 д.

- Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.

6 д.

- Если б не было воды
Не было б и кружки,
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки?

Хозяйка: Вот молодцы, звонко пели, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось.

Хозяин: Так топни, кто не даёт?

Хозяйка: Боюсь рассыпаться!

Гость 1: А вот я загадку сочинил, кто угадает, тот и молодец!

– Посреди двора бочка, под ней четыре столбика. Сзади метла, а впереди вилы. (корова)

Гостья 2: И я сочинила загадку.

- У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке
Дозреет солнышко
Будет горстка зёрнышек. (подсолнух)
 

Гость 3: А мою загадку разгадайте: Это что у нас за ложка набрала ведро картошки. (лопата)

1-я гостья: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

2-я гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчуньям.

- Акуля, что шьёшь не оттуля?

2-я гостья: А я, батюшка, ещё пороть буду.

Гость: Чего приуныли, о чём задумались? Собирайся народ, кто играть идёт!

Дети играют в  русскую народную игру «У медведя во бору».

Гостья: Луна за окном так и светит, погадать зовёт.  Кого что ожидает в этом году?

Гости выкрикивают:

- Мне погадай.

- И мне.

Хозяйка: Ладно, нечего наперёд загадывать. Бог даст, так и будет.

Гостья: А мы сами куём своё будущее.

Хозяйка: Ну-ну, кузнецы, лучше пойте и пляшите.

(Девочки водят хоровод «Пошла млада за водой»)

Гость: Ой, Жучка лает.

Хозяйка: Чужих отгоняет. Дом охраняет.

(Инсценировка башкирской народной сказки «Как собака хозяина нашла»)

Рассказчик: В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела.

Однажды отправилась собака, куда глаза глядят, и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит:

Собака: Здравствуй, волк!

Волк: Здравствуй, собака! Зачем пришла?

Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.

Рассказчик: Волк согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг волк остановился и говорит:

Волк: Ой, бежим скорей, медведь идет! (убегает)

Рассказчик: Тогда собака поняла, что волк труслив, подошла к медведю и говорит ему:

Собака: Здравствуй, медведь!

Медведь: Здравствуй, собака! Зачем пришла?

Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.

Рассказчик: Медведь согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг медведь остановился и говорит:

Медведь: Ах! Вон человек идет. Он убьет нас. Бежим скорей! (убегает)

Рассказчик: Тогда собака поняла, что  и медведь слаб, и пошла к человеку. Подошла и просит:

Собака: Здравствуй, Человек! Возьми меня к себе.

Рассказчик: Человек взял собаку к себе. Обрадовалась, что нашла себе хозяина и говорит:

Собака: Нет на свете никого сильнее человека.

Рассказчик: И с тех пор собака верно служит ему.

Учитель:  Спасибо за  сказку. А хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:[4]

Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бо­бовое зернышко»)

-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. («Лиса и тетерев»)

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки - по­меньше, у курочки - с огурчик, у мышки - с напёрсточек. («У страха глаза велики»)

Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)

Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, бе­реги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)

Учитель: Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки.

Учитель (обращается к ученице из первого диалога): (Имя), понравились тебе деревенские посиделки?  А вам ребята?

Учитель: Да, сегодня люди редко собираются большими посиделками для совместного творчества. Зато  в каждом доме создаётся много чудесных вещей, своими золотыми умелыми руками. Каждая такая вещица хранит частичку тепла и добра. От этого  и дом становится  краше. Сегодня уют и тепло нам помогли создать работы семей (Знакомит детей с выставками работ  некоторых семей учащихся).

- Народное творчество живёт в нас, преобразуется, изменяется нами, чтобы радовать нас!

Ученица: А можно мы с девочками порадуем вас танцем «Сувенир».

(Танец)

Учитель: Посиделочкам - конец, а кто слушал молодец! Мир вашему дому, а мы пойдём к другому.

(Выход детей под народную музыку)

Используемая литература.

1. http://omegadol.info/stsenarii/stsenarij-posidelok.html

2. Издательство «Фламинго», 2004г. «Потешки для малышей»

3. http://tcherchenko.tomsk.ru/folkentertainment/rhyme

4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2. М.: «Просвещение», 2012.