Технологическая карта урока по теме "Задачи на дроби". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Базовый учебник - Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.М.: “Просвещение”, 2013.

Цель урока

  • закрепление знаний и навыков решения задач на дроби;
  • развитие познавательных интересов, навыков работы в парах;
  • воспитание информационной культуры обучающихся, повышение мотивации обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.

Задачи урока:

  • Обучающая – повторить правила нахождения части от числа и числа по его части, правила умножения и деления дробей, учиться работать над задачей.
  • Развивающая – развивать наглядно-образное мышление, память, внимательность, познавательный интерес.
  • Воспитательная – воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы; воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе; учить работать в парах.

Тип урока - урок закрепления знаний.

Необходимое оборудование – презентация к уроку, оценочные листы, материал для работы в парах, разноуровневые карточки для работы в парах , справочный материал( план решения задач на части), доска, мел.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Формируемые УУД
1 Организационный момент Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой на урок. Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, вспоминают значение сигнальных карточек   Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Регулятивные (организация своей учебной деятельности(

Личностные (мотивация учения)

2 Мотивационное начало урока Организует беседу по вопросу “Почему предмет математика один из самых важных в школе?”

“Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Где есть желание, найдется и путь”. Дьёрдь Пойа (венгерский швейцарский и американский математик).

Отвечают на вопрос учителя. “Почему предмет математика один из самых важных в школе?” Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль, коррекция)
3 Постановка темы и цели урока Проводит параллель с ранее изученным материалом, и просит учащихся сформулировать тему, цель и задачи урока.

Уточняет понимание поставленных целей.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Формулируют тему цель, задачи урока. Записывают в тетради тему урока Затем цели появляются на экране ПК Регулятивные (целеполагание)

Личностные (самоопределение)

Познавательные (умение строить речевое высказывание в устной форме)

4 Актуализация знаний - Организует работу по повторению правил, разминку Участвуют в работе по повторению правил. Формулируют правила нахождения части от числа, числа по его части, умножения и деления дробей.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Найдите
  • 3/4 от 20?
  • 2/7 числа – это 14. Найдите все число.

2. Разминка

  • Сколько минут содержится в половине, в трети, в четверти часа?
  • В тетради 24 страницы. Сколько чистых страниц осталось в тетради, если исписали четверть всех страниц?
  • Потратили 1/2 от 40 р. Сколько денег потратили?
  • Потратили 50 рублей, это составило 1/6 первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег
 
5 Математический диктант Организует самостоятельную работу, взаимопроверку в парах. Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку. Математический диктант (Приложение 1).

Найти часть числа

1) 1/3 от 30 =

2) 2/5 от 40 =

3) 3/7 Найдите число по его части

4) 1/8 составляет 15

5) 2/3 это 48

6) Решите уравнение:

2/5 * x = 3/7

Дополнительно

7) Вычислить

(1 1/2 - 3/8) : 3 =

от 2/5 =

Выполняют физкультминутку

Познавательные (умение строить речевое высказывание в устной форме)

Коммуникативные (участвовать в обсуждении)

Регулятивные (фиксировать индивидуальное затруднение)

6 Систематизация и закрепление знаний Организует работу над задачей по готовому чертежу (см. презентация) Определяют тип задачи на дроби, предлагают план решениия. Задача.

В альбоме фотографий у Игоря заполнено 3/8 страниц, а свободных 20 страниц. Сколько всего страниц в альбоме для фотографий.

(Использую заготовки к урокам учителя математики Савченко Е.М. “Задачи на движущихся моделях”).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Регулятивные (умение адекватно анализировать правильность выполнения действий, вносить коррективы, оценка)

Личностные (формирование готовности к самообразованию)

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

7 Самостоятельная работа в парах 2) Организует работу в парах по решению задач

Физкультминутка (см. в презентацию), либо может провести физорг класса без ПК.

- на 2 уровня Средний и Выше среднего

Проверяет правильность решения, просит сделать “прикидку ответа”, для тех детей, что испытывают затруднения, оказывает помощь.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Подбадривает словами.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Организует работу с оценочными листами.

Работают в парах. Высказывают свое предположение в паре по решению задач, выполняют решение.

Осуществляют самооценку.

Пример задач Среднего уровня

(Приложение 1)

1. Мальчик прочитал 30 страниц, что составило 1/3 страниц книги. Сколько страниц в книге?

2. На ветке сидели 15 птиц, 2/3 их числа улетели. Сколько птиц улетело?

3. Велосипедисты за два дня проехали 48 км. В первый день они проехали 2/3 всего пути. Сколько км они проехали во второй день?

4. Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу?

Пример задач выше среднего уровня

1. Мальчик прочитал 15 страниц, что составило треть всех страниц книги. Сколько страниц в книге?

2. В вазе лежало 5 яблок. Мальчик взял половину всех яблок и еще пол яблока. Сколько яблок взял мальчик?

3. В прошлом месяце цена товара составляла 90 рублей. Теперь она понизилась на 3/10 этой суммы. Какова теперь цена товара?

4. На ветке сидели 24 птицы; 2/3 их числа улетели. Сколько птиц осталось?

Личностные (формирование готовности к самообразованию, осознание ответственности за общее дело)

Регулятивные (умение адекватно анализировать правильность выполнения действий, вносить коррективы)

Коммуникативные (сотрудничество со сверстниками, аргументация своего мнения, оценка)

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, оценка, обобщение)

8 Подведение итогов урока.

Рефлексия

- Задает вопросы:

Чем занимались сегодня на уроке?

А какие цели ставил на урок?

Достиг ли наш урок цели?

Над чем еще нам нужно поработать?

- Проводит рефлексию, используя утверждения на экране.

Оценивают свою работу на уроке в оценочных листах

(Приложение 2), выполняют рефлексию урока.

- Отвечают на вопросы учителя.

- Проговаривают цели урока

- Отмечают что не получилось и почему?

Рефлексия

“Я решаю задачи на дроби......”

Могу объяснить решение другу.

Распознаю типы задач на дроби, справляюсь с решением.

Не совсем уверен в решении.

Еще надо поработать.

Регулятивные (оценка, планирование)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, аргументация)

Познавательные (рефлексия способов и условий действий, адекватное понимание причин успеха

9 Информация о домашнем задании Сообщает и поясняет домашнее задание.

Благодарит детей за урок.

Записывают домашнее задание в дневники Из учебника п.38 стр.184 №7(б), №3(3) 1 стр.

Творческое задание: Составить две задачи на дроби.