Методическая разработка к воспитательному мероприятию «Патриотизм и нравственность: "свои" и "чужие"?»

Разделы: Патриотическое воспитание


Методическая разработка к воспитательному мероприятию с применением технологии дебатов.

Аннотация к воспитательному мероприятию.

Программа дебатов, разработанная американским социологом Карлом Поппером, развивает умения рассуждать и критически мыслить. Она предусматривает развитие работы в командах по три человека (в каждой) для того, чтобы учащиеся работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах. 

Технология дебатов основана как на собственном опыте участников, так и на использовании фактического материала по соответствующей теме. При подготовке, на дискуссии, при анализе ситуации не даются готовые знания. Педагог предоставляет возможность  школьникам найти нужную информацию, самостоятельно выбрать средства достижения своей цели, поощряет их инициативу. Ученики выбирают партнеров по деятельности, определяют сторону защиты - утверждения или отрицания, сами организуют свои действия, тем самым, развивая самостоятельность и ответственность. Технология развивает умения рассуждать и критически мыслить. Учащиеся должны обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути решения проблем. Дебаты развивают у учащихся навыки, необходимые для эффективного общения.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

На этапе подготовки выбирается тема, создаются команды,  распределяются роли, изучается литература, формулируются тезисы, аспекты, аргументы, которые составят кейс каждой команды.

Этап проведения дебатов содержит поочередное  выступление членов команд (спикеров), выяснение позиций, аспектов, аргументов и контраргументов, вопросы зрителей, оценивание экспертов.

На заключительном этапе подводятся итоги, организуется обсуждение, определяется, насколько успешно осуществили свои задачи участники команд. Оценки действий спикеров должны учитывать содержательность выступлений, ответов и вопросов, системность, логичность, рациональность времени, культуру общения. Эксперты озвучивают результаты, комментируя выставленные в протокол каждому спикеру баллы, приглашают зрителей и участников к обсуждению прошедших дебатов.

Цели:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, создание условий для всестороннего развития личности;
  • формирование у обучающихся личностных представлений о патриотизме, гражданственности, социальной ответственности, формирование гражданского самосознания и гражданской активности;
  • формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения; 
  • воспитание гуманизма, миролюбия как основы национального согласия.

 Задачи:

  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, полученной из различных источников, ее осмысление;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • развитие самостоятельности учащихся в процессе познания,  навыков самоанализа, самооценки, саморазвития;
  • развитие умений рассуждения, навыков критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, эффективно работать в группе, сотрудничать;
  • формирование культуры ведения коллективного спора.

Оборудование: столы и стулья для команд, экспертов, зрителей, экспертные карты. 

В дебатах принимают участие: ведущий, эксперты (жюри), команда поддержки (зрители).

Команда Утверждения:

Спикеры – 3 ученика, команда поддержки.

Команда Отрицания:

Спикеры – 3 ученика, команда поддержки.

Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с фактами, статистикой, примерами, рассматривают проблему с разных сторон. Готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Каждая команда отстаивает не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей по выбору.

Ведущий:

Добрый день, уважаемые ребята и наши гости!

Мы с вами собрались здесь для обсуждения проблемы патриотизма.  «Патриотизм и нравственность – «свои» и «чужие»? Можно ли назвать патриотом, человека, любящего  свою страну,  но  неприязненно относящегося к другим народам?

Тема патриотизма в настоящее время приобрела особую актуальность, ее обсуждают не только в нашей стране, но и во всем мире. Во многом это связано со стремлением Запада и Соединенных Штатов пересмотреть историю Второй мировой войны, культивировать русофобию в странах Восточной Европы и бывшего СССР.

Обсуждение мы построим в форме культурного спора – дебатов, где произойдет обмен информацией, отражающей полярные точки зрения.

Игра развивает критическое мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении, лидерские и организаторские качества. 

Я желаю участникам успеха в достижении желаемого результата.

Ведущий представляет 2 команды участников и их задачи, знакомит с правилами переговоров:

  • команды утверждения и отрицания вправе заявить свои понятия, аспекты, аргументы;
  • диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
  • выступающие и команда поддержки имеют право задавать вопросы по установленной схеме;
  • начинает сторона Утверждения, заканчивает сторона Отрицания; 
  • эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по заранее разработанным  критериям и заносят результаты в экспертные карты;
  • команды, защищая разные позиции спорного утверждения «за» и «против», пытаются убедить третью сторону, судей в том, что их позиция верна;
  • оцениваются: содержательность и логичность выступлений, ответов и вопросов, рациональность времени, культура   общения.

Сюжет видеофильма: отношение к памяти русских солдат за рубежом.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР сформировалось движение, поддерживаемое официальными властями. Люди, демонтирующие  и разрушающие памятники советским воинам, погибшим за освобождение их стран от фашизма,  называют  оккупантами  советских воинов, а себя считают патриотами.   

Раунд 1: Выступление Первого спикера команды Утверждения (презентация).

Спикер приветствует всех присутствующих, представляет свою команду.

Вводит термин: ПАТРИОТИЗМ – это духовно-нравственное чувство, которое выражается в любви к Родине, в готовности ее защищать.

Российский народ всегда боролся с иноземными захватчиками, защищая свою землю - он патриот.

Определяет тезис для защиты:

Люди, оскверняющие памятники советским воинам в странах Европы и бывшего СССР также считают себя патриотами, называют оккупантами советских воинов, защищают свою страну.

Аргументы команды Утверждения:

1. Они любят свою страну и не хотят, чтобы на их земле стояли памятники военнослужащим другой страны.

2. Памятники демонтируют с целью переноса их «в более подходящее место».

3. Это поколение, выросшее после войны, не знающее, что такое фашизм. Они хотят счастья и процветания своей стране, а система воспитания и образования их стран направлена на формирование большего уважения к символике фашистской, чем к советской.

4. Что мы несли в 1945 году в Европу? Освобождение от фашизма? Да. Но и насаждение своего, ненужного этим странам режима. Мы для них «чужие» - оккупанты, захватчики.

Третий спикер и команда поддержки Отрицания задают вопросы Первому Спикеру Утверждения с целью ослабить весомость его аргументов.

Выступление Первого спикера команды Отрицание (презентация).

Вводит термин: ПАТРИОТИЗМ – это любовь к Родине, которая выражается  в памяти о своих предках, знании и понимании истории, заботе и ответственности, долге и чести.

Тезис команды Отрицания:

Вандализм, забвение, осквернение памятников героизма и самоотверженности нельзя назвать ПАТРИОТИЗМОМ.
Аргументы команды Отрицания:  (презентация)

1. Благодаря героизму и самопожертвованию советского солдата, их страны стали свободными и независимыми. Мы считаем, что патриотизм их – возвеличение себя путем унижения другого народа. Унижают людей, которые были оторваны от дома, от семьи, чтобы освободить их землю, и они погибали за свободу этой земли.

2. Демонтаж и перенос памятников в “более подходящее место” – замаскированная попытка убрать с глаз людей, и стереть память о том, какой ценой досталась эта победа;

3.  Политика некоторых стран Европы и бывшего СССР во многом направленна на воспитание достойной смены тем, кто в годы Великой Отечественной воевал на стороне Гитлера. Результаты такого воспитания налицо – новое поколение, готовое славить фюрера, выросло. «Нацизм не начинается с газовых камер. Он ими заканчивается» (Международная конференция, посвященная Холокосту).

4. В 1945 году Европа была освобождена от фашизма, благодаря СССР. Это   не ставилось под сомнение  ни фашистскими государствами, ни нашими союзниками. Режим не насаждался, жители этих стран понимали, что Советский Союз оказывает им помощь и поддержку.

Третий спикер и команда поддержки  Утверждения задают вопросы Первому Спикеру  Отрицания с целью ослабить весомость его аргументов.

Раунд 2: Второй спикер Утверждения отвергает все аргументы Отрицания Первого спикера, усиливает утверждающую линию и представляет новые доказательства. Не приводит новых аргументов.

Мы по-прежнему  утверждаем, что эти люди  любят свою страну, верят, что защищают ее и считают себя патриотами.

Так, в Республике Молдова становится популярной идея объединения всех румын в Великую Румынию. Да, конечно они стремятся пересмотреть историю, но с целью повысить статус и  авторитет своей страны.  

Городские власти города Катовицы  в Польше хотят перенести памятник советским воинам-освободителям с площади Свободы на войсковое кладбище на окраине города Катовице. Местные жители всецело поддерживают решение властей, говоря, что это будет справедливо.

20 апреля в столице Германии неизвестные повредили один из монументов советским воинам, павшим при битве за Берлин. Они сорвали и унесли примерно один квадратный метр металлического знамени. "Мы считаем, что здесь, скорее всего, нет никакой политической подоплеки. Кражи цветного металла достаточно частое явление", - заявил представитель полиции.

Советский Союз после войны навязывал европейским странам свою модель развития. Так в той же Румынии в декабре 1947 года под давлением со стороны СССР король Михай отрекся от престола и передал власть коммунистам.

Президент Литвы Валдас Адамкус, комментировал решение парламента Эстонии о демонтаже памятника Бронзовому солдату: «этот монумент - олицетворение прошлого, поэтому следует оставить этот вопрос истории, и двигаться вперед, перестав оглядываться назад и создавать совершенно ненужные проблемы».
Сегодня все бывшие коммунистические страны Европы, кроме Беларуси, являются теперь членами Совета Европы, а защита прав человека и верховенство закона являются основополагающими ценностями, которые он отстаивает.

Первый спикер и команда поддержки Отрицания задают вопросы Второму Спикеру Утверждения с целью ослабить весомость его аргументов.

Второй спикер Отрицания опровергает аргументы У1 и У2, восстанавливает отрицающую позицию, приводит новые доказательства, заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды.

Мы считаем, что  это не патриотизм, а скорее всего, ксенофобия – страх перед незнакомым, неизвестным, непонятным. Ксенофобия не имеет ничего общего с патриотизмом. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником.

Можно ли создать что-то великое, как, например, «великая Румыния», унижая другие народы? Таким путем можно прийти к разъединению народов, но не к взаимопониманию.

Почему важно знать историю страны, края?  Для того чтобы понимать пути его развития, гордиться своим народом, своим государством. В основе сегодняшнего уровня развития этих стран, конечно, лежит трудолюбие народа. Но экономическая помощь Советского Союза, в свое время, помогла им подняться из разрухи. Германия в предвоенное время и в годы войны ресурсы этих стран  использовала для усиления своей военной мощи. А Советский Союз вкладывал средства, помогал ресурсами, создавая энергосистему «Мир», газопровод «Дружба» для развития экономик этих стран.

В странах Прибалтики, в то время как судят русских ветеранов, исполнивших свой долг в борьбе с нацистами и бандитами, легионерам СС воздаются почести. В центре Таллинна на месте памятника Бронзовому солдату установлена стела, увенчанная фашистским крестом.  

Не  ведет вперед страну президент, выбросив из памяти своего народа примеры героизма, самопожертвования, защиты его другим народом как ненужный хлам. И большинство народа в этих странах понимают это и не поддерживают действия властей. В народных эпосах жива память о героях, жертвовавших собой ради жизни и счастья народа.    

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…» (К.К. Рокоссовский). 

Да, Совет Европы отстаивает ценности демократии и прав человека. Но необходима объективность, а не односторонний подход. Под видом защиты прав народов восточноевропейских стран искажается история. Что нес фашизм народам? Какими правами могли обладать «недочеловеки»-славяне? А евреи и вовсе не имели права на существование, их массово уничтожали.  

Первый спикер и команда поддержки Утверждения  задают вопросы Второму Спикеру Отрицания с целью ослабить весомость его аргументов.

Раунд 3: Третий спикер Утверждения отвергает все аргументы и доказательства Отрицания, выявляет уязвимые места. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы Утверждения более убедительны. Завершает линию Утверждения.

Мы все-таки считаем, что эти люди, живя в своей стране, имеют право высказывать свою позицию и считать себя патриотами.
Советский Союз действительно навязывал свою модель развития этим странам. Да, он оказывал им экономическую помощь, но в 1947 году, когда США по «плану Маршалла» готово было предоставить  помощь разоренным войной европейским странам, советское руководство не только не приняло этой помощи, но и оказало давление на Польшу, Чехословакию и Финляндию с целью заставить отказаться от нее.

Третий спикер Отрицания отвергает все аргументы и доказательства   Утверждения, выявляет уязвимые места в линии утверждения. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы Отрицания   более убедительны. Завершает линию  Отрицания.

Спикер команды Утверждения привел в качестве доказательства навязывания Советским Союзом своей модели развития отказ от «плана Маршалла». Мы возражаем – это односторонняя позиция. Помощь США предоставляли на условиях удаления коммунистов из правительств   стран, нуждающихся в ней. Это уже недемократично, так как нарушает принцип многопартийности, один из важнейших принципов демократии. А Советский Союз предоставил огромную материальную помощь народам этих стран. За 1945–1952  годы сумма только долгосрочных льготных кредитов составила 15 миллиардов рублей. У США  - около 13 миллиардов рублей.

Мы по-прежнему утверждаем, что патриотизм – это любовь к Родине, которая выражается  в памяти о своих предках, знании и понимании истории, заботе и ответственности, долге и чести. В основе патриотизма – нравственность высокого уровня.  А в душах и поступках людей, рушащих памятники – ненависть, неуважение. И не уважают они в первую очередь себя. 

Разочаровавшись в идеалах демократии и рыночной экономики, не принесшей им ожидаемого благополучия, теперь ищут виноватых и врагов.

На протяжении всей своей истории Россия всегда помогала народам, которые нуждались в помощи. И не только во Второй мировой войне - достаточно вспомнить Альпийский поход А.В. Суворова, заграничный поход русской армии в 1812 году, и много других. И всегда с высоким чувством долга, ответственности и справедливости. Отсюда и бесчисленное количество примеров самоотверженности, доблести и героизма. Эти качества закладываются и формируются в детстве, в семье, на примерах героического прошлого отцов, дедов, прадедов, всей нашей истории.  Патриотизм начинается с семьи, с малой родины, с любимого дела.

Есть общечеловеческие ценности – понимание, что такое добро и зло, любовь к отечеству, что есть прекрасное, а что уродливое, уважение к своему народу, его культуре и  к другим народам.     

Это ориентиры,  делающие жизнь человека более осмысленной и способствующие  пониманию им окружающего мира.

Эксперты подводят итог дебатов по заданным протоколам (Приложение 1) и оглашают результаты. Ведущий контролирует процесс на протяжении всех дебатов, приглашает к выступлению спикеров, предлагает задавать вопросы командам поддержки и спикеров друг другу, предоставляет слово экспертам для подведения итогов, организует рефлексию: предлагает заполнить небольшую анкету с вопросами: что удалось, что не получилось, над чем предстоит поработать (Приложение 2).

Приложение 1

Экспертная карта

Критерии

Количество баллов

У1

У2

У3

О1

О2

О3

 1. Содержание

Доказательность

3

 

 

 

 

 

 

Правильность определений

3

 

 

 

 

 

 

Рациональность аспектов

3

 

 

 

 

 

 

Аргументация

3

 

 

 

 

 

 

2. Структура

 

Логичность выступления

3

 

 

 

 

 

 

Верность заключений

3

 

 

 

 

 

 

Соблюдение хронологий

3

 

 

 

 

 

 

Соблюдение регламента.

3

 

 

 

 

 

 

3. Способ

Корректность

3

 

 

 

 

 

 

Отсутствие речевых ошибок

3

 

 

 

 

 

 

Четкая дикция и эмоциональность

3

 

 

 

 

 

 

4. Вопросы и ответы

3

 

 

 

 

 

 

Итоги у каждого спикера

 

 

 

 

 

 

 

Итоги у каждой команды

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета участника дебатов

Что у меня получилось?

Что не получилось?

Что необходимо узнать, чему научиться?