Реализация интегративного принципа в программе «Умный Кроха»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа «Умный Кроха» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста и представляет собой синтез любимых видов творчества многих детей: изобразительной и музыкальной деятельности.

Пояснительная записка

Программа построена по интегративному принципу, предполагающему использование на занятиях нескольких видов деятельности. Задания, которые мы предлагаем ребятам, сочетают в себе различную изобразительную деятельность (аппликация и рисование, аппликация и лепка) и музыкально-ритмические игры. Тема каждого занятия объединена единым содержанием, сюжетом. Например: слушаем сказку про курочку, затем рисуем её и поем все вместе песню про неё. Занятия начинаются со сказки, веселой песни, ролевой или подвижной игры. Это помогает эмоционально затронуть детей, превратить занятие в увлекательную игру, что очень важно для детей  раннего и младшего дошкольного возраста.

Такой подход к построению занятий способствует интенсивному развитию интеллекта, эстетического мировосприятия, способности к творчеству, осознанию и выражению своих чувств. У ребенка познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии с красками, кистью, бумагой. В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз (упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов). Изобразительные способности формируются постепенно, но их истоки – именно в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для их появления и развития, это станет ярким средством самовыражения человека. Очень важно продлить и закрепить интерес ребенка к новым для него изобразительным материалам, поддерживать его разнообразные познавательные действия.

На занятиях мы используем индивидуальный подход -  каждый человек имеет свой темп деятельности, одни бояться прикоснуться в первый раз к краскам, пластилину, другие быстро теряют к ним интерес. Очень важно создать для каждого ребенка комфортную атмосферу для творчества. Чтобы малыш не потерял интерес к рисованию, лепке мы в игре, весело и интересно знакомим его с различными способами изображения, учим пользоваться изобразительным материалом.

На занятиях с детьми мы используем самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, влажный песок. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, они учатся координировать движения обеих рук (развитие правого и левого полушарий головного мозга), приобретают новый сенсорный опыт – тактильное восприятие различных материалов, формы и веса.
Вначале дети привыкают друг к другу, знакомятся. Интегративные занятия благоприятно влияют на социализацию ребенка, умение взаимодействовать с другими людьми.

Важнейшей особенностью интегративных занятий является смена динамических поз и видов детского творчества. На наших занятиях происходит взаимопроникновение изобразительной деятельности и музыки, которые объединены темой занятия. Это способствует снятию усталости за счет переключения внимания детей на другой вид деятельности.

Актуальность программы

Образование вышло на новые стандарты и продолжает наращивать темпы развития. Учитывая новые требования к изучению и освоению программы, а также особенности индивидуального подхода к личности данная программа объединила в себе несколько важных областей: художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие и развитие речи. Эти области обеспечивают создание комфортной обстановки, раскрытие творческих способностей, способствуют успешной социализации и самовыражению через сотворчество взрослого и ребенка. Интегративные занятия предоставляют большие возможности для развития и обучения детей младшего возраста.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей, стимулирование речевой активности (речевого развития). Интеграция видов изобразительной и музыкально-ритмической деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Основные задачи программы.

Обучающие

  • Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия).
  • Побуждать детей создавать по подражанию взрослому яркие и выразительные образы различных предметов, животных.
  • Осваивать пластические материалы, создавать поделки.
  • Правильно держать карандаш, кисть и создавать несложные выразительные образы.
  • Создавать из кусочков рваной и комком мятой бумаги различные образы.
  • Приклеивать вырезанные взрослым бумажные формы, создавая при этом сюжетные композиции.
  • Учить пользоваться клеем, стекой.

Развивающие

  • Вызывать у детей интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми
  • Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать речь детей.

Воспитательные

  • Воспитывать уважительное отношение к сверстнику и к результату его творческой деятельности.

Форма проведения занятий – групповая музыкально - ритмическая деятельность, фронтальные занятия с использованием индивидуального подхода. Занятия проходят в первой и второй половине дня.

Ожидаемые результаты:

У детей появится интерес к  изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе.

Ребенок начнет различать образ в своих рисунках (работах) и лепке; рассказывать, что рисует и лепит, обыгрывать творческие работы.

Малыш научится:

- пользоваться изобразительным материалом (держать карандаш, кисть и действовать ими: набирать краску, промывать кисть, создавать различные изображения), рисовать с помощью пальчиков, ватных палочек, поролона линии и предметы различной формы, равномерно наносить точки и мазки на листе бумаги, делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного образа; закрашивать силуэт предмета, не выходя за его контуры, различать и называть цвета).

- рисовать различные линии (прямые, замкнутые), наносить штрихи.

- выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

- действовать с пластилином: отламывать  от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладонями круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа), сплющивать шарик между ладоней, объединять две вылепленные формы в один предмет, изображать в лепке различные предметы.

- планировать свою работу и доводить ее до конца.

Дети начнут сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями. В результате у них будет развиваться связанная речь, коммуникативные навыки.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы –  от 2 до 4 лет.

Сроки реализации программы 1 год.

Формы диагностики уровня освоения программы:

- проведение диагностики в начале и в конце реализации программы;

- организация выставок, участие в конкурсах.

Педагогические условия для реализации программы:

Создание развивающей среды в дошкольном учреждении.

Разработка интегрированных занятий по изобразительной деятельности и музыкально-ритмическим движениям.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Практика

1

Рисование

12

12

2

Аппликация

12

12

3

Лепка

12

12

4

Лого ритмика

12

12

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, пояснение, сюжетно-ролевая игра)
- наглядные (показ действий педагогом, демонстрация, рассматривание)
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, сотворчество педагога и ребенка)

Список необходимого материал:
- Альбомы для рисования, бумага для акварели (формат А-3)
- Гуашь (6-9 цветов)
- Глина, пластилин
- Восковые мелки
- Кисти «пони» или «белка» № 3, № 5
- Клей карандаш
- Цветная бумага
- Магнитофон

Список литературы.

    1. Кроха под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой – М.: Просвещение, 2004 г
    2. Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
    3. Е.А.Янушко Лепка с детьми раннего возраста – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
    4. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.