Эпоха Великих географических открытий. Открытие и исследования материков. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Введение

Применение компьютерной техники, мультимедийных средств, интерактивных обучающих программ дает положительный эффект при изучении предметов. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Использование интерактивных карт с автоматически проверяемыми заданиями – современный эффективный инструмент для работы по географии на уроках и во внеклассной работе. Наличие подсказок позволяет школьникам работать с заданиями дома, без помощи учителя.

Мы предлагаем вам воспользоваться нашими интерактивными картами с подсказками для виртуального путешествия с великими путешественниками эпохи Великих географических открытий.

Карты открываем через .

Цель: сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии географии.

Задачи обучающие: способствовать формированию знаний о развитии географической науки в эпоху Великих географических открытий; изучение маршрутов путешествий, совершенных Ф.Магелланом, Х.Колумбом, Дж.Куком, Васко да Гама.

Развивающие: развивать умение работы с географическими и интерактивными картами; развитие у учащихся способностей к анализу информации, высказыванию предположений, умений делать выводы по изученному материалу; развитие произвольного внимания, логического мышления; развитие логического мышления обучающихся, восприятия целостной картины мира; развитие навыков извлечения информации из различных источников, ее первичной обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления причинно-следственных связей и написания сообщений.

Воспитательные: содействовать привитию интереса к изучению географии на примере открытий великих путешественников; воспитание умения слушать товарищей, оценивать их работу.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; называть имена путешественников, их заслуги, правильно использовать в речи географические термины, знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное; учащиеся должны уметь составлять план сообщения; ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей и планом; оценивать работу одноклассников; получать различную информацию из различных литературных и интернет источников.

Форма урока: урок изучения нового материала с использованием интерактивных карт

Продолжительность: 45 минут (проводится в компьютерном классе)

Оборудование урока: физическая карта мира, атласы и контурные карты мира, компьютер, мультимедийный проектор.

1. Предварительная подготовка

Формирование групп

Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Группы составляются с учетом познавательных интересов учащихся. Всего формируется 4 группы:

  • Знатоки истории Христофора Колумба;
  • Знатоки истории Васко да Гама;
  • Знатоки истории Фернана Магеллана;
  • Знатоки истории Джеймса Кука.

Каждая группа получает инструктивную карту с планом изучения области темы, определят лидера и в течение недели работает над проектом, консультируясь у учителя по возникающим вопросам. Учащиеся в различных источниках ищут ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте, готовят выступление – защиту проекта, определяют, кто будет выступать, сдают текстовые материалы.

2. Инструктивные карты

“Знатоки истории Христофора Колумба”

Цель: создать условия для формирования представлений учащимися о роли Х.Колумба в освоении и изучении территории Земли.

Задачи:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний;
  • определять и показывать на карте маршруты путешествий;
  • формулировать вывод о роли Х.Колумба в исследовании Земли;
  • составлять описание территорий открытых Х.Колумбом.

“Знатоки истории Васко да Гама”

Цель: создать условия для формирования представлений учащимися о роли Васко да Гама в освоении и изучении территории Земли.

Задачи:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний;
  • определять и показывать на карте маршруты путешествий;
  • формулировать вывод о роли Васко да Гама в исследовании Земли;
  • составлять описание территорий открытых Васко да Гама.

“Знатоки истории Фернана Магеллана”

Цель: создать условия для формирования представлений учащимися о роли Ф.Магеллана в освоении и изучении территории Земли.

Задачи:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний;
  • определять и показывать на карте маршруты путешествий;
  • формулировать вывод о роли Ф.Магеллана в исследовании Земли;
  • составлять описание территорий открытых Ф.Магелланом.

“Знатоки истории Джеймса Кука”

Цель: создать условия для формирования представлений учащимися о роли Дж.Кука в освоении и изучении территории Земли.

Задачи:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний;
  • определять и показывать на карте маршруты путешествий;
  • формулировать вывод о роли Дж.Кука в исследовании Земли;
  • составлять описание территорий открытых Дж.Куком.

План урока

I этап: организационный – 3 минуты

II этап: подготовка к основному этапу занятия -5 минут

III этап: основной (защита и работа с проектами) – 25 минут

VI этап: подведение итогов – 7 минут

VI этап: рефлексия – 3 минуты

VII этап: домашнее задание – 2 минуты

Ход урока

Девиз урока: “Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу”. Святой Августин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: организационный

Задача: подготовка учащихся к работе

Учитель рассаживает учащихся по группам

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся

Учащиеся занимают места за рабочим столом в соответствии с выбранной ранее темой исследования;

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

II этап: подготовка к основному этапу занятия

Задача: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний

Учитель сообщает тему урока, акцентирует внимание учащихся на ее значимости, озвучивает девиз урока

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Почему в 15 в. в Европе увеличилось производство товаров? За счет чего это произошло.
  2. Почему в Европу золото и серебро ввозили с Востока арабы?
  3. Почему европейцы стали искать пути в загадочную Индию, богатейшую страну того времени?
  4. Что повлияло, что путешественники могли преодолевать большие морские пространства и не заблудиться?
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, объясняют, как понимают высказывание, послужившее девизом урока

Отвечают на поставленные вопросы

III этап: основной

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями

1.Христофор Колумб - известный испанский мореплаватель. Именно его первая экспедиция положила начало активным путешествиям в “Новый свет” и освоению этой территории. “Новым Светом” тогда считали земли, которые сейчас называют южной и северной Америкой и предоставляет слово представителям группы “Знатоки истории Христофора Колумба”

2.Предлагает классу по итогам презентации заполнить таблицу “Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели”:

  • Дата
  • Мореплаватель
  • Открытие

3.Предлагает на контурной карте (стр.5) схематично нарисовать маршруты четырех путешествий Х.Колумба, используя рис.43 стр.68 учебника и интерактивную карту учителя.

4.Васко да Гама - португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. Португальские историки предполагают, что образование и знания о математике, навигации и астрономии Васко да Гама получил в Эворе. Среди его учителей, вероятно, был Авраам Закуто. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, после чего королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Именно тогда о Васко да Гаме услышали впервые.

Предоставляет слово группе “Знатоки истории Васко да Гама”.

5.Предлагает классу по итогам презентации заполнить дальше таблицу “Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели”.

6.Предлагает на контурной карте (стр.5) схематично нарисовать маршрут путешествия Васко да Гама, используя интерактивную карту учителя.

Физкультминутка -1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

7. Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар.  Он родился в 1480 году в Португалии, служил пажом при королевском дворе,  а затем поступил в военно-морской флот. В 1505 году служил в Восточной Африке, участвовал в войне с Индией. Но Ф. Магеллан мечтал совсем о другом – он, как и Колумб, хотел найти короткий путь в Индию.

Предоставляет слово группе “Знатоки истории Фернана Магеллана”.

8.Предлагает классу по итогам презентации заполнить дальше таблицу “Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели”.

9.Предлагает на контурной карте (стр.5) схематично нарисовать маршрут путешествия Фернана Магеллана, используя интерактивную карту учителя.

10.Родился Джеймс 27 октября 1728 года в местечке Мартон английского графства Йоркшир. Посещать школу Кук начал, когда его семья переехала в Грейт Айтон. Отучившись пять лет, он работал на отцовской ферме. А в 18 лет Джеймс становится юнгой.

Первой экспедицией Джеймса Кука стало путешествие из Лондона в Ньюкасл.

Предоставляет слово группе “Знатоки истории Джеймса Кука”

11. Предлагает классу по итогам презентации заполнить дальше та таблицу “Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели”.

12.Предлагает на контурной карте (стр.5) схематично нарисовать маршрут путешествия Джеймса Кука, используя интерактивную карту учителя.

Физкультминутка -2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

1.“Знатоки истории Христофора Колумба” презентуют свою работу (рассказывают сообщения о четырех маршрутах и о роли в исследовании Земли” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2.Представитель группы “Знатоки истории Христофора Колумба” заполняет таблицу у доски, остальные учащиеся – в тетрадях.

3.Организуют работу в парах, выполняют задание, формулируют вывод. Высказывают собственные суждения по данному вопросу.

4.“Знатоки истории Васко да Гама” презентуют свою работу (рассказывают сообщение о маршруте путешественника и о роли в исследовании Земли” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

5.Представитель группы “Знатоки истории Васко да Гама” заполняет таблицу у доски, остальные учащиеся – в тетрадях.

6.Организуют работу в парах, выполняют задание, формулируют вывод. Высказывают собственные суждения по данному вопросу.

7.“Знатоки истории Фернана Магеллана” презентуют свою работу (рассказывают сообщение о маршруте путешественника и о роли в исследовании Земли” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

8.Представитель группы “Знатоки истории Фернана Магеллана” заполняет таблицу у доски, остальные учащиеся – в тетрадях.

9.Организуют работу в парах, выполняют задание, формулируют вывод. Высказывают собственные суждения по данному вопросу.

10.“Знатоки истории Джеймса Кука” презентуют свою работу (рассказывают сообщение о маршруте путешественника и о роли в исследовании Земли” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

11.Представитель группы “Знатоки истории Джеймса Кука” заполняет таблицу у доски, остальные учащиеся – в тетрадях.

12.Организуют работу в парах, выполняют задание, формулируют вывод. Высказывают собственные суждения по данному вопросу.

VI этап: подведение итогов

Задача: анализ и оценка успешности достижения цели

1.Учитель делает основной вывод о развитии географической науки в эпоху Великих географических открытий, вновь предлагает пояснить смысл высказывания, послужившего девизом урока.

2.Просит учащихся оценить свою работу на протяжении всего урока, а лидерам групп оценить работу участников группы, учитывая степень участия в проекте и поставить оценку в листе самооценки. Если вы заработали “9” или “10” скажите вслух “Я молодец!”

3.Подводит итоги работы групп, выставляет оценки за работу над проектом, благодарит учащихся за работу

1.Учащиеся анализируют свою работу, подводят итоги.

Учащиеся делятся на две группы:

Учащиеся 1 группы письменно отвечают на вопросы теста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Учащиеся 2 группы выполняют задания разработанных учителем интерактивных карт по выше рассмотренным путешественникам (выбор определяется случайным выбором компьютера) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

На выполнение отводится 5 минут. После выполнения учащиеся меняются местами, т.е. если выполнял тест на листочке, после его выполнения садится за компьютер, если выполнял вначале задание интерактивной карты, садится за стол и работает над тестом. Листы с правильными ответами учитель выдает индивидуально каждому ученику. Работу с интерактивной картой оценивает компьютер. Задание можно увидеть, кликнув кнопку “Подсказка”)

VI этап: рефлексия

Задача: оценить готовность к дальнейшей практической деятельности

Продолжи фразу
  • Сегодня на уроке я научился...
  • Мне было интересно..
  • Мне было трудно...
  • Я понял, что...
  • Я почувствовал, что...
  • Больше всего мне понравилось...

Ответь на вопрос

  1. Что ты получил от этого урока?
  2. За что ты можешь себя похвалить?
  3. За что ты можешь похвалить одноклассников?
  4. За что ты можешь похвалить учителя?
  5. Что ты приобрел?
  6. Что тебя удивило?
Учащиеся продолжают фразу начатую учителем.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

VII этап: домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов действий

1.Учитель предлагает каждой группе выполнить творческое задание к следующему уроку – представить (листовку, газету, плакат, буклет), убеждающий в необходимости современных географических исследований (идет подготовка к следующей теме урока). Домашний параграф 15, для выполнения творческого задания воспользоваться текстом параграфа 16. 1.Учащиеся записывают задание, обмениваются мнениями в творческой группе.

Приложение 5

ЛИТЕРАТУРА

1. Уроки по учебному предмету “Человек и мир” в 5 классе: пособие для учителей учреждений общ.сред.образования с белорус. и рус.яз.обучения .Я.Н.Яцкевич, П.С.Лопух. – Минск: Аверсэв, 2014. – 157 с.

2. Уроки по учебному предмету “География” в 6-9 классах: пособие для учителей учреждений общ.сред.образования с белор. и рус.яз. обучения /О.В.Сарычева. – Минск: Аверсэв, 2015. – 383 с.

3. Человек и мир: учеб.пособие для 5-го кл. учреждений общ.сред.образования с рус.яз.обучения /П.С.Лопух, О.В.Сарычева, Л.В.Шкель. – Минск: Народная асвета, 2016. – 143 с.

4. Первое кругосветное путешествие Магеллана. http://korabley.net/news/pervoe_krugosvetnoe_puteshestvie_magellana/2008-12-16-82 /ресурс доступен: 15.03.2017.