Методическая разработка "Мы и наше здоровье". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • ввести понятие “внешнее” и “внутреннее” строение тела человека;
  • познакомить с частями тела и внутренними органами человека;
  • дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза; развивать интерес к познанию собственного организма;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и стремление к здоровому образу жизни.
  • умения работать в коллективе;

Авторский медиапродукт:

  • презентация к уроку, компьютер, мультимедийное оборудование, электронная физминутка, таблица “Строение тела человека”, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, скелет человека, воздушные шарики, цветные карандаши, скелет и силуэт человека (листы), тест, кроссворд,
  • карточки с названиями частей тела и органов человека, мешочек с предметами.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети.

- С каким настроением вы пришли в школу?

2.Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.

Я, ты, он, она – вместе целая семья.
В слове “Мы” сто тысяч “я”:
Большеглазых, озорных,
Темных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых.
В городах и селах. (слайд №1)

Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе?

- Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? (Слайд 2)

- Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать – как?

- Внимание на экран. Что вы видите? (машину) (Презентация, слайд 3)

- Какие части машины снаружи? (двери, окна, колеса, фары...)

- А что находится внутри машины? (сиденья, руль, двигатель...)

- То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины.

- То, что видим внутри – это внутреннее строение машины.

- Человек тоже имеет внутреннее и внешнее строение. (Слайд 4)

3. Сообщение темы урока.

- А знаете ли вы, как устроены мы с вами?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека, как работают и взаимодействуют его органы. Посмотрите на экран.

Тема нашего урока: “ Тело и его строение.” (Презентация, слайдов)

В течение урока нам предстоит ответить на вопросы. Посмотрите, что это за вопросы. Прочитайте. (Презентация, слайд 5).

1.Внешнее строение тела человека.
2. Скелет.
3. Что у нас внутри? (внутреннее строение тела человека).
4. Сила мышц.
5. Разные лица.
6. Зачем нам знать строение тела человека?
7. Зачем нам еда?
8. Органы чувств.

4. Изучение нового материала.

Итак, первый наш вопрос. (Презентация, слайд 6).

А) Внешнее строение тела человека. Зрительное восприятие целостной картины тела человека.

- Встаньте, пожалуйста.

Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи

Погладьте себя по голове. (Презентация, слайд 7).

Покажите шею. Далее туловище.

На туловище похлопайте по груди, покажите спину. (Презентация, слайд 8).

Погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. (Презентация, слайд 9).

Потопайте ногами. (Презентация, слайд 9).

Молодцы! Садитесь.

- Какие части тела относятся к внешнему строению тела человека? (ответы детей).

- Правильно! К внешнему строению тела человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находится грудь, спина, живот, потом руки и ноги. (Презентация, слайд 10).

- Переходим ко второму вопросу. (Презентация, слайд 11)

Проблемные вопросы .

Б) Скелет. Проблемные вопросы . - Постучите себя по лбу. Чувствуешь, что-то твердое под кожей? Это кость. В нашем теле 212 костей. (Презентация, слайд 12). Они служат опорой организму и защищают его важнейшие внутренние части. Найдите друг у друга позвоночник. Проведите рукой. Позвоночник – это основная часть скелета человека. (Показ позвоночника на деревянном скелете). Он состоит из 33 костей – позвонков, соединенных, словно бусинки. Это делает нас гибкими. (Презентация, слайд 13, 14,15,16,17). Встаньте, дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие мы гибкие! А теперь возьмите ручку и попробуйте, не сгибая руки написать. Невозможно! Поэтому в каждой руке не одна длинная кость, а несколько более коротких, подвижных. Поднимите руки, покажите кисти. В каждой кисти, считая запястье 27 костей. (Презентация 18). Итак, давайте посмотрим на наш скелет и назовем его составные части.

(Работа по листочкам, скелет человека). Молодцы!

- Впереди, нас ждет третий вопрос. (Презентация, слайд 19).

В) Что у нас внутри? (внутренне строение тела человека).

Мы рассмотрели внешнее строение человека, его скелет. А теперь узнаем, что у нас внутри? Тело состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите, читаете. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. - Как думаете, все ваши действия выполняются сами собой, или ими кто – то руководит?

В теле человека есть “командный пункт”, который управляет работой всего организма – это мозг. (Презентация, слайд 20). Головной мозг является нашим центральным компьютером. Он получает информацию о том, как работают все органы тела человека, и отдает им приказы, контролирует работу всего организма. Он состоит из нервных клеток. (Презентация, слайды 21,22,23,24,25,26).

- Как же называют головной мозг? (Командный пункт или центральный компьютер).

- Какую работу выполняет головной мозг? (Управляет работой всего организма).

- В какой части тела располагается этот орган? (В голове).

- На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.

Реакция человека на различные события жизни выражаются эмоциями. Наши эмоции связаны с деятельностью головного мозга. Я сейчас попрошу выйти ко мне... Ф.И ребенка. Я покажу картинку тебе какое чувство человека надо изобразить. (Грусть, удивление, гнев, испуг). Дети вы смотрите и отгадываете, что ....Ф.И ребенка изображает. Например, радость (показываю сама). (картинки чувств можно показать для проверки) Молодцы! Когда мы спим, мозг отдыхает, но не отключается. Наши сны – свидетельство его непрерывной работы. Сны видит каждый человек, просто не все их запоминают. Наш мозг творчески обрабатывает воспринимаемую глазами картинку, и в результате мы порой видим то, чего на самом деле нет. Это называется оптической иллюзией, или просто обманом зрения. (Показ и разбор иллюзий).

Физкультминутка –музыкальная(слайд 27 электронная)

Вот мы с вами активно подвигались, положите руку на грудь, слышите тук-тук, это что у нас? (Сердце бьется). (Презентация, слайд 28). А сердце у нас внутри, мы его не видим. Как у машины есть двигатель, чтобы она работала, так и у нас сердце. (Презентация, слайд 29). Сердце – это мышечный насос, качающий кровь по телу. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам. За 1 минуту 4-5 литров крови перегоняет. (Презентация, слайд 30). (Практическая работа. Дети ,по сигналу учителя считают пульс.) Теперь каждый из вас знает сколько ударов в минуту делает Ваше сердце

- Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по кровеносным сосудам).

- Где находится сердце? (В груди, в левой стороне).

- Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьется. Дети, раскрасьте красным карандашом “сердце” на силуэте человечка. (Презентация, слайд 31).

Следующий орган легкие. (Презентация, слайд 32). Как думаете, как долго человек может не дышать? - Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову

- Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову(Практическая работа. Учитель с секундомером, дети по сигналу делают вдох и задерживают дыхание. Дети делают вывод, что без дыхания человек жить не может.)

- Итак, сколько секунд вы смогли не дышать? Чтобы жить, человеку нужно дышать. Кто знает, при помощи какого органа мы дышим?

Они похожи на две розовые губки. (учитель показывает губку). (Опыт с губкой. У каждого ребенка – губка. Проследите, что происходит с губкой, когда вы ее сжимаете – вы сделали выдох, теперь отпустите губку – вы сделали вдох.)

Какой вывод можно сделать о работе наших легких? Дети делают вывод: При вдохе легкие расширяются, при выдохе - сжимаются)

Расположены легкие в грудной полости, по обе стороны сердца. Легкие нужны, чтобы дышать. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из нее углекислый газ. (Презентация, слайд 33). Когда человек вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхает – сжимаются. (Презентация, слайд 34).

- Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать).

- Где располагаются? (В грудной полости по обе стороны сердца).

- А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы делаем около 23 тысяч вдохов и выдохов.

- Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте, синим карандашом легкие на силуэте человека. - Скажите, зачем мы кушаем? (Ответы детей)

- Верно, мы едим, чтобы жить. Но нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Переработкой пищи занимаются пищи занимаются органы нашей “внутренней кухни”. Кто знает, какие это органы? (Ответы детей)Следующий орган – желудок. (Презентация, слайд 35). Главное отделение “внутренней кухни” - желудок.

В нем происходит подготовка к перевариванию пищи. Он находится в верхней части живота, под ребрами. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Возьмите шарик в руки посмотрите. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается.

- Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу).

- Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой стороны).

- Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человека “желудок” и раскрасьте желтым цветом.

От желудка начинается длинный, извилистый коридор – кишечник. (Презентация, слайд 36). Его длина более 10 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается в нем. (Опыт с бельевой веревкой). Он поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в толстой кишке накапливаются ненужные вещества.

- Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается организмом).

- Где находится кишечник? (В животе).

- Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.

И еще один орган – печень. (Презентация, слайд 37). Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Печень очищает кровь от токсических соединений, выделяет желчь.

- Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике).

-Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части живота).

- Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.

- Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы с вами сейчас разбирали. (Мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень).

- В нашем организме также есть мышцы, они дают движение костям и суставам, заставляют работать внутренние органы. (Презентация, слайд 38,39,40,41,42). Вот и с вами и ответили на следующий наш четвертый вопрос. (Презентация, слайд 43).

Г) Сила мышц.

- В чем же сила мышц? (Они дают движение всему организм).

Переходим к пятому вопросу. (Презентация, слайд 44)

Д) Разные лица.

- По внутреннему строению мы очень похожи, а вот внешне каждый выглядит по- своему. Посмотрите друг на друга. Каким цветом глаза у соседа? У всех разные. А посмотрите на цвет кожи? У всех он одинаковый? Нет. У кого светлее, у кого темнее. А волосы тоже разного цвета и формы. У кого прямые, у кого кудрявые. Совершенно одинаковые волосы, зубы, глаза бывают только у близнецов.

Физкультминутка

- А теперь ответьте мне. А зачем нам нужно изучать наше тело? Это наш шестой вопрос. (Презентация, слайд 45).

Е) Зачем нам знать строение тела человека?

- Правильно! Чтобы сохранять и укреплять здоровье. А как мы можем это сделать? (Делать зарядку, больше ходить пешком, не пропускать уроки физкультуры, правильно питаться). (Презентация, слайд 46,47,48,49).

- Переходим к седьмому вопросу урока. (Презентация, слайд 50).

Ж) Зачем нам еда?

Мы только что сказали, чтобы быть здоровым надо правильно питаться, а что значит правильно питаться? (ответы детей).

- Пища служит для нашего организма своеобразным топливом, которое дает телу необходимую энергию для работы и материал для роста. (Презентация, слайд 51,52,53).

- Мы сказали, нашему организму не обходимы фрукты, вот мы сейчас с вами и проследим, как путешествует обычное яблоко по пищеварительной системе. Возьмем яблоко. Зубами откусываем и пережевываем, чтобы потом проглотить. Глотаем. А теперь кусочки яблока идут к желудку по пищеводу. В желудке яблоко превращается в полужидкое пюре, затем кашица движется по кишечнику. Тело всасывает из нее все что нужно, а все лишнее для организма выводится.

- Дети, мы почти уже на все вопросы ответили. Осталось только поговорить об органах чувств. (Презентация, слайд 54). Это наш следующий вопрос.

З) Органы чувств.

Наше тело вооружено 5 органами чувств. (Презентация, слайд 55).

С их помощью мы получаем всю информацию об окружающем мире.

(Включаю музыку). Послушайте. Что вы услышали? (Звуки, музыку). С помощью чего мы слышим звуки? (Ухо). Звуки идут через ухо к барабанной перепонке, а уже потом нервные окончания передают информацию мозгу. И мы начинаем различать, понимать, какая музыка: тихая или громкая, быстрая или медленная.

Итак, ребята первое чувство – это слух. (Презентация, слайд 56).

А сейчас посмотрите вокруг, что вы видите? А теперь закройте глаза, что вы видите? С помощью чего же мы видим? (С помощью глаз). Свет попадает через зрачок внутрь глаза и фокусируется хрусталиком на его задней стенке. Она покрыта сетчаткой, светочувствительные клетки которой воспринимают картинку и передают ее в мозг по зрительным нервам. Вот именно с помощью зрения, мы различаем предметы их форму, цвет, размер.

- Это ребята, второе чувство – зрение. (Презентация, слайд 57).

- А теперь возьмите лимон, откусите, что вы почувствовали? (Кислый вкус). А с помощью какого органа, мы определили вкус лимона? ( Язык). (Презентация, слайд 58). Возьмите зеркало, рассмотрите свой язык. На нем расположены крошечные пупырышки, они называются вкусовыми сосочками. Их чувствительные клетки позволяют нам определить вкус пищи. Каждый его тип – горький, сладкий, кислый и соленый – воспринимается строго определенной частью языка. (Работа по рисунку). Язык помогает нам различать вкус пищи. Это вкусно, сладко буду кушать. А это нет, невкусно.

Это третье чувство – вкус.

Далее возьмем кусочек мыла, понюхайте, что вы чувствуете? (Запах). С помощью чего, мы почувствовали запах? (Нос). (Презентация, слайд 59,60). В носу есть рецепторы, которые передают сигналы о запахах в головной мозг.

- А это четвертое чувство – обоняние.

Когда мы ощупываем какой-либо предмет, чувствительные клетки в коже информируют мозг, твердый он или мягкий, сухой или холодный, гладкий или шершавый. (Презентация, слайд 61).

- Сейчас вы возьмете из мешочка предметы и скажите, каковы они на ощупь? (Дети берут из мешочка предметы, определяют твердый или мягкий и т.д.)

Это пятое чувство – осязание.

5. Закрепление.

- А теперь мы проверим, как вы хорошо меня слушали.

Посмотрите пред вами таблица (Презентация, слайд 62,63).

Строение тела человека

Внешнее внутренне

Части тела Органы
Голова Мозг
Шея Легкие
Туловище Сердце
Грудь Желудок
Живот Кишечник
Спина Печень
Руки
Ноги

На столе лежат карточки с названиями частей тела и органов. Вам нужно правильно распределить таблички.

- Следующее задание, я раздам вам кроссворды. Вы должны записать правильные ответы.

- Тестирование. (Презентация, слайд 64).

6. Итог урока.

Вывод:

- Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.

- С чем вы познакомились на уроке?

- Назовите части тела человека?

- Назовите внутренние органы человека?

- Назовите 5 органов чувств?

- Сегодня вы хорошо поработали на уроке, (Презентация, слайд 65).

7. Домашнее задание.

Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека. (Презентация, слайд 66).

Материал этой методической разработки можно использовать частично в разделе “Мы и наше здоровье”