Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи:

Образовательные:

  • контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

  • создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.
  • способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • закрепление навыков работы с картой.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.

Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а. сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Иларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

Первый тур

1.     Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)
2.     Комната монаха в монастыре. (Келья.)
3.    Первая книга христианского мира (Евангелие.)
4.     Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)
5.    Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)
6.    Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси, (обет.)
7.    Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)
8.     Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)
9.    Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)
10.   Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)
11.   Как назывались в Московском государстве XVI - XVII веков учреждения? (Приказы.) Эти же задания звучат и для другой команды.

Второй тур

Ведущий.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Инсценирование монолога Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» со слов: «Еще одно, последнее сказанье...» до слов: «Еще одно последнее сказанье...»

Завершите монолог Пимена.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих понимают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья,
Спасителя смиренно умоляют.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повесть.)

В чем своеобразие «Слова о погибели Русской земли»? (Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли: «О светло светлая и прекрасно крашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская! Многими красотами прославленна ты...» Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)

Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»? («Великая ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания».)

Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».)

Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?
(Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа всю землю на три части. Сыновья Сима восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский, а по его имени и грамота назвалась «славянской».)

В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость...» В чем же заключалась эта хитрость?
(«Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить ниткой к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их».)

Как и когда погиб киевский князь Святослав?
(В 972 году возвращался Святослав, заключив мир с греками, в Русскую землю через порог, где его малую дружину поджидал печенежский князь Куря. И напал на него Куря, и убили Святослава, взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.)

Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?
(Сказали древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его за князя нашего Мала». Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье». Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.
Другим лучшим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошла в нее древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и
сгорели все.
В третий раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)

 Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?
(Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)
После второго тура проводится конкурс чтецов. Один-два участника от каждой команды читают отрывки из «Слова о полку Игореве».

Третий тур

Командам предлагаются тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

Тест для первой команды.

1.  Агнец - это:

а) ангел;

б) ягненок;

в) огонь.

2.  Где вам могли встретится буки

а) в лесу;

б) в книге;

в) на картине.

(Буки - название букв б в церковно - славянской азбуке.)

3.  Покажите длань. (Длань - рука, ладонь.)

4. Духовник

а) играет на инструментах;

б) создает духи; в (совершает духовные обряды (Духовник - священник, принимающий исповедь.)

5.  Басурман - это:

а) национальность;

б) воинское звание;

в) вероисповедание.

(Басурман - иноверец, не христианин.)

6.  Клобук носят:

а) на голове;

б) на шее;

в) в кармане.

(Клобук - высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

Тест для второй команды.

1. Алкать значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

(Алкать - жаждать, сильно хотеть.)

2.  Пращур - это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

(Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)

3. Забрало - это:

а) меч;

б) городская стена, ее верхняя часть, ограда;

в) кольчуга.

(Забрало - городская стена, ее верхняя часть.)

4. Лепота - это:

а) лепные узоры;

б) настой их липы;

в) красота.

(Лепота - красота, приличие.)

5. Покажите свою десницу. (Десница - правая рука.) Что необходимо, чтобы стать толмачом*!

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

(Толмач - переводчик.)

Игра со зрителями

Пока команды решают тесты, со зрителем проводится конкурс «Спешите видеть».

1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?
(на репродукции картины Сурикова изображен тот момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку и ясно изобразив ею старообрядческое двуперстие, крестила себя и часто звонила цепью.)

2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце.
(Шапка Мономаха. Владимир Мономах - внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)

3. Как называется эта книга? (Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?
(Икона «Троица». Лавра Сергия Радонежского носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием - храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона - Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполнены медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества? (Братина.)

Четвертый тур

В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.

1. Почему одна из икон чудотворна Николы стала называться «Заразской»?
(Княгиня Евпраксия с сыном Иваном Федоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила», узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать ее своей наложницей», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».)

2. Что вы узнали о последних днях жизни боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой из «Повести о боярине Морозовой»?
(Царь Алексей Михайлович приказал уморить обеих сестер голодом в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестер зарыли внутри стен Боровского острога.)

3. В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (В «Слове о полку Игореве».)

4. Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»?

(Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:
Я замуж пойду, так у меня и муж будет,
Свекра стану звать батюшкой,
Приживу я себе сына любезного,
Так у меня и сын будет,
Приживу я себе дочку любезную,
Воспою-вскормлю, замуж отдам,
Так у меня и зять будет.
Не видать мне будет единыя головушки,
Мне милого братца родимого,
Да не видать век да повеку).

5. Чем князя Владимира привлекла вера христианская (Красотой богослужения.)

6. Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнем? (Судьба протопопа Аввакума.)

7. Что общего и различного в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»?

(Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова...». Однако в «Слове...» русские воска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу)

8. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве». О чем идет речь?

Пятый тур

Вопросы к первой команде

1. Кем были открыты первые школы на Руси?
2.  Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет»)?
3. Автор Летописного свода «Повесть временных лет» (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
4. Основатели славянского письма (Кирилл и Мефодий.)
5. Назовите дату празднования славянской письменности (24 мая)
6.  Год принятия христианства на Руси (988 г.)
7.  Имя Сергия Радонежского в мирской жизни (Варфоломей)
8. Волхвы - это... (языческие жрецы)
9.  Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)
10. В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве)
11. К чему обращается Ярославна в плаче? (К солнцу, ветру, Днепру)
12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри)
13. В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? (В 1185 г. 23 апреля)
14. Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своем творчестве к «Слову о полку Игореве»? (Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Шкля-ревский...)
15. Композитор, написавший оперу «Князь Игорь» (Бородин)
16. Как звали половца, который помог Игорю бежать из плена?(Овлур)
17.Как в «Слове...» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря - Владимира? (Четыре солнца)

Вопросы ко второй команде

1. Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца)
2. Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат)
3. Основатель Киева (Кий)
4. Как погиб Олег Вещий? (от укуса змеи)
5. Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение»)
6. Имя первого князя на Руси (Рюрик)
7. В «Задонщине» девять раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю русскую и за веру христианскую»)
8. Бог ветра в Древней Руси (Стрибог)
9.  Город, в котором родился Василий Буслаев (Новгород)
10. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень)
11. Чье золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве?»
12. Назовите художников, иллюстрировавших «Слово...» (В.А. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин)
13. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)
14. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси)
15. Где был приобретен сборник, включающий «Слово о полку Игореве»? (В Спасском монастыре Ярославля)
16. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу)
17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии Древней Руси - монголо-татарском нашествии. (Трилогия В.Яна: «Чиниз-хан», «Батый», «К последнему морю»)

Заключительное слово учителя

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали.» А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. (Путин В.В.)