Тема урока: «Правовое государство». 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (623 кБ)


Класс: 9

Автор УМК: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /[Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011.

Задачи и планируемые результаты

Задачи:

  • Общеобразовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
  • Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся смогут раскрыть сущность понятия “правовое государство”, выявлять признаки правового государства.
  • Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.
  • Метапредметные: продолжат учиться работе с письменными историческими (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.

Формы, связи и ресурсы

Межпредметные связи: история, правоведение.

Формы деятельности: парная

Формы обучения: деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.

Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.

Тип и цель урока

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.
  • Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
  • Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия повторения изученного материала - кластер (слайд 1, 2)

Постановка проблемы.

Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (проблема) (слайд 3)

В современной науке существует много классификаций государств. Одна из них – деление на развитые и неразвитые государства, где основным критерием является глубина демократии, положение личности и наличие комплекса прав и свобод. Как вы полагаете, государство с какой формой правления мы можем назвать развитым? Почему? (республика)

У вас на партах лежат словарные материалы, определяющие понятия государства. Ваша задача, ознакомившись с данными материала, выделить общий признак, встречающийся во всех определениях.

Итак, подумайте и скажите о каком государстве мы сегодня с вами будем говорить. (слайд 4)

Учащиеся по представленным определениям формулируют понятия.
Стадия изучения нового материала.

Теперь давайте сформулируем основные признаки правового государства.

Я предлагаю вам проанализировать еще один документ – мнение двух российских юристов О.Г.Румянцева и В.Н. Додонова о правовом государстве и, посоветовавшись друг с другом, определить признаки правового государства. (слайд 5)

Ребята определяют, что четко просматривается признак подчинение праву

Ребята формулируют тему урока.

Работа по рядам: используя текст конституции. (слайд 6). Ребята перечисляют признаки.
Важным признаком для правового государства является верховенство права. (слайд 7)

- в чем заключается верховенство основного закона?

- в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Это пункты 2 и 4.)

Работа по рядам.
Признак незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства (слайд 8)

- как вы понимаете данный признак?

Признак правового государства взаимная ответственность государства и личности. (слайд 9)

- как вы понимаете данный признак?

- о чем они?

(Данный признак выражается в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам, так как является основным Законом государства; органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы).

В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

У каждого человека есть неотъемлемые права, которые обеспечиваются законом. В свою очередь каждый гражданин РФ обязан перед Законом и государством, соблюдая необходимые нормы.

Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей также способствует правовому ограничению государственной власти.

- на какие три ветви происходит разделение властей? (слайд 10)

- давайте попробуем заполнить пропуски в схеме, используя Конституцию РФ: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п. 1), 111 (п. 1) (слайд 11)

Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина.

Обязанности граждан: платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

- при какой типе республике?

Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ. (слайд 12)

- давайте откроем данную статью и прочитаем ее.

Законодательную, исполнительную и судебную.
Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права. Законы государства не должны противоречить международному праву. (слайд 13)

- откройте ст. 15, часть 4 и найдите два положения международного права.

Развитое государство принято называть правовым. Понятие правового государства сформировалось в Германии в первой трети 19 в. (слайд 14)

Президентская республика.
Но сама идея правильной государственной власти зародилась в глубокой древности. Еще Аристотель предлагал обустроить государство на основе формирования обособленных друг от друга самостоятельных органов. Но именно Шарлю Монтескье удалось наиболее четко выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение английского философа Д.Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. (слайд 15) Комментируют статью.
В России же первый шаг в направлении к правовому государству был сделан после отмены крепостного права в 1861 г. Александром II. Судебные уставы 1864 провозгласили бессословный, независимый суд, основанный на принципах гласности, состязательности при участии суда присяжных. Новая попытка реформ в области прав человека была предпринята в 1905 г. Манифестом царя Николая II от 17 октября были провозглашены некоторые свободы: слова, печати, демонстраций, совести, личной неприкосновенности. Но эти меры оказались непоследовательны и поэтому не привели к правовому государству в России. (слайд 16)

Итак, давай те вернемся к нашей проблеме “Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?”

Развитое государство принято называть правовым. (слайд 17)

Правовое государство – это некий идеал, к которому стремятся все государства. В России в декабре 1993 г. в результате референдума была принята конституция, которая в 1 статье определила наше государство как правовое. Известный швейцарский юрист К. Экштайн, хорошо знакомый с конституциями многих стран мира, считает, что наиболее современной в настоящий момент является Конституция РФ. Однако он подчеркивает, что многое из того, что записано в Конституции, к сожалению, не реализуется. В этом, по его мнению, есть вина россиян. Посовещавшись между собой, вы должны дать ответ на вопрос: “В чем же вина россиян?”.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.
Принятие Конституции и некоторых шагов по созданию правового государства вовсе не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права и свободы человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Нам еще предстоит пересмотреть и усовершенствовать, проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными. Ребята обобщают все вышесказанное и дают определение правового государства.
Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до простого рабочего. Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Необходимо ли нам правовое государство или можно обойтись без него?

Рефлексия.

Не знают Конституции, поэтому не могут цивилизованно отстаивать свои права; не хотят участвовать в выборах, тем самым проявляя безразличие к судьбе страны, не проявляют своей позиции в решении сложных политических проблем и т.д.

Записывают домашнее задание. (слайд 18)

Составить синквейн. (слайд19)

Учащиеся (по парам за партой) должны заполнить текст на карточке. Происходит закрепление материала.

Приложение 1

Приложение 2