Роль дошкольного образовательного учреждения в возрождении семейных традиций игры

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство уникальный возрастной период, а игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него особым смыслом и значением. В книге “Психология игры” Д.Б.Эльконин отмечает, что все важнейшие новообразования дошкольного возраста – произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – формируются преимущественно в игре. Для полноценного психического развития  и формирования личности ребенка важна не только игра в коллективе сверстников, но и семейная, совместная игра с родителями. Педагоги прекрасно понимают значение игры для дошкольника, а большинство родителей считают ее пережитком прошлого и стараются наполнить жизнь ребенка множеством полезных, развивающих, на их взгляд, занятий. И если в детском саду, жизнедеятельность ребенка организована таким образом, чтобы он мог реализовать свое законное право на игру, то дома он, как правило, лишен такой возможности. Во многих семьях просто отсутствует традиция совместной, семейной игры. Поэтому задача современного дошкольного образовательного учреждения – это не только активизация родителей, как участников образовательного процесса, но возрождение традиции совместной, семейной игры.

Чтобы понять, играют ли родители дома с детьми, что считают важным и значимым для ребенка, какие игры предпочитают, мы провели опрос среди родителей старших дошкольников в трех образовательных учреждениях городского округа Балашиха: обычный детский сад, сад компенсирующей направленности и  частный детский сад. В ходе исследования были получены следующие результаты: 22% родителей играют только в выходные; 24% играют 1–2 раза в месяц; 36% не играют вообще; 18% родителей играют каждый день.

Все респонденты отмечают, что их дети для игры используют электронные гаджеты, из них 24% играет каждый день, а 12% родителей никак не контролируют содержание этих игр.

Совместную игру 94% семей практикуют крайне редко, не чаще 1–2 раза в месяц, при этом 82% родителей играют с детьми только потому, что «понимают, что это важно для ребенка».

На вопрос о характере игр, 41% предпочитают активные, подвижные; 34% - развивающие (головоломки, ребусы, поделки);  18% - сюжетно-ролевые; 7%  - настольные игры.

Не смотря на то, что в настольные игры, судя по ответам респондентов играет не более 7% семей, 53% опрошенных при этом отмечают, что играют в них каждую неделю, а 35% - один или два раза в месяц. Конечно нельзя не отметить несовпадения в ответах. Вероятно, это объясняется тем, что родители часто путают настольные и развивающие игры. На просьбу перечислить какие настольные игры есть в семье, большинство родителей отвечает: лото, шахматы, шашки, нарды, а так же перечисляют развивающие игры (пазлы, «Подбери пару», «Мемори»). Не удивительно, что только 7% респондентов отмечают настольные игры, как приоритетное времяпрепровождение с детьми, ведь такой набор редко может быть интересен современным родителям и детям.

Полученные результаты подтвердили наше предположение о практически полном отсутствии совместной игры в семьях. Как заинтересовать взрослых семейной игрой? Именно игрой, а не развивающим занятием, учитывая при этом социальный запрос родителей на максимальный развивающий потенциал игры. На наш взгляд, для этого подойдут современные настольные игры, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ.

  • Во-первых, они всегда строятся по правилам, и взрослому, который раньше не практиковал совместные игры,  проще начать взаимодействие с ребенком имея определённые рекомендации. Это может оказаться хорошим подспорьем родителям дошкольников, которые «не знают во что играть» и «не знают как играть», а это 54% респондентов.
  • Во-вторых, настольные игры имеют четко определенные границы, в отличии от сюжетно-ролевых или подвижных игр.
  • В-третьих, «настолки» не требуют специальных условий для игры и не предполагают активного перемещения игроков. Все что требуется для начала совместной, семейной игры, буквально умещается на столе и в руках игроков и занимает не более 30 минут.

Сейчас во всем мире начался очередной «бум» настольных игр. Современные, качественные настольные игры это уже не просто «ходилки». Это ролевые игры для детей и взрослых, моделирующие различные ситуации или особенности какой либо профессии, часто направленные на развитие интеллекта игроков. Они придуманы так, чтобы родителям было интересно на равных играть в настольную игру со своими детьми.
Но почему, при обилии детских игр в магазинах, в большинстве семей, судя по результатам опроса, настольные игры представлены таким скудным набором? На наш взгляд, одна из основных причин – это недостаточная информированность родителей о многообразии современных настольных игр. Не смотря на обилие информационных сайтов для родителей, зачастую они предоставляют не совсем достоверную информацию. Например, блог крупного детского сетевого магазина предлагает такой «Рейтинг настольных игр»: наборы для творчества; наборы для исследований; обучающие планшеты; электронные конструкторы; интерактивные игрушки; развивающие коврики; обучающие плакаты; пазлы (рисунок 1).

Рисунок 1

Все перечисленное, никак нельзя отнести к настольным играм. Это именно развивающие игры, которые предпочитают современные родители. Интересную и полную информацию о всем богатстве современных настольных игр можно найти на сайтах специализированных магазинов или в узкоспециализированных журналах и блогах. Но, к сожалению, многие родители ограничиваются рекомендациями консультантов в детских магазинах.

Учитывая результаты исследования и недостаточную информированность родителей, мы разработали и удачно реализуем проект «Игротека настольных игр. Возрождение традиции семейной игры».

Его цель – это возрождение семейных традиций игры, нормализация детско-родительских отношений, сплачивание поколений. Задачи: развитие коммуникативных навыков и умения играть по правилам; развитие речи, воображения, памяти, внимания и скорости реакции, координации движений и мелкой моторики; развитие пространственного воображения и словесно-логического мышления; знакомство с мировой культурой.

Реализация проекта проходила в три этапа. На первоначальном (подготовительном) этапе в образовательном учреждении была создана игротека настольных игр, ориентированная на семьи с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогами была изучена литература и методические рекомендации по вопросам выбора настольных игр для детей; проведено  анкетирование родителей, с целью определения их заинтересованности в проекте; разработаны рекомендации для администрации по вопросам приобретения настольных игр; подготовлен каталог с подробными пояснениями для взрослых.

После изучения современного рынка настольных игр, рекомендаций специалистов, мы определили первые игры в нашей игротеке. «Настолки» подбирались таким образом, чтобы они были различны по таким параметрам, как степень кооперации игроков, динамика, характер игры, начальная позиция и содержание, но при этом их развивающий потенциал был очевиден для родителей. Свой выбор мы остановили на следующих играх: «Доббль», «Барабашка», «Халли Галли», «Коридор для детей», «Имаджинариум», «Воображарий Junior», «Волшебник Изумрудного города», «Сторож бобёр», «Веселый старт», «Тик так бум», «Три поросенка», «Грузовички -3», «Гонки ежиков», «Друг – утюг».
На втором этапе, мы перешли к непосредственной работе со взрослыми, но начать мы решили не с родителей, а с педагогов. И провели несколько мероприятий в виде игротек, на которых воспитатели не только познакомились с современными настольным играми, но и смогли получит игровой опыт. Итоговое мероприятие прошло в рамках соревнования, и педагоги смогли выиграть качественные настольные игры.
Затем в течение двух месяцев игротека работала только для воспитателей. Основываясь на своем опыте и предложенном каталоге игр, они могли выбрать для игр в группе или забирать домой, для игры с семьей, представленные «настолки». В течение двух месяцев игротека практически пустовала, а на определенные игры даже существовала запись.

После столь успешного мотивирования воспитателей, а в некоторой степени и детей в группах, мы перешли к работе с родителями. Начали мы так же с игротеки, проведение которой предваряла большая просветительская работа, посвященная пользе совместных семейных игр. Игротека вызвала большой интерес среди родителей и получила массу положительных откликов.
После небольшой паузы, в группах появилась информация о том, что в детском саду начинает работу игротека настольных игр. Но предлагаемые игры, были представлены не в виде развернутого каталога, а только с краткими пояснениями, причем обязательно указывалась, основная цель настольной игры (см. таблицу 1).

Таблица 1

Название игры

Основная цель

Рекомендуемый возраст

Количество
игроков

Ориентировочное время игры

Барабашка

Развитие внимания, мышления, скорости реакции

от 5 лет

от 2

5 – 10 минут


Воспитатели при этом выступают активными консультантами, используя свой игровой опыт. Выбрав игру по каталогу, родитель отправляется к координатору проекту – педагогу-психологу учреждения. Который не только поможет в окончательном выборе игры, но и может оказать консультативную помощь, например, по вопросам возрастной психологии. В процессе общение с воспитателями и педагогом-психологом на «отвлеченные» игровые темы, у родителей снижается тревожность, напряженность, что в свою очередь способствует установлению более неформального контакта между семьей и сотрудниками ОУ. Так же взрослые могут ознакомится с развернутым каталогом, где помимо подробного описания правил представлены отзывы семей, игравших в ту или иную игру. Когда окончательный выбор сделан, координатор отдает настольную игру домой на неделю. Выдача фиксируется в специальном формуляре (по типу библиотечного). При возвращении игры, родителей просят оставить отзыв, который в дальнейшем размещается в каталоге игр, чтобы помогать другим в выборе.

На данный момент проект «Игротека настольных игр. Возрождение традиции семейной игры» реализуется 9 месяцев. Изучив мнение родителей и педагогов о проекте, мы получили следующие результаты:

  • 96% педагогов стали активно использовали настольные игры в своей работе;
  • 64% родителей пользовались услугами игротеки, из них 22% обращались повторно, а 78% брали игры три и более раз;
  • в среднем еженедельно к координатору проекта обращается от 3 до 5 семей;
  • 72% родителей просят проводить семейные игротеки на постоянной основе;
  • 100% семей оставили положительные отзывы о проекте;
  • 100% просят расширять игротеку;
  • на 42% увеличилось количество родителей, обратившихся за консультацией к педагогу-психологу по вопросам не связанным с игровой деятельностью;
  • 62 ребенка в подготовительных группах, по решению родительского комитета, в подарок получили настольные игры «Барабашка»  и «Барамелька»;
  • семьями воспитанников безвозмездно передано в игротеку 6 новых игр.

Первые результаты работы игротеки позволяют сделать вывод о том, что данный вид игрового взаимодействия в семьях наших воспитанников становится все более популярным. Родители все чаще играют с дошкольниками, но при этом не происходит перекоса в сторону развивающих занятий.

Список литературы.

  1. Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101–114.
  2. Евдошина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. /Евдошина О.В.// Мир науки, культуры, образования. – 2015 - № 2. – С. 205–207.
  3. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
  4. Цеева Л.Х., Симбулетова Р. К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности/ Цеева Л.Х., Симбулетова Р. К.//Концепт. – 2014. - №7. – С. 1–6.
  5. Чиркова, Т.И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников / Т.И. Чиркова // Психологическая служба в детском саду. – М., 1998. – С. 125-145.
  6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.