Проект "Огонь – друг или враг?" для детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель:

  • Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в природе и быту.
  • Обучение умениям и навыкам, необходимым для действия в экстремальных ситуациях.
  • Включение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Формирование у детей экологической грамотности, бережного отношения к природе и её обитателям;
  • Познакомить с историей возникновения огня. Дать понятие детям, когда огонь – друг, а когда – враг.
  • Углубление и систематизация знаний о причинах возникновения пожаров, об опасности пожаров для окружающей среды и собственного здоровья;
  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах безопасного поведения при возгорании и задымлении на природе и в быту;
  • Познакомить со средствами пожаротушения. Учить приемам элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
  • Расширить знания детей о профессии пожарного, воспитывать уважение и чувство благодарности к людям, которые помогают в трудных ситуациях.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувство осторожности и самосохранения, проводить профилактику по преодолению страха перед огнем;
  • Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности;
  • Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей;

Вид проекта: информационно-творческий, познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий.

Срок реализации проекта: март – май

Актуальность проекта:

В России участились стихийные бедствия, в том числе пожары (пожары в лесу, пожары в быту). Причины пожаров могут быть разные: случайно брошенная в лесу спичка, непотушенная сигарета, неумение обращаться с электрическими приборами, неисправные печи, детская шалость с огнем и многие другие, что приводит к гибели людей, животных, птиц, растений. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Это происходит из-за отсутствия у детей защитной психологической реакции на экстремальные ситуации, несформированных элементарных навыков самосохранения, а также ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей. Реализация данного проекта дает возможность рассказать и показать детям как созидательную, так и разрушающую силу огня, научить мерам предосторожности, а также правилам безопасного поведения при возникшем пожаре, как в природе, так и в быту, которые помогут сохранить им жизнь.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (здоровье).

Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медперсонал, психолог, родители.

Планируемые результаты проекта:

  • Знания о причинах пожаров на природе и в быту и правилах поведения во время пожара;
  • Повышение экологической грамотности детей, заинтересованности в бережном отношении к природе и её обитателям;
  • Профилактика панического страха перед огнём;
  • Умение правильно реагировать и действовать в экстремальной ситуации;
  • Умение вести ролевой диалог с диспетчером пожарной службы “01”
  • Повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям;
  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; Развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса;
  • Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей;
  • Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
  • Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

- постановка проблемы;

- обсуждение темы проекта с детьми и родителями;

- беседы для уточнения имеющихся знаний у детей об экологической грамотности и пожарной безопасности.

- подбор методической, научной и художественной литературы по теме проекта: чтение энциклопедий, подбор и рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);

- изготовление и приобретение дидактических и настольных игр по тематике проекта

- анкетирование родителей;

- подбор методического материала для родителей.

2. Основной этап:

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников.

- организация и проведение тематической образовательной деятельности

- проведение досугов, викторин, театрализация и инсценировка литературных произведений

- познавательно-исследовательская деятельность

Планируемая работа по реализации проекта:

Вид деятельности:

Беседы:

Участники: дети, воспитатели, психолог, медперсонал.

  1. “Лес – наше богатство”;
  2. “Какую пользу приносит лес?”;
  3. “Лес и его обитатели”;
  4. “Берегите лес!”;
  5. “Берегите лес от пожара!”;
  6. “Спички детям не игрушки”;
  7. “Огонь – друг, огонь – враг”;
  8. “Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом”;
  9. “Правила пожарной безопасности”;
  10. “Наш номер – 01”;
  11. “Если дома ты один”;
  12. “В жизни всегда есть место подвигу”, “Пожарный – отважная профессия!”

Дидактические игры и упражнения:

Участники: дети, воспитатели

“Что растет в лесу?”, “Собери картинку”, “Собери в кузовок”, “Собери букет”, “С какого дерева лист?”, “Отгадай дерево”, “Отгадай по описанию”, “Зачем люди ходят в лес?”, “Как заботиться о лесе?”, “Чей детеныш?”; “Собери семью вместе”; “Чудесный мешочек”, “Ягодка лесная, ягодка садовая”, “Напоминающие (экологические) знаки”, “Мы – волшебники”, “Отгадай и нарисуй”; “Четвертый лишний”, “Назови ласково”, “Доскажи словечко”, “Один - Много”, “Посчитай-ка!”, “Расскажи-ка!”, “Закончи предложение”, “Что изменилось?”, “Скажи наоборот”, “Определи действие”; “Что сначала, что потом?”, “ Горит – не горит”, “ Средства пожаротушения или как можно потушить пожар”, “Причины возникновения пожаров”, “Позвони в пожарную часть!”, “ Хорошо – плохо ”, “Разрешается - запрещается”, “Кросс – вопрос”, “Опасные предметы”.

Дидактические упражнения:

- “Разложи по порядку”;

- “Сообщи о пожаре по телефону”;

- Составление рассказа “Что надо делать, если случился пожар?

- Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок (по тематике проекта);

- Придумай загадку на тему: “Деревья”, “Грибы”, “ Ягоды”, “Лес”, “Дикие животные”, “Огонь”, “Пожар”, “Опасные предметы” и др.;

- Ботаническое лото; “Времена года”, “Лото – пожарная безопасность”, “Обитатели леса”;

- Разрезные кубики, пазлы “Времена года”, “Листья”; “Ягоды”, “Дикие животные”, “Пожар;

- Конструктивная игра “Зашей комбинезон” (подобрать заплатки), “Помоги лесным жителям найти свой дом” (логика);

- Составление телефона пожарной части “01” из счетных палочек, геометрических фигур, мозаик и т.д.;

- Конструирование пожарной машины, номера телефона “01” из ЛЕГО.

Сюжетно-ролевые игры:

Участники: дети

Магазин “Дары леса”, “Лесник”, “Мы – пожарные”, “Один дома”, “Осторожно, пожар!”

Решение проблемных ситуаций:

Участники: дети, воспитатель.

- “У Зайки загорелся дом”;

- “Дым” (“Дым в лесу”, “Дым в квартире”);

Чтение художественной литературы:

Участники: дети, воспитатели

- К.И. Чуковский “Путаница”;

- С.Я. Маршак “Кошкин дом”;

- С.Я. Маршак “Пожар”;

- С.Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”;

- С. Михалков “Дядя Степа”;

- Б. Жидков “Пожар”;

- Б. Жидков “Дым”;

- В. Ровицкий “Друзья в твоем доме”;

- К. Паустовский “Барсучий нос”;

- Е. Хоринская “Спичка-невеличка”;

- Т. Фетисов “Куда спешат красные машины”;

- Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”;

- Л.Н.Толстой “Пожарные машины”;

- Чтение загадок и пословиц по тематике проекта;

- “Огненные” пословицы и поговорки: “Где огонь, там и дым. Слёзы пожара не тушат. Дыма без огня не бывает. Дерево с огнем не дружит. Спичка – невеличка, а Огонь – великан. Упустишь огонь – не потушишь. Огонь – друг и враг человека”;

- Стихотворения о пожаре, правилах пожарной безопасности. Стихи “Нельзя брать спички, зажигалки”;

- Экологические сказки: “Пожар в лесу”, “Сказка о том, как необходимо беречь природу для детей дошкольного возраста”, “Сказка о непослушной спичке”; Сказка-легенда “Как человек подружился с Огнем”;

- Я. Тайц “По ягоды”;

- Г. Горн; “Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких”;

- Т.Д. Нуждина “Энциклопедия для малышей “Чудо – всюду”;

- Выставка книг, альбомов и иллюстраций в книжном уголке по тематике проекта.

- Просмотр и обсуждение мультфильмов по тематике проекта

Экскурсии:

Участники: дети, воспитатели, родители

- Экскурсии в лес, парк: “Пожарная безопасность в природе”, “Берегите лес от пожара!”

- Экскурсия по детскому саду: Знакомство с уголком противопожарной безопасности, эвакуационными путями “Тренировочная эвакуация”.

Пальчиковая гимнастика:

Участники: дети, воспитатели

“Листья” “Лесные подарки”, “Зайка”, “Сидит белка”, “Кап, кап, кап”, “Веснянка”, “Тили-тили-тили-бом”.

Разучивание и проведение физкультминуток:

Участники: дети, воспитатели

- “На горе стоит лесок”, “Помощники - пожарные”, “Насос”, “Ветер”, “Деревья”;

Артикуляционная гимнастика

Участники: дети, воспитатели, логопед

- “Общая артикуляционная гимнастика”;

- “Листочки” (развитие длительного плавного выдоха)

Координация речи с движением (Хороводные игры)

Участники: дети, воспитатели

- “Дождик”, “Листья” “По ягоды”, “Мы корзиночку возьмем”, “В лес зеленый мы пойдем”, “Мы весною в лес пришли”, “В лес опять пришла весна”, “Ветерок”, “Что мы сажаем, сажая леса?”, “Чтобы нам быстрей добраться, нужно очень постараться”, “Заяц Егорка”, “На лужайке поутру”

Психогимнастика

Участники: дети, воспитатели, психолог.

- Психологические этюды по сказкам;

- “Злой и Добрый Огонь”

Театрализованная деятельность:

Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель

- Инсценировка сказки К.Чуковский “Путаница”;

- Игра-драматизация: потешка “Кошкин дом”;

- Игра “Лесной переполох” (работа над интонационной выразительностью речи, над развитием мимики);

- Кукольный театр “Пожар в лесу” (экологическая сказка);

- Инсценировка сказок и их эпизодов;

- Инсценировка проблемной ситуации “У Зайки загорелся дом”

Познавательно-исследовательская деятельность:

Участники: дети, воспитатели, родители

- Наблюдение за сезонными изменениями;

- Наблюдения за деревьями и кустарниками в разные времена года;

- Наблюдение “Наш фруктовый сад”. Наблюдение во фруктовом саду;

- Наблюдение за рябиной;

- Наблюдение за березой;

- Наблюдение за елью;

- Солнце — источник тепла и света;

- Наблюдение за черникой;

- Наблюдение за брусникой;

- Наблюдение за смородиной;

- Сбор растений (листья деревьев, кустарников, цветов, ягод) для гербария;

- Наблюдения за птицами

Экспериментально-исследовательская деятельность:

- “Огонь дышит”, (Пожары загрязняют воздух);

- “Опасная свеча”

Подвижные игры:

Участники: дети, воспитатели, физрук.

- “Мы – пожарные”;

- “Пожарные на учениях”;

- “Кто быстрее потушит пожар?”;
- “Спаси куклу из пожара”(“Спасение пострадавших”);

- “Огонь – вода”;

- “Назови (дерево, гриб, ягоду…)”;

- “Сторож и зайцы”;

- “Грибы – шалуны”;

- “Такой листок, лети ко мне!”;

- Кто быстрее соберется у своего дерева”;

- “Елка, береза, дуб”;

- “Перепрыгни через ручеек”;

- “Зайцы и волк”;

- “Хитрая лиса”;

- “Солнце, дождик, ветер”

Ира с мячом:

- “Лови-бросай, сразу отвечай”

- “Почему возник пожар?”

Продуктивная деятельность:

Участники: дети, воспитатели

- Лепка: “Море горит” по мотивам сказки К. Чуковского “Путаница”, “Пожарная машина”, “Первые весенние цветы - подснежники”;

- Рисование: “Лес”, “Кошкин дом”;

Сюжетное рисование: “Пожарные машины тушат огонь”, “Пожар в лесу ”

- Аппликация: Коллективная работа: “Берегите лес от пожара!”, “В лес пришла весна”.

Досуги. Викторины. КВН, Конкурсы, Выставки:

Участники: дети, воспитатели, родители, физрук.

- Конкурс семейного (детско-родительского) рисунка: “Русский лес – источник всех чудес!”, “Берегите лес от пожара!”, “Пожарная безопасность”;

- Конкурс детских рисунков “Пожар”. “Помощь идет”;

- Викторина “Русский лес – источник всех чудес!”;

- Детско-родительский досуг: Игра – викторина “В лесу пожарам скажем – НЕТ!”;

- Литературная викторина “Огонь в картинках и загадках”;

- Викторина “Если возник пожар” - причины пожаров, правила пожарной безопасности;

- Спортивный досуг “Мы помощники пожарных”, “Пожарные на учениях”;

- Выставка литературы по теме проекта;

- Фотовыставка - презентация проекта “Огонь – друг или враг?”.

Работа с Родителями:

Участники: родители, воспитатели, физрук, медперсонал, психолог

- Беседы с родителями и детьми об экологической грамотности, бережного отношения к природе и её обитателям и пожарной безопасности;

- Участие в викторине “Если возник пожар” в качестве жюри;

- Детско-родительский досуг: Игра – викторина “В лесу пожарам скажем – НЕТ!”;

- Конкурс семейного (детско-родительского) рисунка: “Русский лес – источник всех чудес!”, “Берегите лес от пожара!”, “С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!”:

- Детско-родительский спортивный досуг: “Пожарные на учениях”.

Консультации и рекомендации для родителей:

Участники: воспитатели, родители

- Консультация для родителей “Берегите природу”;

- Консультация для родителей “Берегите лес!”;

- Консультация для родителей “Когда огонь бывает злым”;

- Консультация для родителей “Лесной пожар – это опасно!”;

- Памятка для родителей “Чтоб не ссориться с огнем”;

- Памятка для родителей “Как предупредить пожар?”;

- Памятка для родителей “Пожар в квартире”.

Презентации:

Участники: дети, воспитатели, родители

- “Лес – наше богатство”;

- “Берегите лес от пожаров!”;

- “Берегите родную природу!”;

- “Огонь – друг, Огонь - враг”.

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов;

- Подготовка и оформление паспорта проекта “Огонь – друг или враг?”;

- Презентация проекта “Огонь – друг или враг?” на педагогическом совете;

- Фотовыставка - презентация проекта “Огонь – друг или враг?”.

Список использованной литературы

  1. “1000 пословиц, загадок, поговорок” // Издательство “Сова”;
  2. Алябьева Е.А. “Итоговые дни по лексическим темам”;
  3. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”, игровые технологии // М.: ТЦ “Сфера”. 2006;
  4. Бабина Н.В. “500 как и почему для детей”;
  5. Голицын М. “Сокровища Земли. Я познаю мир”;
  6. Горн Г. “Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких”. 2004;
  7. Горькова Л.Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы”;
  8. Дыбина О.В. “Занятия по ознакомлению с окружающим миром”;
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. “Неизведанное рядом”: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ “Сфера”. 2005.;
  10. Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // “Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд”, тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007;.
  11. Затулина Г.Я. “Занятия по развитию речи дошкольников”;
  12. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005;
  13. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду;
  14. Картушина М.Ю. “Оздоровительные занятия с детьми 4-5 лет”;
  15. Комплект плакатов “Детям о пожарной безопасности”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Берегите лес!”;
  16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду;
  17. Материалы к программам “Основы безопасности детей дошкольного возраста и “Безопасность” (авт. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина).