Урок ИЗО "Иллюстрация к книге Л.Н. Толстого"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • Сформировать представления об основных элементах книги.
    • Познакомить детей с искусством иллюстрации.
    • Формировать навыки работы с художественными материалами.
  • Развивающие: ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную   активность.
  • Воспитывающие: любовь и интерес к искусству.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, показ иллюстраций художников, демонстрация презентации, постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Задание: проиллюстрировать понравившийся эпизод прочитанного произведения Л. Н. Толстого.

Материалы: Цветные карандаши, фломастеры, мелки, акварель, бумага формат А4, А3.

Зрительный ряд: рисунки учащихся, выставка книг Л. Н. Толстого, иллюстрации художников.

Ход урока

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Изучение нового материала

Сопровождается показом презентации.

(Слайды 1-2) Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.

Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М.Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка этого возраста. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого, "прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.

На рубеже 70-80-х годов в русской детской иллюстрации активно утвердилась большая группа молодых художников, составившая направление, для которого также характерно многообразие творческих подходов. Это -художники А. Архипова, В. Васильев, В. Иванюк, А. Кошкин, О. Кондакова, В. Чижиков и др. Сейчас многие из них уже признанные мастера, которые успешно продолжают развивать начатые поиски новых средств художественной выразительности и новых возможностей дизайна книги.

Прежде чем назвать вам тему урока (преподаватель просит отгадать загадку)

Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук, 
А приходит в дом, как друг.
На колени маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

Книга - это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник. Давайте узнаем о ней больше.

3. Знакомство с историей книги и ее основными элементами.

(Слайд 3) Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки.  В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существовал другой вид книги - полиптих. Это были скрепленные между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. С Х I века до н.э. начал применяться новый материал для письма - пергамент - особо выделанная кожа. А с ХIII века в Европе основным писчим материалом становится бумага. Новые материалы для письма позволили создать и новый тип книги - кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрадь листов, сшитых вместе. Она вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения. С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом. Старинные русские переплеты назывались окладами.

С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Она перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям - предохраняет книгу.

Вам, наверное, приходилось видеть толстые, тяжелые, с медными застежками старые книги. Их черный крупный шрифт с редкими вкраплениями красных строк, заставки с фантастическим растительным орнаментом, заглавия, написанные затейливой вязью, - все это доносит до нас аромат далекого прошлого, говорит о той большой любви, с которой в давние времена создавались книги. И не случайно художники всех времен участвовали в создании книги, рисуя для нее иллюстрации, шрифты, украшения.

Из чего состоит книга?

1. Обложка (мягкая и твердая).
2. Переплет.
3. Суперобложка.
4. Титульный лист.
5. Страницы.
6. Иллюстрации

4. Игра: «Угадай сказку по иллюстрации». (Слайд 4)   

На слайде 4 презентации (Презентация.ppt) сделан анимационный эффект – Триггер (Подписи к рисункам появляются по щелчку на рисунки).
Ответы: «Курочка ряба», «Три поросёнка», «Три медведя».

Постановка художественной задачи

В качестве практической работы я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок из любого произведения Л.Н. Толстого, а затем проиллюстрировать понравившийся эпизод. Это будет одна страница книги. Сделайте подпись под иллюстрацией.

Но, прежде чем приступить к практической работе, вспомним правила работы с графическими материалами.

Ты знаешь, что художник-живописец передает в картине многообразие мира, разное настроение с помощью цвета.

Художник-график использует небольшое количество цветов. Раскрыть замысел художнику помогает линия, штрих, контур, пятно. Это основные средства выразительности графики. Графические работы можно выполнять, используя разные материалы, например, акварель и тушь, цветные мелки, фломастеры и цветные карандаши.

Работаем по подсказке.

  1. Выбери из любимого произведения самый интересный эпизод (часть).
  2. Реши, какой герой будет главным в композиции (композиционный центр). Изобрази его крупно, в центре листа, разными линиями: певучими, плавными, колючими, резкими, прерывистыми. Они помогут передать характер героя или эпизода.
  3. Вокруг композиционного центра разметь второстепенные детали рисунка, чтобы заполнить весь лист.
  4. Работая цветным материалом используй контраст цвета-пару противоположных цветов: например, желтый и фиолетовый, черный и белый, зеленый и красный, синий и оранжевый.

Одним из средств выразительности графики, является штрих. Штрих-это короткая линия, которая получается при быстром и резком движении руки по бумаге карандашом, фломастером, мелками и другими графическими материалами. Штрихи наносятся на небольшом расстоянии друг от друга.

5. Самостоятельная практическая работа

6. Физкультминутка

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.
Мы ногами топ – топ.
Мы руками хлоп – хлоп.

7. Подведение итогов урока

Для закрепления изученного материала ответим на вопросы:

  1. Как называется первый лист книги?
  2. Вспомни, что такое иллюстрация?
  3. О чем могут рассказать иллюстрации?
  4. Как называют художника, рисующего иллюстрации?
  5. С какими художниками-иллюстраторами вы знакомы?

 Молодцы!

(Слайды 5-7) Сейчас мы с вами посмотрим работы учеников других классов и наши рисунки.

Домашнее задание: Принести свои любимые книжки Л. Н. Толстого.

Анализ работ.

  1. Рассмотри эти картины. Какое чувство они вызывают у тебя? Опиши словами свое настроение при просмотре работ.
  2. Найти самую яркую работу.
  3. Найдите работу, где главный герой выделен ярким пятном.
  4. Найдите работу, где главный герой выделен линией.
  5. Найди рисунок, который похож на иллюстрацию художника к произведению Л.Н. Толстого.

8. Домашнее задание

Выполнить иллюстрацию, используя другие средства выразительности, к любому другому произведению Л. Н. Толстого.

Литература

  • "Изобразительное искусство": 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / Л. Г.Савенкова,Е. А. Ермолинская. М., Вентана-Граф, 2014
  • Художественная литература: произведения Л.Н. Толстого, произведение «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Три медведя».
  • План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Иллюстрация 4 класс. Яковлева Изабелла Дмитриевна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/04/02/illyustratsiya-4-klass 
  • Томская областная детско-юношеская библиотека http://odub.tomsk.ru/Illustrators/PaintersIllustrators.aspx