Урок истории по теме "Церковь после смуты". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Учебник. История России. 7 класс. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А., И.В.Курукин, А.Я.Токарева, издательство «Просвещение» 2016 г.

Параграф 24.

Цель урока: выявить причины и последствия церковного раскола.

Задачи урока:

  • Предметная
    • уметь выделять проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в., причины и последствия церковного раскола;
    • воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому;
    • развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями;
    • познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона;
    • усвоение содержания понятий - церковная реформа, раскол, старообрядцы, никониане;
    • усвоение основных событий и хронологии раскола – 1653-1655, 1666-1667;
    • знание основных участников событий: Никон, Аввакум
  • Познавательная - уметь составлять и анализировать таблицу;
  • Регулятивная – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
  • Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнения заданий в паре устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты.
  • Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, веротерпимость.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая, парная.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

План урока

  1. Организационный этап (1 мин).
  2. Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).
  3. Изучение нового материала и закрепление знаний (18 мин).
  4. Закрепление (15 мин)
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин).

Ход урока

Вводное слово учителя. Прочитайте высказывание историка С.М. Соловьева. Как вы думаете, какова тема нашего урока, с чем она связана?

«Столкновение между старыми и новыми учителями повело к расколу, к церковному мятежу…Раскольники, церковные мятежники явились и мятежниками гражданскими, не признававшими власти, которая в их глазах гнала правую веру, власти антихристовой».
Сейчас мы поиграем в игру «Составь слово». Перед вами варианты ответов, ваша задача в паре выбрать правильный ответ на вопрос. На обратной стороне ответов буквы. После ответов на вопросы вы узнаете, что о чем пойдет речь на уроке.

1. Годы правления Алексея Михайловича?
а) 1645-1676 (р)
б) 1676-1682 (в)

2. Годы правления Федора Алексеевича?
а) 1676 – 1682 (е)
б) 1796-1801 (к)

3.Годы правления Михаила Федоровича Романова?
а) 1645-1676 (а)
б) 1613-1645 (ф)

4. Когда было первое ополчение?
А) 1612 (с)
б) 1611 (о)

5. В каком городе было собрано первое ополчение ?
А) Новгороде (о)
б) Рязани (р)
в) Москве (м)

6. В каком городе было собрано второе ополчение ?
А) Новгороде (м)
б) Рязани (п)
в) Москве (у)

7. Кто был патриархом при Михаиле Федоровиче Романове?
А) Иов (е)
б) Гермоген(у)
в) Филарет (а)

Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое поможет вам понять о чем пойдет речь на нашем уроке. (реформа)

Какие цели и задачи урока мы будем решать?

Сегодня мы совершим восхождение на вершину пирамиды, которое поможет рассмотреть особенности церковной реформы в 1653-1655 годах.
Восходить будем по ступенькам.

Пройдя все ступеньки, мы узнаем, почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России.

Первая ступенька «Последствия вторжения поляков».

В паре выясните, что сделали поляки по отношению к церкви, церковнослужителям, когда были в Москве? (стр.75)

Ответ

  1. Разграбили церковную утварь
  2. Осквернили мощи святых
  3. Уничтожили при отступлении 450 московских церквей.
  4. Убийство служителей церкви
  5. Взятие в заложники служителей церкви

После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - это укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Как происходящее после смуты повлияло на верующих?

Укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.

Укреплен авторитет и власть царя М.Ф.Романова

Не решены церковные вопросы.

А сейчас мы подошли ко 2 ступеньки «Никон и Аввакум».

Два активных участника церковной реформы: Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности. Сейчас мы с вами с ними познакомимся.

Учащиеся рассказывают индивидуальные задания о биографии Никона и Аввакума.

А сейчас 3 ступенька «Церковная реформа». Разобьемся на 4 группы. В группах заполните таблицу, используя материал на странице 76. (Приложение №1)

 

Никон

Аввакум

Название верующих

 

 

Крещение

 

 

Поклоны

 

 

Пение

 

 

Движение верующих в церкви

 

 

Написание имени Христа

 

 

После работы проверяют данную таблицу:

До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)- никониане

Крещение двумя перстами
Земной поклон
Двукратное пение "аллилуйя"
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу
Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами
Поясной поклон
Троекратное пение "аллилуйя"
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца
Написание имени Христа: Иисус

Многие люди отвергли реформы Никона.

Таким образом, произошел раскол: на старообрядцев и никониан. Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне.

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу.

4 ступенька «Разногласия между царем и патриархом»

  • 1 группа - причины ссоры Никона с Алексеем Михайловичем? (хотел править вместе с царем).
  • 2 группа - Что сделал Алексей Михайлович, когда Никон заявил, что хочет с ним разделить власть? (перестал ходить на богослужения, приглашать Никона на государственные приемы)
  • 3 группа - Почему Никон заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь? (Так как царь перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву).
  • 4 группа - Что делал Алексей Михайлович после сложения патриарших полномочий Никона? (церковный суд над Никоном, земский собор)

5 ступенька – Цековный собор

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Индивидуальные рассказы биографии Никона, Аввакума (в презентации)

6 ступенька - «Протесты старообрядцев»

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (1675-1695 - 20 тыс. старообрядцев)

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.

7 ступенька «Итоги»

У вас на столах лежат алгоритмы (Приложение № 2). Откройте их и найдите правила составления синквейна.
Составьте синквейны к словам:

  • 1 группа – раскол
  • 2 группа - церковная реформа
  • 3 группа - никониане
  • 4 группа - старообрядцы

Была она нужна церковная реформа стране? К чему привел раскол? (Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям).

В группах определите, что произошло с церковью после смуты:

  • церковь вовлечена в политическую борьбу времен смуты
  • сложились условия для церковной реформы
  • изменение обрядовой стороны православия
  • раскол верующих на никониан и старообрядцев
  • борьба народа против гнета властей.

Вернемся к нашей проблеме: почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? (весь народ, применение силы, много жертв)

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Но это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении показало, что церковь стала как одно из второстепенных ответвлений государственной власти.

А сейчас мы проведем «Свою игру».

Каждая из групп выбирает вопрос. Подсчитываем правильные ответы и выявляем победителя.

1.Движение, которое объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона? (а) старообрядцы, б) никониане)

2.Какой патриарх укрепил роль церкви в государстве (а)Филарет, б)Аввакум, в) Никон)

3.Основатель церковной реформы (а)Филарет, б) Аввакум,в) Никон)

4.Лидер старообрядцев (а)Филарет, б)Аввакум, в) Никон)

5.Какое событие произошло в 1666 году? (церковная реформа, соборное уложение, церковный собор)

6. В каких годах была церковная реформа? а) 1666-1667,б) 1653-1655, в) 1497, г) 1450

7. Итог церковного собора по отношению Никона? (лишился сана и сослан в монастырь на пожизненное проживание)
а) лишился сана
б) сожжен
в) сослан в монастырь на пожизненное проживание
г) приговорен к заточению в земляной тюрьме

8. Итог церковного собора по отношению к Аввакуму?
а) лишился сана
б) сожжен
в) сослан в монастырь на пожизненное проживание
г) приговорен к заточению в земляной тюрьме

9. По каким образцам должны быть написаны книги? А) древнегреческим образцам, Б) древнерусским образцам, В) католическим образцам

Ответы 1.а, 2 а – Филарет, 3в – Никон, 4 б- Аввакум, 5 в –церковный собор, 6 б, 7 – а,в, 8- б,г, 9-а

Рефлексия.

Каждый из вас участвовал в ходе урока.

Задача группы - выставить оценку каждому учащемуся, соотнося степень участия в работе.

Поднимите руки

  • у кого оценка «5»
  • оценка «4»
  • оценка «3»

Молодцы!

А теперь сами оцените свою работу, ответьте на 3 вопроса:

1. Как я усвоил (а) материал?

  • Усвоил весь материал - 9-10 баллов
  • Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов
  • Мало что понял - 4 – 6 баллов

2. Как я работал (а)?

  • Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов
  • Допустил ошибки - 7- 8 баллов
  • Не справился - 4-6 баллов

3. Как работала группа?

  • Совместно выполняли задания - 9-10 баллов
  • Не все были активны - 7- 8 баллов
  • Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов

Продолжите предложение:

  • Я удивился…
  • Я задумался …
  • Я понял…

Домашнее задание: параграф 24.

  • 1 уровень - ответить на вопросы после параграфа.
  • 2 уровень - Как вы думаете, кто был прав в религиозных спорах о вере и обрядах Никон или Аввакум?