Урок обобщения по геометрии в класс-комплекте 5–11-х классов по теме "Золотое сечение в геометрии и биологии. А было ли яйцо золотым?"

Разделы: Математика, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: планшет, презентация.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • преобразованием практической задачи в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • сбором или выделением информации, существенной для решения поставленной проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

  • умение высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению,
  • рефлексия своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные получение представления о золотом сечении в геометрии и биологии,

формирование вычислительных навыков,

формирование навыков и умений работы в программе “Живая геометрия”.

3-4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
Регулятивные самостоятельная постановка новых учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном, 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
планирование собственной деятельности, определение средства для ее осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
Познавательные формирование представления о золотом сечении в геометрии и биологии.

применение знаний и умений, сформированных ранее по темам “Отношения и пропорции”, “Решение рациональных уравнений” в новой ситуации.

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог;

воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные формирование внимательности и аккуратности в вычислениях;

воспитание требовательного отношения к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структура урока

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (мин) Формируемые УУД
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствует учащихся, раздает планшеты, сообщает адрес электронного ресурса, который будет использоваться на уроке Приветствуют учителя, включают планшеты, находят электронный ресурс-файл для урока, открывают файл 3 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация фронтального опроса по теме “Отношения” с выполнением практической работы в программе “Живая математика” по теме “Отношения” Участвуют в фронтальном опросе. Выполняют практическую работу в программе “Живая математика” 10 Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе сравнения уже изученного с еще неизвестным);

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, предлагая вспомнить сказку “Курочка Ряба” и ответить на вопрос: “Почему рассказчик назвал яйцо золотым? Не деревянным, не оловянным, не серебряным?”

Определяет цели и задачи урока;

Слушают отрывок из сказки “Курочка Ряба”. Высказывают предположения по поводу того “Почему рассказчик назвал яйцо золотым?”

Знакомятся с целями и задачами урока;

4 Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации Познакомить с “золотым сечением” в геометрии и биологии”. Вводит понятия “золотого сечения”, “золотого прямоугольника” в геометрии и биологии.

Формирует навыки построения в программе “Живая математика” золотого сечения отрезка и золотого прямоугольника.

Работают в программе “Живая математика”. 30 Познавательные:

поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установления причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к своей работе;

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2  
6. Рефлексия (подведение итогов урока) Работа с рефлексивного экрана на планшете Подводит итоги работы на уроке. Дать ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на планшете Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на планшете. 4 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Ход урока

Используемая литература.

  1. Видеофильм “Ростки растения”
    http://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%BE%D
    1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%
    B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%
    D1%8F&redircnt=1459118148.1
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс. М.: “Мнемозина”, 2006г.
  3. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7-9 классы. М.: “Просвещение”, 2005 г.
  4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. “Вентана-Граф” 2008 г.
  5. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. “Вентана-Граф”, 2008г.
  6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс, “Вентана-Граф”, 2007 г.
  7. Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. М., “Наука”, 1986
  8. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М., “Просвещение”, 1999 г.
  9. Шейнина О.С. и др. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 класс. М., Изд. НЦ ЭНАС, 2004г.
  10. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.И. Наглядная геометрия 5-6 класс . М., “Дрофа”, 1999 г.
  11. Фридман Л.М. и др. Учитесь учиться математике. М., “Просвещение”, 1985 г.
  12. Литвинова С.А. и др. За страницами учебника математики 8-11 кл. М., “Панорама”, 2006г.
  13. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. М., “Просвещение”, 1981 г.
  14. Левшин В. Магистр рассеянных наук. М., “Детская литер.”, 1987 г.
  15. Кордемский Б.А. и др. Удивительный мир чисел. М., “Просвещение”, 1986 г.
  16. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., “Наука”, 1979 г.
  17. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 класс. М., “Просвещение”, 1982 г.
  18. Тарасов Л. В. Золотое сечение. Журнал “Потенциал”, №7, июль, 2009 г.
  19. Материал из Википедии — свободной энциклопедии