Здоровьеформирующее образовательное пространство при изучении физики в школе

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. В современных условиях социально-экономических изменений в России здоровье становится не только личным, но и общественным достоянием, значимым фактором конкурентноспособности страны. Потребность общества в полноценных будущих гражданах, способных учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать на благо общества, родить и вырастить детей, акцентирует внимание на проблемах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся становится не только медицинской, но и педагогической проблемой.

Обучение и воспитание ребенка должны приобрести здоровьесберегающий и оздоровительный характер, именно школа должна формировать уровень здоровья ребенка и закладывать фундамент культуры здоровья будущего взрослого человека. Школа должна пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий от организации здоровьесберегающего пространства и потребностей в здоровом образе жизни до формирования компетенции “быть здоровым”.

Огромным потенциалом решения этой проблемы обладает такой предмет школьной программы как физика. Курс этой науки начинает изучаться в большинстве школ с 7 класса, когда у подростков начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Кроме того, физика по шкале трудности школьных предметов имеет самый высокий ранг трудности. Поэтому при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. В то же время физика – необходимый предмет, развивающий мышление, формирующий мировоззрение, раскрывающий целостную картину мира через основные законы природы. Именно содержание курса физики, внимательное рассмотрение явлений и законов, действующих в мире живой и неживой природы, имеют большое значение для жизни и деятельности человеческого организма. В учебниках и методических пособиях по физике недостаточно внимания уделяется практическому применению физических знаний для сохранения здоровья человека, из-за этого у школьников часто возникают трудности при решении практических задач, связанных с правильным, рациональным поведением человека в повседневной жизни и ситуациях, угрожающих здоровью человека.

Проведенный проблемно-ориентированный анализ показывает наличие в современной теории и практике обучения учащихся в общеобразовательных школах противоречия между необходимостью включения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий по формированию культуры здоровья ребенка и недостаточной разработанностью практики их применения. Отсутствуют действенные механизмы оптимального сочетания педагогических средств и использования возможностей педагогического воспитательного процесса для реализации детьми на практике сформированных у них потребностей в здоровом образе жизни. Необходимо создание банка эффективных педагогических приемов, средств и методов здоровьеориентированного обучения.

Стратегия создания единого развивающего пространства для формирования компетенции у школьников компетенции здоровья в процессе изучения физики подразумевает организацию деятельности в следующих направлениях:

1. Сохранение здоровья (способы адаптации человека к факторам окружающей среды на основе знания физических законов и явлений). Человек – часть природы.

2. Укрепление здоровья (триединство физического, психического и социального благополучия человека – знать основные показатели здоровья и способы их измерения). Человек – объект изучения физики.

3. Формирование здоровья (рациональные способы деятельности и их использование для повышения работоспособности и эффективного восстановления сил). Человек – субъект физического познания и процесса обучения физике.

Цель педагогической деятельности заключается в создании оптимальной модели здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего социальное, психическое и физическое здоровье обучающихся, достижение максимального уровня развития активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Ориентация целей обучения физике на формирование у школьников здоровьесберегающей компетенции обуславливает создание среды, формирующей у учащегося знания, умения, ценностные ориентации и опыт практической деятельности. Для повышения эффективности процесса предполагается расширение субъектной сферы обучения, использование разнообразных видов учебно-познавательной деятельности школьника, дополнение содержания учебного материала, соответствующего образовательным потребностям ученика для обеспечения целостности и завершенности процесса обучения.

Образовательная деятельность школьников должна быть насыщена здоровьеориентированным содержанием. В тематическом планировании в традиционных темах школьного курса выделяется здоровьесберегающий компонент содержания учебного материала, пополняющий базовый курс физики и направленный на формирование культуры здоровья школьников. Включение здоровьесберегающего компонента в содержание образования возможно также в ходе проведения метапредметных уроков.

При подготовке уроков с использованием здоровьеформирующего компонента педагог:

  • анализирует содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни обучающихся;
  • подбирает (в соответствии с профилем учебного предмета) конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников;
  • разрабатывает сценарный план урока в соответствии с задачей приобщения учащихся к культуре здоровья.

Педагогическая система, основанная на создании здоровьеориентированной образовательной среды, включает в себя выделение предметного содержания традиционных уроков в процессе составления календарно-тематического планирования, проведение метапредметных уроков, интегрированного элективного курса “Физика в организме человека” для 9 класса. В Приложении 1 приведена технологическая карта традиционного урока физики в 8 классе по теме “Энергия топлива” и презентация для его проведения.

Богатый опыт практического применения знаний и умений сформирован за счет лабораторных работ и экспериментальных заданий с использованием элементов здоровьесбережения, а также систематическое выполнение школьниками домашних экспериментальных заданий физического эксперимента в рамках домашней лаборатории “Изучаю себя”. В Приложении 3 представлена лабораторная работа “Расчет суточного энергетического обмена человека”, предлагаемая школьникам 8 класса. Кроме того, учащимся предлагаются серии здоровьеориентированных задач, задач на безопасное движение, кейсы (ситуационные задания). Акцентировать внимание школьников на изучаемых механизмах развития и сохранения здоровья позволяет организация проектной деятельности. Наибольший интерес вызвали исследовательские работы “Формула здорового питания”, “Шпилька, платформа, каблук или балетки?”, “Физика спорта” и другие. На основе собранного материала составлена серия буклетов “К здоровью - через образование”, популяризирующих здоровый образ жизни. Пример буклета “Формула правильного питания” приведен в Приложении 4. Успешное функционирование лектория “Будьте здоровы!” позволяет сформировать представления о здоровье как о ценности.

Апробация выстроенной системы организации учебно-познавательной деятельности, насыщенной здоровьеориентированным содержанием, позволила сконструировать следующую модель образовательной среды (Рисунок 1):

Рисунок 1. Модель здоровьеориентированной образовательной среды.

Разработанные технологии моделирования образовательной среды эффективно применяются в образовательном процессе школы. Реализация педагогического проекта показала, что изменение предметной образовательной среды на основе выделения здоровьесберегающего компонента при обучении физике, существенно влияет на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни. Использование модели здоровьеориентированной среды приводит к появлению системных инноваций в работе с детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства лицея.