Система работы с учебными словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

Разделы: Начальная школа


Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. 
Анатоль Франс
(французский писатель и литературный критик).

Презентация

слайд

В УМК “Перспективная начальная школа” есть такая книга. Это система словарей, которые включены в особый том во второй части комплекта учебников по русскому языку (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. 

слайд

В работе со словарями выделяют три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Начальный
  3. Основной.

Подготовительный этап

Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • освоение алфавита как строгой последовательности букв,
  • освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.

Начальный этап

Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения пользоваться словарем.

На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).

Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.

Формируется первоначальное представление о разных видах языковых (лингвистических) словарей и о назначении каждого из них.

Основной этап

Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.

Главные цели:

  • сформировать представления о разных видах лингвистических словарей.
  • воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и советом.

Продолжается решение задач предыдущих этапов.

Дети приучаются пользоваться словарями:

а) как справочниками,

б) как альтернативным учебным пособием по русскому языку.

слайд

Начиная со 2 класса, работа с учебными  словарями ведётся в системе. У каждого словаря своя пиктограмма. Во 2 классе их пять. Важно, чтобы школьники понимали назначение каждого словаря. Это

  • Словарь «Пиши правильно»
  • Обратный словарь
  • Словарь «Произноси правильно
  • Толковый словарь
  • Словарь происхождения слов

слайд  

В 3 классе ко всем названным словарям добавляется Словарь устойчивых выражений.

слайд

А уже в 4 классе появляется 7 словообразовательный  словарь. В этом классе даются научные названия словарей. И  они уже называются….

Если в недавнем прошлом  на класс приходилось 1-2 словаря,  то теперь на каждого ребёнка 7 разных видов  учебных словарей. Разница очевидна.

Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнение. Познакомимся отдельно с каждым словарём.

Наличие орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно: мы его используем точно так же, как и другие учебники русского языка. Учебник предлагает учащимся множество заданий с использованием его, когда нужно уточнить правописание того или иного слова. Знакомство с новым словарным словом прослеживается через связь словаря с тетрадью для самостоятельной работы.

слайд

На примере рисунков на ассоциации. Многие дети любят их раскрашивать.

слайд  Каждое новое словарное слово в упражнениях решают свои грамматические задачи.

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значения незнакомых ему слов, которые встретятся не только в учебниках «Русский язык», но и в учебнике «Литературное чтение», в хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Наш мир». слайд слово выделяется чёрной звёздочкой (закуть - устар. Хлев для скота, чулан, кладовая, угол в избе.)  Более того,  этот словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы  школьник познакомился с многозначными словами.

слайд Приведу пример. В каком значении в тексте употребляется слово полотно?

слайд

Или с омонимами (словами, которые одинаково пишутся и произносятся, но означают разное),

слайд с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значения слов), а также, чтобы учились правильно читать словарную статью.

слайд пример из учебника 4 кл.

Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник обращается к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов.

слайд

Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков. Привлекаемые в словарь слова – это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки. Таким образом, возвращаясь к одним и тем же словам, создается основание для формирования устойчивого навыка правильного произношения.

слайд  Пример

Работа с грамматическим или обратным словарём на уроках русского языка является необычной, хотя именно обратный словарь даёт огромные возможности для решения грамматических задач. 

слайд

Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Более того, в обратном словаре слова выровнены не по левому, а по правому краю (т.е. он группирует слова по грамматическим признакам). Как же можно использовать обратный словарь? Он оказывает учителю огромную помощь при изучении самых различных тем. Кроме того обратный словарь помогает учителю быстро подобрать  примеры для заданий и упражнений, слова для диктанта по любой орфографической проблеме.

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно таким словарем является «Обратный словарь».

Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Все существительные с одним и тем же суффиксом (-к,-ек, -ик, -ник, -ниц, -тель и т.д.) оказываются рядом в пределах одной группы. Все глаголы с определенным суффиксом (-а, -е, -и, -я; -ть и т.д.)оказываются собранными в одном месте. То же касается прилагательных и наречий.

Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования; большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми, чтобы выявить закономерность.

Безусловно, обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м, в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

слайд Пример из учебника

Словарь происхождения слов этимологический во время первого с ним знакомства убеждает детей в том, что порядок расположения слов в нём также алфавитный и что в нём содержатся какие-то очень интересные сведения.

слайд

Как слово жанрсвязано со словами генерал и инженер. Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить учащихся с историческим составом слова, который отличается от современного.

слайд

Покажу пример  происхождения слов названия дней недели.

слайд  

А ещё в словаре представлены слова из других языков, использованные для образования русских слов (аква) и другие гео, микро, зоо, логос.

слайд

В третьем классе вводится 6 словарь - «Словарь устойчивых выражений» (фразеологический словарь) Одним из основных направлений работы на протяжении всего начального курса русского языка является обогащение речи учащихся фразеологизмами. Наличие их в активном словаре придаёт речи особую яркость, меткость, образность, расширяет кругозор. С этой целью можно проводить целый ряд упражнений.

слайд

Например, интересное задание (собачий холод)

Такой этап работы на уроке, как рефлексия, можно также провести  с помощью фразеологических оборотов.

В 4 классе появляется 7 словообразовательный словарь, который помогает уч-ся в образовании различных частей речи, в образовании сложных слов, в разборе слов по составу.

слайд  

Обратите внимание на вторую схему слова бегать слайд по заданию упр. из учебника

В словаре даются схемы образования сложных слов слайд

С выпускниками начальной школы провела опрос о работе со словарями. Вот какие результаты получены.

слайд

К какому учебному словарю вы обращаетесь чаще всего?

Орфографический 58%, толковый 26%, орфоэпический 8%, другие 8%.

слайд

Какой учебный словарь для вас самый интересный?

Толковый 50%, фразеологический 22%, этимологический 16%, другие 12%.

слайд

Пользуетесь ли вы словарями во внеурочное время? Да - 84%, нет - 16%.

слайд

Какие ещё словари вы знаете, кроме учебных? Словарь иностранных слов 58%, энциклопедический 28%, не знаю 14%.

Опрос показал, что дети знают словари и успешно пользуются ими в урочной и внеурочной деятельности. Словари стали для учеников друзьями и помощниками.

слайд

Вывод.

Таким образом, в результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “Русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.

Вся работа со словарями способствует формированию у  школьников познавательной  деятельности. Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок письменной речи детей. В этом неоценимую помощь оказывают учебные словари русского языка, входящие в УМК “Перспективная начальная школа”. Можно только поблагодарить авторов этих учебников.

Недаром говорят, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Литература

  1. Основная образовательная программа начального общего образования "Перспективная начальная школа"/ Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/учебник, 2016.
  2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2-4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига / Учебник.