Имя прилагательное как часть речи. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: Имя прилагательное, применение в речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:  узнать об имени прилагательном как части речи и её ролью в русском языке.

Задачи:

  • провести наблюдение над именем прилагательным как частью речи;
  • развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • узнать о роли имен прилагательных, учить правильно употреблять их в речи;
  • показать связь между именами прилагательными и существительными.

Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение.

Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт;
- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД
- активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.

Личностные УУД 
- формировать положительную учебную мотивацию;
- осознавать смысл своих учебных действий;
- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация, карточки с заданиями, прямоугольники разного цвета для рефлексии.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности
(1-2 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Начнем урок с поговорки: «Где есть желание, найдется путь!»
Слайд 2
- Как вы понимаете её?
- Каким словом близким по смыслу можно заменить слово желание? (хотение, стремление, готовность)
- Обратимся к словарю С.И.Ожегова:
Слайд 3
«Желание – стремление к осуществлению чего-нибудь»
(Желание учиться. Гореть желанием. Желание успеха)
- Замените слово путь близким по значению? (дорога, тропинка, маршрут)
- Что у нас будет служить дорогой на уроке? (…)
Вывод:
- Путь, дорога на нашем уроке – это будут этапы, которые мы пройдем, чтобы получить новые знания.
- Я вам желаю на этом пути хорошего настроения и успеха.

Подготовка учащихся к работе, настрой на успешную деятельность на уроке.

Личностные:
- формирование положительной учебной мотивации, понимание богатства русского языка
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.)

Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Посмотрите на картинки, запишите слова.
Слайд 4
Морковь, капуста, огурец, помидор, картофель, желтый, редис, чеснок.
(Проверка по эталону)
Слайд 5
- Какое слово лишнее? Почему? Объясните.
- Что объединяет остальные слова?
- К какой части речи они относятся?
- По каким признакам вы определили, что это имена существительные?
- Что вы знаете об имени существительном?
- А кто знает, к какой части речи относится слово желтый?

Записывают, анализируют.

 

Высказывают разные точки зрения, отвечают.

Познавательные:
- умение проводить сравнение, подведение под понятие
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Самоопреде-ление в деятельности
 (2-3 мин)

Цель: создать проблемную ситуацию с целью самостоятельно-го определения учащимися темы и задач урока

- А к какой части речи относится слово желтый, вы узнаете из загадки.
Слайд 6

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё … (прилагательное).

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать…)
- Какова же тема урока?
- Вспомните, с чего мы начинали изучать имя существительное? Слайд 7
- Какой 1-й шаг будет в нашем плане?
- Какие будут следующие шаги? (Составление плана)

План
1. На какие вопросы отвечает.
2. Что обозначает.
3. Роль имени прилагательного в речи.

Варианты ответа детей.

 

 

 

 

 

Ставят цель, формулируют тему урока, выстраивают план действий.

Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие, структурирование знаний
Регулятивные:
- умение определять общую цель и пути ее достижения;
- умение принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4. Открытие новых знаний (11-13 мин.)

Цель: организовать практическую работу с целью получения новых знаний об имени прилагательном

 

Игра «Подберите слово»
- Я назову слова, а вы отгадайте, о чем или о ком идет речь.
Слайд 8

  • Желтый, овальный, кислый, большой… (лимон)
  • Оранжевая, продолговатая, сладкая, крупная… (морковь)
  • Круглое, красное, зеленое, спелое, сочное… (яблоко)
  • Зеленые, длинные, гладкие, пупырчатые, малосольные… (огурцы)

- Как вы догадались что речь идет о лимоне? Задайте вопрос к данному слову.
Лимон (какой?) …
(Аналогичная работа ведется с остальными словами)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- А что обозначают данные слова, на что указывают? (цвет, размер, форма, вкус)
- Это признаки предметов.
- Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет.
- Что же такое имя прилагательное? Сформулируйте определение.
- Предположите, зачем нам нужны в речи имена прилагательные?

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Делают вывод.

 

Формулируют правило.

Познавательные:
- выделение и нахождение информации в соответствии с учебной задачей
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
-  умение принимать роль в учебном сотрудничестве
Коммуникативные:
- договариваться, приходить к общему решению;
- строить свои диалогические и монологические высказывания

- Прочитайте текст.
Слайд 9
   Пришла ________зима. Стоят_________ морозы. Земля покрылась _______ снегом. Деревья украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались _________ елочки. ______ мороз сковал воду на реке.

- О чем в нем говорится?
- Давайте попробуем вставить подходящие по смыслу слова.
(Слова для справок: холодная, лютые, белым, красивыми, маленькие)
- Как изменился текст?
- Так какую же роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

Слайд 10

Определяю я предметы.
 Они со мной весьма приметны.
 Я украшаю вашу речь,
 Меня вам надо знать, беречь!

- Прилагательное уточняет, украшает. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. По частоте употребления имена прилагательные занимают третье  место после имен существительных и глаголов.

 

 

Работа в парах.

 

Ответы детей.

 

 

 

Сопоставляют, анализируют, делают вывод.

 

- Вернемся к тексту.
- Давайте посмотрим, с какой частью речи связано имя прилагательное?
- Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление». Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. В переводе с греческого – эпитет (образное сравнение). [1]

Слайд 11

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

Ответы детей.

 

5. Подвижная физминутка
(2-3 мин.)
Цель: обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся

Слайд 12

Мы пришли в зимний лес.

Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!

Дети удивленно разводят руками.

Справа – березка в шубке стоит.

Отводят указанную руку в сторону, прослеживают глазами движение руки.

Слева на нас ёлка глядит.
В небе снежинки кружатся,

Отводят указанную руку в сторону, прослеживают глазами движение руки.

На землю красиво ложатся.

Выполняют вращательные движения руками над головой.

Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.

Прыжки на месте.

Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.

Наклоны вперед.

Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.

Приседание.

Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.

Имитация сна.

Пролетают снегири.
Как красивы все они!

Имитация движения птиц в полете.

В лесу красота и покой.
А нам с тобой пора домой.

Садятся на место.

Имитируют движения согласно тексту.

Регулятивные:
- умение соотносить свои действия с действиями учителя;
- умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную
Личностные:
- умение включаться в общую деятельность для снятия напряжения, развивать творческий потенциал

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (2 мин)

Цель: организовать деятельность по усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач

- Послушайте диалог. (Читают дети)
- Это черная?
- Нет, красная.
- А почему белая?
- Потому что зеленая. [1]
- О чем идет речь?
- Какие слова помогли вам отгадать, что речь идет о смородине?
- Каким словом можно заменить слово зеленая? (неспелая, незрелая)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают?

Слушают, угадывают, отвечают.

 

 

 

 

Познавательные:
- структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию

7. Самостоятельная работа
(4 мин.)

Цель: выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции

 

Слайд 13
Блиц-опрос. Верно – « + », неверно – « - ».

1. Имя прилагательное – это часть речи.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?

3. Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

4. Слова: доброта, звук, прохлада – это имена прилагательные.

5. Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, качества человека.

6. Имена прилагательные связаны с именами существительными.

7. Имена прилагательные уточняют, украшают, делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

-

+

+

+

Работают индивидуально, сравнивают с эталоном.

Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату;
- коррекция возможных ошибок

8. Включение в систему знаний и повторение решения учебно-практических задач (5-6 мин)

Цель: развивать умения применять новые знания на практике

Работа по группам.
- Ответственные в группах подойдите и возьмите задание.

Слайд 14

1 карточка.
Допиши слова, подходящие по смыслу.
Шар легкий, а арбуз ______________.
Дерево высокое, а куст ____________.
Чай горячий, а мороженое ____________.

- Какие имена прилагательные вставили?
- Назовите прилагательные в 1-м предложении?
- Какие они по смыслу?
- Как называют слова противоположные по смыслу?

Слайд 15

2 карточка.
Найди пару.
умный                 
сильный               
ласковый
красный

алый
мудрый
мощный
нежный

- Какие пары получились?
- Какие они по смыслу?
- Как называют слова близкие по смыслу?

 Слайд 16

3 карточка.
«Узнай друга». Опиши одноклассникам внешность кого-либо из ваших товарищей, пользуясь таблицей.

Волосы

Длинные, короткие, темные, светлые, рыжие, белокурые, черные, курчавые, вьющиеся…

Глаза

Голубые, карие, зеленые, серые, умные, внимательные, добрые…

Нос

Широкий, прямой, курносый, маленький, веснушчатый…

Лицо

Бледное, красивое, милое, смуглое, серьезное…

Рост

Высокий, средний, невысокий…

- Слова какой части речи мы использовали при описании внешности?

Вывод.
- Имена прилагательные бывают синонимами, антонимами, с помощью них мы можем описать какой-либо предмет или внешность.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

Выполняют задания на карточках в группах.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- понимание смысла предъявляемого материала, извлечение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Личностные:
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Коммуникативные:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату

9. Рефлексия
(3 мин.)

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

- Какую цель мы ставили на уроке?
- Достигли этой цели?
- На последующих уроках мы продолжим узнавать новое об имени прилагательном.

- Оцените свою работу на уроке.
Слайд 17
- Перед вами две дороги, два пути к знаниям. Выложим их кирпичиками. Возьмите «кирпичек» зеленого цвета, если вы считаете, что на уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился. Желтый -  на уроке мне не всё было понятно, но я всё равно работал с желанием, справился с заданиями.
Прикрепите их на соответствующий цвет дороги.
- Какая дорога получилась длиннее?
- Какой вывод сделаем?
Слайд 18
Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда стремись!

 

 

 

Оценивают свою деятельность.

Личностные:
- самооценка на основе заданных критериев успешной деятельности;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Коммуникативные:
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
- использование критериев для обоснования своего суждения