Формы и методы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по коррекции звукопроизношения

Разделы: Логопедия


Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста.  Работая в рамках исполнения годовой задачи деятельности ДОУ «Мальвина» «Повышение эффективности работы с детьми по развитию и совершенствованию связной речи и звуковой культуры речи посредством внедрения современных технологий».  Представляю Вашему вниманию мнемотехнику, как педагогическую технологию в речевом развитии дошкольников.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Так как у наших детей обучающихся в логопедическом пункте, самые разные речевые нарушения,  сталкиваешься с проблемой в  коррекции звукопроизношения. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В  работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения  памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста,  достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники для дошкольников позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике для дошкольников должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно перейдя к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы могут служат дидактическим материалом в работе для: 

– автоматизации и дифференциации звуков, 

– обогащения словарного запаса, 

– при обучении составлению рассказов, 

– при пересказах художественной литературы, 

– при отгадывании и загадывании загадок, 

– при заучивании стихов. 

Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Работа по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов становится успешней, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения информации.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

–  словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Приложение.

Список литературы.

  1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. 128 с.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 64 с.
  4. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы.-Волгоград: Учитель, 2001.
  5. Олейник Н.А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008