Педагогический совет "Экстремистская деятельность в сети Интернет"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

Ход педагогического совета

Включается презентация

Включается слайд 1.

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги, классные руководители, преподаватели! Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная категория. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание граждан и, в первую очередь, молодежи.

Включается слайд 2.

Педагог-психолог: В РФ существует законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с такими явлениями, как терроризм  и экстремизм.

  • Конституция Российской Федерации (Ст. 13, 21, 45).
  • Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  • Указ Президента РФ от 23.03.1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ»
  • Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».
  • «Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753).
  • Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (Ст. 205.1, 205.2, 280-282.3).
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (Ст. 20.2, 20.3)

Включается слайд 3.

Педагог-психолог: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» (Статья 1.) четко определяет особенности экстремистской деятельности:

Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав …;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления…;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения…

Включается слайд 4.

Педагог-психолог: Терроризм – деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
То есть, это средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление. Следовательно, терроризм - одна из форм экстремизма.

Включается слайд 5.

Педагог-психолог: Существует классификация экстремизма:

  • Националистический экстремизм - отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации.
  • Духовный экстремизм - отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.
  • Религиозный экстремизм - проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.
  • Экономический экстремизм – направлен на установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы.
  • Экологический экстремизм – против природоохранительной политики, научно-технического прогресса.

Включается слайд 6.

Педагог-психолог: Существует также классификация по идеологической составляющей:

  • националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты);
  • радикалы в области социально-экономических вопросов – «оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты, анархо-коммунисты (т.н. «троцкисты») и т.д.;
  • религиозные экстремистские формирования – ваххабиты, сатанисты и т.п.;
  • экологические и культуроохранные – экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты окружающей природной среды, сохранения памятников истории, архитектуры и культуры, борьбы с глобализацией;
  • мимикранты – под видом экстремистской деятельности данными группами совершаются преступления общекриминального характера.

Методы борьбы экстремистских групп: акции прямого действия, которые условно можно разделить на демонстрационные (пикеты, митинги, вывешивание транспарантов) и насильственные (блокады подъездных путей, захваты объектов, нападения на граждан).

Включается слайд 7.

Педагог-психолог: Можно выделить основные причины экстремистского поведения молодежи:

  • Обострение социальной напряженности в молодежной среде (проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства и т.д.).
  • Криминализация сфер общественной жизни (криминальные сферы бизнеса и т.п.).
  • Изменение ценностных ориентаций (религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм).
  • Проявление «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма).
  • Рост национализма и сепаратизма.
  • Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
  • Использование в деструктивных целях психологического фактора (использование агрессии лидерами экстремистских).
  • Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

Включается слайд 8.

Педагог-психолог: Давайте перечислим причины действенного использования экстремистов сети Интернет:

  1. Социальные группы виртуальных сетевых сообществ выходят за пределы пространственных, временных ограничений (нет географических ограничений, не надо никуда ехать, писать заявления, можно общаться круглосуточно и т. п.).
  2. Легкость и быстрота распространения информации в сети Интернет, т.к. социальные сети и форму очень популярны среди молодежи.
  3. Экстремисты могут осуществлять скоординированные действия внутри группы в режиме реального времени.
  4. Высокая степень анонимности.
  5. Отсутствие формальных ограничений по количеству участников.
  6. Минимальный контроль со стороны государственных структур.

Включается слайд 9.

Педагог-психолог: Цели использования экстремистами сети Интернет, это:

  • вербовка (онлайн-рекрутинг) новых лиц;
  • обеспечение доступа к СМИ и пропаганда радикальной, экстремистской и террористической деятельности;
  • создание сайтов с подробной информацией об экстремистских движениях, публикация данных о времени и встрече людей, заинтересованных в поддержке террористов;
  • запугивание путем сообщения о будущих и уже спланированных действиях на страницах сайтов или рассылка подобных сообщений по электронной почте.

Включается слайд 10.

Педагог-психолог: Основные методы пропаганды, которые используют экстремисты:

  1. Заведомо ложное истолкование истории. Этот метод нацелен на постепенное изменение общественного мировоззрения.
  2. Создание эффекта присутствия: размещение на веб-сайтах видеороликов якобы с «места боевых действий». Так, на некоторых сайтах размещают видеообращения боевиков к молодежи с призывами к вооруженным действиям и террористическим актам, угрозами в адрес «оккупантов» и «национал-предателей».
  3. Гиперболизация негативных черт и неудач противника. Намеренно рисуется неприглядный образ России.
  4. Фактографическая пропаганда, когда под видом беспристрастных новостей преподносится политически ориентированная информация.
  5. Политика широкомасштабного информационного террора - посредством ресурсов, демонстрирующих сцены убийств и пыток военнослужащих и мирных жителей.

Включается слайд 11.

Педагог-психолог: Вид вербовочной экстремистской деятельности в сети Интернет:

  1. официальные сайты экстремистских организаций, на которых опубликованы аудио-, видео- и текстовые материалы;
  2. социальные сети, блоги, форумы, через которые распространяются экстремистские материалы, и инициируется их обсуждение;
  3. чаты, Интернет-сообщества, где обсуждаются, планирование и координация будущих экстремистских акций в скрытом режиме.

Включается слайд 12.

Педагог-психолог: Давайте обозначим «группу риска»:

  1. дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  2. «золотая молодежь», представители которой чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  3. подростки, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров;
  4. представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением;
  5. члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

Включается слайд 13.

Педагог-психолог: Стоит поговорить и о таком явлении в сети Интернет, как  «группы смерти».

Вопрос к аудитории: Что же это за «группы смерти»? (ответы участников педагогического совета)

Ответ: Виртуальные террористы доводят подростков до суицида.

Включается слайд 14.

Педагог-психолог: Люди, что называют себя «китами», вовлекают подростков в свои сообщества, подчиняя их сознание. Им навязывают культ смерти. Куратором всех смертей подростков является Филипп Лис. 21-летний молодой человек создал сообщество под названием «f57», на момент создания группа была не особо популярна, но после смерти Ринаты Паленковой (16-летняя девушка погибла 23 ноября 2015 года в Усурийске, бросилась под колёса поезда.) приобрела огромную популярность. На данный момент известно что, в Солнечногорске 15 ноября был Филипп Будейкин (Филипп Лис). Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»).

Включается слайд 15.

Педагог-психолог: Во многих группах «смерти» в соцсетях культивируется смерть, депрессивное состояние, суицидальные наклонности, а такие жизненные ценности как жизнь, семья, друзья, образование критикуются, высмеиваются и обесцениваются. Дети, состоящие в «группах смерти», получают задания, которые по мере выполнения становятся всё более изощрёнными. По каждому действию ребята должны представлять фотоотчет. Психика ребёнка постепенно ломается, подростков подводят к суициду.

Включается слайд 16.

Педагог-психолог: Как распознать «группы смерти»? В «ВКонтакте» группы, в названиях которых присутствует слово «кит»:

  • «Киты плывут вверх»,
  • «Космический кит»,
  • «Белый кит»,
  • «Китовой журнал»,
  • «Море китов»,
  • «Океан китов»,
  • «Летающий кит» и так далее.

Также такие группы как «Разбуди меня в 4:20», «Тихий дом», «#f57 #f58 #тихийдом #рина #няпока #киты #морекитов», «#f57Terminal5751ุ ς☈ψ ς☈ψ ς☈ψ 666».

Включается слайд 17.

Педагог-психолог: Творчество подростков из многочисленных групп для «китов».

Включаются слайды 18-19.

Педагог-психолог:

ПАМЯТКА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ, ПЕДАГОГАМ

Как узнать, состоит ли подросток в «группах смерти»?

Виртуальные признаки (оцениваются в совокупности):

  1. На странице в соцсети есть картинки, слова, музыка или видео на тему смерти, усталости, отсутствие смысла жизни, китов и бабочек;
  2. На странице есть сообщения (посты), где используются (написаны) следующие хештеги: #150звезд, #150звёзд, #d28, #f57, #f58, #f85, #ff33, #FF33, #f75, #m24, #истина, #ФилиппЛис, #РенатаКамболина, #рина, #храмсмерти, #мертвыедуши, #я_иду_в_тихийдом, #домтихий, #домкитов, #тихийдом, #млечныйпуть, #морекитов, #китовморе, #китобой, #китыплывутвверх, #млечныйпуть, #даймнесвойномер, #няпока, #хочувигру, #хочу_в_игру, #явигре, #разбуди_меня_в_4:20.
  3. Подросток может менять аватарку (фото в левом углу странички) на китов, бабочек, собственные фото на крыше многоэтажного дома или с порезанными руками и т.д. на тему суицидов.

Реальные признаки (оцениваются в совокупности):

  1. Подросток постоянно использует телефон, планшет, ноутбук или компьютер для общения с кем-то в социальных сетях;
  2. подросток меньше общается с другими детьми, становится замкнутым;
  3. подросток больше времени, чем ранее, стал проводить в одиночестве, отказывается идти гулять или пообщаться с семьей, пытается остаться наедине с собой;
  4. подросток рисует на своем теле, бумаге, учебной доске и на любом другом предмете китов и бабочек или изображает их схематично; пишет словами слова из хештегов;
  5. подросток причинят себе боль различными предметами (ножом, стеклом, лезвием, иглой, листом бумаги и другими режущими предметами), нанося самоповреждения, в том числе вырезая красивые фигуры на теле;
  6. подросток интересуется способами лишения себя жизни, «присматривается» к этим способам (поднимается на высоту и смотрит вниз; завязывает удавку; удерживает дыхание под водой, подходит близко к ж/д или авто путям перед проезжающим поездом или автомобилем и т.д.);
  7. подросток постоянно хочет спать;
  8. подросток забывает покушать или постоянно ест.

Включается слайд 20.

Педагог-психолог:

Алгоритм действий классного руководителя при работе с подростками, склонными к суицидальному поведению

  1. Если педагог заметил у обучающегося признаки суицидального, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить подростка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу.
  2. Уведомить социально-психологическую службу колледжа о подозрениях в отношении данного студента.
  3. Необходимо деликатно отправить обучающегося на консультацию к педагогу-психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
  4. Если же психолога в колледже нет, после беседы с подростком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении обучающегося.

Включается слайд 21.

Педагог-психолог:

Рекомендации родителям по ведению беседы с подростками, склонны­ми к суицидальному поведению

  1. Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
  2. Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос.
  3. В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять подростку уверенно, возможно даже жестко. Это даст подростку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.
  4. К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.
  5. Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  6. Если же у подростка наблюдается суицидальное поведение, ко­нечной целью разговора станет договоренность с ним о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».

Включаются слайды 22-23.

Педагог-психолог.

Использованная литература и интернет-источники.

  1. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России): http://www.komirec.ru/gochspb/Extremism/MetodRec01.pdf
  2. http://trinixy.ru/129788-detskie-samoubiystva-i-tainstvennye-gruppy-smerti-vo-vkontakte-31-foto-tekst.html
  3. http://apparat.cc/network/vk-suicide-groups/
  4. https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18
  5. Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости: http://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/cborniki_i_materiali_po_bzhd/Metodicheskie_rekomendatsii_po_profilaktie_igrovoy_kompyuternoy_i_internet-zavisimosti.pdf
  6. http://mediakub.com/article/gruppy-smerti/
  7. http://www.wikireality.ru/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF_%D0%9B%D0%B8%D1%81