Подготовка детей с нарушением речи к обучению к школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет - это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность не только  умственного, но и физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).

Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве “единицы измерения” при оценке свойств предметов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста - дидактические игры. Основная задача дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире.

Игра – это жизнь, она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. Игра для детей – учеба, труд, серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания. Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения. Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания: знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. В содержание дидактических игр, игрушек заложен особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности в координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Необходимо отметить, что воспитатель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Кроме того дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей, Мы использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками. Мы предлагаем вашему вниманию конспекты дидактических игр, способствующие сенсорному развитию.

Дидактические игры по изучению цвета

Игра «Подбери перышки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.

Ход занятия

Перед детьми на мольберте цветной  рисунок, на котором изображен большой красивый петух с пышным хвостом (хвост намечен контуром и не раскрашены). В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези (перья воспитатель заранее вырезает из бумаги и окрашивает с двух сторон). Сбоку от мольберта – стол воспитателя. На нем разложены перья трех цветов (старшие дети) два цвета (младшие дети), педагог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха (картинка, игрушка) с ярким пушистым хвостом, поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей подарить ему перышки: красные, желтые, зеленые (показывает).

В начале, перышко петуху подарю я, - говорит воспитатель. Петушок какое перышко тебе подарить? (красное). Воспитатель находит красное перышко, показывает детям, за тем вставляет его в прорезь и говорит: Вот тебе петушок красное перышко.

Пусть Вова подарит мне перышко – просит петушок. Задание следует разнообразить: ребенок выбирает любое перо, показывает его детям, называя цвет(решил подарить петушку желтое перо). Петушок просит подарить ему перо определенного цвета и тд. Если ребенок ошибается, кукарекает «кукареку!» хочу другое перо зеленое. В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом. «Красивый у меня хвост!» - радуется петушок. Очень-очень красивый! – подтверждают дети. Петушок доволен, - говорит воспитатель – и разрешил прочесть мне про него стихотворение:

Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он «Здравствуй».
На ногах его сапожки.
На голове –  грешок,
Вот такой он петушок!!

Дидактические игры на определение формы

Игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход занятия

Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
«Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Дидактические игры на определение величины

Игра «Башня»

Цель: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия

Жили-были три братика – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего-то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения.

Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

- Положи и садись к ребятам за стол.. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белочек, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

Комплексные дидактические игры

Игра «Лото «Цвет и формы»

Цель:

  • закрепить представления младших дошкольников о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);
  • учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет иформу),отвлекаясь от третьего (величины).

Ход занятия

Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.

В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку). Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах.

Дети складывают приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение, 1991.91. – 207с.: ил.

4. Метлева  Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

5. Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду». Под редакцией : Просвещение. 1997.

6. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском cаду» №3-2007.

7. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991г.

8. Урунтаева Г.В. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996. – 336с.