Эмоции и дети

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


У ребенка, как и у взрослого, по мере его роста личности, повышается способность и произвольной психической саморегуляции и самоконтроля.

Что стоит за этими пониманиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и проводить в соответствии свои чувства и мысли, желания и возможности, способствовать поддерживать гармонию душевной и физической жизни.

Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти способности, мы чаще всего читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также щедро ограждаем его массой запретов, заставляя соблюдать их под прессом угроз и страха наказания.

Необходим целостный подход к решению проблемы. Регулируется этот поиск автоматически, непроизвольно, суммой поступающих в организм ощущений, образов внутренней и внешней сред.

Для того, чтобы управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения. Нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно самому человеку не видны.

Способность  регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.
Музыкальные занятия, слушание сказок, драматизация игр, развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства, культуре.

Занятия и музыкально-дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельностью.

Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Дошкольный период является чувствительным для развития различных физических умений. Движения составляют основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовлетворение.

Для того, чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладевать следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвовать в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эти умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка. Способность детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрывать радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, понимать и полноценно выражаться. Таким образом ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов, фантазии и двигательной активности.

Самым первым шагом в этой работе было рассмотрение детьми специально изготовленных пиктограмм с ярко-выраженными состояниями (радость, страх, удивление...)

Дети  обращают внимание на особо выраженные иллюстрации, обращают внимание на особенности движений, мимики, улыбки, позы, характер взгляда и т.д.

Занятия провожу в  форме игр-драматизаций на увлекательные темы: «В гостях у бабы Яги», «Путешествие на машине». Персонажи игры -сами дети или ведущий, т.е.увлекательное познание окружающего мира, при этом, на самом деле они учатся не легкому делу: умению управлять собой.

Участие детей в игре должно быть добровольным. Их можно пытаться увлечь, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не ЗАСТАВЛЯТЬ!!!!! Элементами игры являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений.  Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Каждое упражнение необходимо включает в деятельность фантазию (мысли, образы) чувства (эмоции) и движения ребенка так, чтобы ребенок мог сам произвольно воздействовать на каждый из этих элементов.

Дети отличаются друг от друга темпераментом. И меня беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторые безразличие и способность переживать. Так, Таня Н.по характеру флегматик. На музыкальных занятиях пассивна. При слушании музыки никогда не участвует в обсуждении произведения, а если и говорит, то медленно, с паузами. Терпеть не любит игр, где надо проявлять быстроту, сноровку. А Илья Б., Артем Л., Вова А. мальчики легко возбудимы, не собранны, не аккуратны. Но они миролюбивы, не помнят зла, добры и общительны. Чтобы заинтересовать тех и других детей, на музыкальных занятиях я использую такие упражнения, как «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Дотронуться до....», «Сочиним историю», «Секрет», «Дракон» и многие другие. Заниматься начинаю с  детьми 3х лет. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях: для малышей - «Магазин игрушек», «Заколдованное королевство». Каждая часть решает не одну, а несколько самостоятельных задач. Согласуюсь с возможностями, умениями, интересами, можно определить, какие задачи выбрать на занятие. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Выстраивая занятие обязательно включаю в него творческие идеи и предложения самих детей. Занятия начинаются с разминки. Ее задача - сбросить энертность физического и психического самочувствия, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений - игры на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание, должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания самые разные - звуки, голоса, предметы, люди, звуки..., их эмоции и контакты. Например: «Какие звуки ты различаешь?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто самый веселый, грустный?» и другие. Подвижные игры могут быть любые, но они должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Можно взять игры со словом.

В сюжет каждого занятия включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способность понимать, осознать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полностью проживать. Дети очень любят такие упражнения, как «Просыпайся, третий глаз», «Возьми себя в руки», «Ты - лев», «Врасти в землю».

В книге « Развитие эмоционального мира детей» Н.Л.Кряжевой дано несколько программ по «Снятию психо-эмоционального  напряжения детей». Иногда, когда дети приходят на музыкальные занятия, они очень возбуждены. Поэтому некоторые занятия я начинаю с этих программ. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способность воображать и фантазировать, так по регуляции его взаимоотношения с окружающим.

Регулярное использование этих программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Использую также программы «Путешествие на голубую звезду», «Полет птиц».

При составлении занятия я предусматриваю знакомство детей только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, так же важны для развития детей. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, постепенно открываю детям, какое эмоциональное богатство скрыто в каждом человеке: так разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки - пробудить и раскрепостить эмоции в детях.

В упражнениях включаю обмен ролями детей по общению, оценку своих эмоций и эмоции партнера. В таких упражнениях дети  тренируются точно выражать и проживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции других детей, овладевает главным инструментом установления эмоционального контакта и регуляции общения - умение сопереживать.

Источниками сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любимые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Заключительная часть занятия направлена на заключение положительного эффекта, стимулирующего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальных упражнений здесь не нужно - это может быть хоровое пение под музыку с элементами танца, хоровода, игры со словом.

Желательно, чтобы после занятия у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может продолжаться понравившееся упражнение, продолжать использованный сюжет. В ходе такой свободной игры, когда кому-то из детей захотелось еще побыть одним из персонажей, вновь сыграть какую-то роль - это хороший показатель успеха занятия.

Родителя могут ввести в регулярную практику общения с детьми подобную гимнастику  для психики. Например, если ваш ребенок вял или скучает, никак не придет в себя после сна, или наоборот, чересчур расшалился - предложите ему поиграть с вами, в акулу, или легивца, гномиков или роботов, используя психогимнастическое упражнение. И вы увидите, как налаживается его активность, настроение, самочувствие. Каждый раз новые, яркие, и необычные образы движений, физических действий в этих упражнениях будут поддерживать внимание и интерес ребенка к вашим играм-занятиям.

Для получения устойчивого эффекта от игр важно привлекать к ним и родителей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся  более теплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятые родителями себя роли ребенка, а ребенок - роли родителя. Это помогает лучше понять и принять друг друга. Только в тесном единстве с семьей трудного ребенка, воспитатель может надеяться перестроить эмоциональную сферу детей.