Внеклассное мероприятие по математике "Экология леса в математических расчетах. Не руби с плеча!". 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Задачи:

  1. Применение вычислительных навыков в реальных жизненных ситуациях.
  2. Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, планировать свою работу, вести проектную деятельность.
  4. Воспитание организованности, самостоятельности, бережного отношения к природе.
  5. Обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия и толерантности.

Оборудование: компьютер с подключенной сетью ИНТЕРНЕТ, интерактивный комплекс.

Ход занятия

1 часть.

Слайд 1. Экология леса в математических расчетах

Слайд 2. Экология – слово греческое, oikos – жилище, logos – учение

Слайд 3. Сам термин был введен немецким зоологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем (1866) в книге "Всеобщая морфология организмов". Э.Геккель дал свое определение экологии, как науки: "Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».

Слайд 4.  Заставка. Мы открываем с вами работу нашего расчетного бюро.

Представление команд.

Секция №1 - ………………………
Секция №2 - ………………………
Секция №3 - ………………………
Секция №4 - ………………………
Секция №5 - ………………………
Секция №6 - ………………………

Кто-то может задаст вопрос:

- Почему мы сегодня говорим именно об экологии?

Слайд 5. Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, в целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Слайд 6. Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается.

Какие экологические проблемы вам знакомы? (ответы учеников и обобщение)

  • загрязнение воды;
  • уменьшение толщины озонового слоя;
  • уничтожение зеленых насаждений;
  • ухудшение состояния почв;
  • повышение средних температур, и прочее.

Слайд 7. Заставка. (рассказ учителя)

Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий. Мероприятия к году экологии направлены на улучшение полной экологической обстановки в стране. Потому что природоохранная политика не справляется, несмотря на уменьшение активности производств в промышленности, закупку нового, экологически чистого оборудования, установку современных фильтров и систем очистки.

Уже давно ученые говорят о пагубном воздействии технического прогресса на природу. Экологи всего мира давно бьют тревогу по поводу загрязнения и уничтожения природы. Одной из важнейших экологических проблем является вырубка лесов. Проблемы леса видны особенно в цивилизованных государствах. Экологи считают, что исчезновение лесов приводит ко многим негативным последствиям для Земли и человека. Без лесов не будет и жизни на Земле, это нужно понять тем, от кого зависит их сохранение. Однако древесина уже давно стала товаром, который дорого стоит. И поэтому проблема уничтожения лесов решается с таким трудом. Возможно, люди просто не задумываются, что вся их жизнь зависит от этой экосистемы. Хотя издавна все почитали лес, придавая ему часто магические функции. Он был кормильцем и олицетворял животворящую силу природы. Его любили, к деревьям относились бережно, и они отвечали нашим предкам тем же.

Какой ущерб наносит вырубка леса?

Экологическая проблема исчезновения так называемых "легких" планеты уже волнует многих. Большинство людей считают, что это грозит уменьшением запасов кислорода. Это так, но это не главная проблема. Поразительны масштабы, которые приняла сейчас вырубка лесов. Фото со спутника бывших лесных массивов помогает представить наглядно ситуацию. К чему же это может привести? Ответы учеников.

Слайд 8.

  • разрушается экосистема леса, исчезают многие представители флоры и фауны;
  • уменьшение количества древесины и разнообразия растений приводит к ухудшению качества жизни большинства людей;
  • увеличивается количество диоксида углерода, что приводит к образованию парникового эффекта;
  • деревья перестают защищать почвы (вымывание верхнего слоя приводит к образованию оврагов, а опускание уровня грунтовых вод является причиной появления пустынь);
  • увеличивается влажность почв, из-за чего образуются болота;
  • ученые считают, что исчезновение деревьев на склонах гор приводит к быстрому таянию ледников.

Слайд 9. По подсчету исследователей, вырубка леса приносит мировой экономике ущерб на сумму до 5 триллионов долларов в год.

Решение проблемы исчезновения лесов.

Как вы считаете, как можно решить проблему исчезновения лесов?

Экологи предлагают множество путей сохранения лесов. Вот лишь некоторые из них:

Слайд 10.

  • переход с бумажных носителей на электронные;

Слайд 11.

  • сбор макулатуры и раздельное собирание мусора уменьшат использование древесины для производства бумаги;

Слайд 12.

  • создание лесных ферм, на которых будут выращиваться деревья ценных пород, имеющие самые маленькие сроки взросления;

Слайд 13.

  • запрет на вырубку в природоохранных зонах и ужесточение наказания за это;

Слайд 14.

  • повышение госпошлины на вывоз древесины за границу, чтобы сделать его невыгодным.

Слайд 15.

Исчезновение лесов пока не волнует обычного человека. Однако многие проблемы связаны именно с этим. Когда мы с вами поймем, что именно леса обеспечивают нам нормальное существование, может быть, мы более бережно будем относиться к деревьям. Каждый из нас может внести свой вклад в возрождение лесов планеты тем, что посадит хотя бы одно дерево. (Обратить внимание на данные слайда)
Мы начинаем работу нашего расчётного бюро. Сегодня каждый из вас предстанет в роли экономиста и мы попробуем решить в этот раз важную экономическую задачу и экологическую задачу.

2. Основная часть

Слайд 16.

«Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат известному писателю А.П.Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

 «Лесные богатства России».

В наше бюро поступило письмо для расчетов одного из основных богатств России. Письмо оказалось зашифрованным. Вместо привычных нам арабских цифр данные в нем были записаны римскими цифрами, которые в последнее время реже употребляются. Задача наших секторов прочитать письмо, получить данные, зашифрованные в нем. Работа оценивается по 6-ти бальной шкале скорость и по 5-ти бальной шкале правильность найденных данных.

Команды получают задание в конвертах.

«Лес – одно из самых основных богатств Росси.

Наши леса занимают территорию площадью MCLXXXI млн га, что составляет LXXXI млрд м3 древесины.

Это четвёртая часть всех мировых лесов. Наше государство внимательно следит за тем, чтобы вырубка леса не наносила ущерба экологии страны. Поэтому каждый год при вырубке DXXXVIII тыс. м3 леса у нас высаживается более DCCC млн м3 нового леса»

Слайд 17. Наши леса занимают территорию площадью 1181 млн га (1181000000 га), что составляет 81 млрд куб. м (81000000000 куб.м) древесины. Это четвёртая часть всех мировых лесов.

Слайд 18. Леса относятся к тем немногим природным ресурсам, которые можно не только расходовать, но и восстанавливать. Наше государство внимательно следит за тем, чтобы вырубка леса не наносила ущерба экологии страны. Поэтому каждый год при вырубке 538400 тыс. куб. м (538400000 куб.м) леса у нас высаживается более 800 млн куб м нового леса.

Слайд 19. Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства, производства бумаги, кинопленки, музыкальных инструментов и т.д. Древесина служит сырьем для производства ценных химических продуктов: кислот, спирта.

Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

Слайд 20. Проектное задание

Нашему бюро поручено задание.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы произвести бумагу и издать учебники «Математика-6», «Русский язык-6», «История средних веков-6», «Английский язык-6», «География-6», «Литература-6» для всех шестиклассников нашей школы. Оценивается правильность вычислений по 5-ти бальной шкале.

Представители команд вытягивают конверты с заданием.

Слайд 21.

1 этап - планирование (составляется вместе с обучающимися).

  • Вычислить площадь одного листа учебника.
  • Найти площадь всех листов учебника.
  • Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, найти площадь листов всех учебников.
  • Найти в Интернете, какую площадь вырубают, чтобы получить 1 м² бумаги.
  • Найти, сколько вырубили леса для изготовления всех учебников.

2 этап – деятельностный

«Математика»

1. Измерения листа учебника: 16,3 см и 21,5 см.
Тогда площадь листа:

S = а · в = 16,3 ·21,5 = 350,45 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 144

350,45 · 144 = 50464,8 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

50464,8 · 148 =7468790,4 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

746,87904 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

746,87904 · 0,00025 = 0,37343952 га

округлим ответ до десятых:

0,18671976 га ≈ 0,2 га

«Русский язык»

1. Измерения листа учебника: 16 см и 21,2 см.

Тогда площадь листа:

S = а · в = 16 ·21,2 = 339,2 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 96

339,2 · 96 = 32563,2 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

32563,2 · 148 = 4819353,6 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

481,93536 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

481,93536 · 0,00025 = 0,12048384 га

округлим ответ до десятых:

0,12048384 га ≈ 0,1 га

«История средних веков»

1. Измерения листа учебника: 16 см и 21,5 см.

Тогда площадь листа:

S = а · в = 16 ·21,5 = 344 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 144

344 · 144 = 49536 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

49536 · 148 =7331328 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

733,1328 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

733,1328 · 0,00025 = 0,1832832 га

округлим ответ до десятых:

0,1832832 га ≈ 0,2 га

«Английский язык»

1. Измерения листа учебника: 20,2 см и 29,4 см.

Тогда площадь листа:

S = а · в = 20,2 · 29,4= 593,88 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 72

593,88 · 72 = 42759,36 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

42759,36 · 148 = 6328385,28 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

632,838528 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

632,838528 · 0,00025 = 0,158209632 га

округлим ответ до десятых:

0,158209632 га ≈ 0,2 га

«География»

1. Измерения листа учебника: 16,2 см и 21,2 см.

Тогда площадь листа:

S = а · в = 16,2 ·21,2 = 343,44 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 144

343,44 · 144 = 49455,36 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

49455,36 · 148 = 7319393,28 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

731,939328 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

731,939328 · 0,00025 = 0,182984832 га

округлим ответ до десятых:

0,182984832 га ≈ 0,2 га

«Литература»

1. Измерения листа учебника: 16,3 см и 21,5 см.

Тогда площадь листа:

S = а · в = 16,3 ·21,5 = 350,45 см²

2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов – 152

350,45 · 152 = 53268,4 см²

3. Учитывая, что в школе 148 шестиклассников, следует умножить данный результат на 148 и получается площадь листов всех учебников.

53268,4 · 148 = 7883723,2 см²

4. Выразим результат в квадратных метрах.

788,37232 м²

5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25 га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие:

788,37232 · 0,00025 = 0,19709308 га

округлим ответ до десятых: с

0,19709308 га ≈ 0,2 га

Результаты сдают жюри.

3 этап – анализ работы (после высказываний обучающихся)

Образование сопряжено с огромными природными разрушениями, т.к. вырубка леса влечет за собой нарушение животного мира, климата. Поэтому прежде, чем портить учебник, следует подумать, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

Слайд 22. Напрашивается вопрос: сколько деревьев гибнет впустую по вине шестиклассников нашего центра за один учебный год? Сколько надо собрать макулатуры, чтобы спасти эти деревья?

Слайд 23. Проектное задание
Проектное задание выполняется на время. Оценивается время выполнения по 6-ти бальной шкале и по 5-ти бальной шкале правильность найденных данных.

1 этап - планирование (составляется вместе с обучающимися)

  • Записать, полученные результаты площадей вырубки леса, необходимых для издания учебников.
  • Найти в Интернете, сколько деревьев примерно растет на 1га или взять подсказку (-0,5 балла).
  • Вычислить, сколько вырубили деревьев для изготовления всех учебников.

2 этап – деятельностный

Два члена команды проводят вычисления, остальные работают над буклетом.

1. Вычисление суммы площадей вырубки леса, необходимых для издания учебников:

0,2+0,1+0,2+0,2+0,2+0,2=1,1 га

2. В Интернете на найдена информация, что на 1 га растет примерно 400 деревьев.

3. Значит на площади 1,1 га растет примерно 400 * 1,1 = 440 деревьев.
1т. макулатуры ≈ 10 деревьев.

440 :10 = 44 т макулатуры.

3 этап – анализ работы (после высказываний обучающихся)

Итак, для изготовления 6 учебников для шестиклассников нашего центра необходимо вырубить лес на площади, примерно равной 18 дачным участкам.

Нельзя забывать, что из-за небрежности только по вине наших учеников каждый год может погибнуть лес на площади, примерно равной 1,1 га.

Мы с вами провели исследовательскую работу, получили расчетные данные. Результатом нашей работы станет выпуск буклета, на страницах которого вы отразите свои мини-проекты и полученные данные.

Это буклет мы распространим среди учащихся нашего центра, чтобы познакомить их с данной проблемой и предотвратить уничтожение лесных богатств нашей Родины.

Каждая секция нашего бюро должна оформить одну страницу для буклета.

Эскизы страниц сдают жюри.

Жюри подсчитывает баллы.

Слайд 24. Что может сделать каждый из нас сейчас, чтобы сберечь лес?

Объявление результатов.