Экологическое воспитание в детском саду "Ветерок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: д/с


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Детский сад «Ветерок» работает по проблеме экологического воспитания на протяжении ряда лет.
За годы работы была создана система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Познавательное направление

Включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Применяются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины и т.д.

Познавательно-развлекательное направление

Ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Практическое направление работы

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края. Совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОО, работа на огороде и цветочной клумбе, посадка деревьев и кустарников, оформление цветников, подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствуют привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы

Осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, на основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность  в ДОО. Работа с родителями не менее важна и более трудна. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

Наш детский сад «Ветерок» находится в сельском населенном пункте, расположенном на юго-западном склоне возвышенности, красиво окаймлённый степными реками Шунгут, Сургут и Сок, что в сочетании с ближайшими здесь берёзовой и дубовой рощами придаёт особую привлекательность местному ландшафту. В Серноводске располагаются два старинных парка (верхний и нижний), которые являются памятниками живой природы, истории.  Серное озеро — чудо, созданное природой. Оно считается одним из самых красивых и своеобразных во всем Среднем Поволжье. Серноводская  возвышенность то в виде степи, то в виде холмов простирается на десятки километров. На одном ее склоне недалеко от дубовой рощи в двух километрах от Серноводска находится Серноводская пещера. Неподалёку находится памятник природы Серноводский Шихан. Градообразующим предприятием является Санаторий «Сергиевские минеральные воды» -  одна  из популярных здравниц Российской Федерации.

Знакомство дошкольников с природой родного края не может проходить от случая к случаю. В связи с этим  мы  разработали семейный экологический проект «7 чудес Сергиевской земли», который будет проходить в течение  учебного года. 

Цель этого мероприятия – тесное сотрудничество педагогов, родителей и воспитанников в формировании первичных представлений об объектах  и особенностях природы Сергиевского района, флоре и фауне нашего края (Серное озеро, гора Шихан, Голубое озеро, и др.). Он проходит в пять этапов:

1. «Рисуем и фотографируем чудеса Сергиевской земли»,

2. «Пишем сказку об одном из чудес Сергиевской земли»,

3. «Объемная модель одного из чудес Сергиевской земли»,

4.  «Визитка одного из чудес Сергиевской земли» (заочная экскурсия),

5.  «Защитим чудеса Сергиевской земли» (Экологический проект).

Итоговое мероприятие «7 чудес Сергиевской земли»  (презентация семейных экологических проектов).

В течение учебного года проводим выставки  рисунков,  плакатов, макетов, поделок из бросового и природного  материала: «Вторая жизнь отходам», «Птица мира», «Цветы победителям», «Военная техника», «Белые журавлики – символ Мира»,  фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы». Привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях по посадке деревьев в рамках всероссийской акции «Национальный день посадки леса»,  изготовление скворечников и кормушек и т.д.

Работа с детьми включает  посезонное тематическое планирование  занятий, прогулок, создание эколого-развивающей среды (уголки природы, мини-лаборатория экспериментально-исследовательской деятельности, экологическая тропа). Организация праздников, постановка экологических сказок, проектов и многое другое.

IMG_6984

Достижения детского сада «Ветерок» в области экологического воспитания:

На протяжении ряда лет наш детский сад -  участник ежегодного регионального конкурса «Эколидер» в номинации «Образование» «Дошкольное учреждение». Участвуя в муниципальном конкурсе на лучшее проведение акции «Дни защиты от экологической опасности»,  занимали призовые места (2013-III, 2014, 2015-II). Активные участники  районного конкурса детских творческих работ на экологическую тематику «Чистый взгляд на родную природу», в 2014 году наш воспитанник занял I место в номинации «Эко-взгляд через объектив». Наши дети - призёры и активные участники Всероссийских  заочных конкурсов для дошкольников: «Светлячок», «Любознайка», «Изумрудный город». С 2012 года мы участвуем в районном конкурсе по озеленению «Сергиевск в цвету», в этом же 2012 году получили диплом III степени, в 2015г. и 2016г. стали победителями.  

 С 1 сентября  2016 года наш детский сад работает в окружной опорной площадки по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания посредством участия в экологических проектах и экспериментировании».

Перспективы экологического образования в СП ДС «Ветерок» на последующие годы:

1. Создание условий для экспериментирования и опытнической деятельности детей с природными материалами с целью развития исследовательских навыков, проектного мышления воспитанников.

2. Обновление содержания образования путем реализации системных инновационных проектов и экспериментальной деятельности с учетом ФГОС ДО.

3. Изменение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, представление ее как модели, обеспечивающей развитие эмоциональных и физических качеств личности ребенка.

4. Оборудование экологической лаборатории, создание сада, огорода,  экологического музея «Природа нашего края»,  оснащение групп специальным оборудованием для природных уголков, обеспечение каждой группы дидактическим материалом с учетом возрастных особенностей.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №27-ФЗ (в ред. от 04.06.2014)
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г.№1155
    3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез» 2015г.
    4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез» 2015г.
    5. Николаева С.Н. Юный эколог: парциальная программа для детей 3-7 лет  «Мозаика-Синтез», 2016г.