Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Сказочная Гжель. Мастера и рукодельницы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель занятия: объединить усилия детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников.

Участники: Педагоги, дети, родители, гости.

Программное содержание: 

  • Воспитывать устойчивый интерес к традициям предков, знакомить с произведениями народного творчества - народными промыслами и историей их возникновения. 
  • Формировать у детей уважительное отношение к людям труда - мастерам своего дела.
  • Развивать способность создавать выразительный художественный образ с помощью лепки и росписи.
  • Развивать умение слушать друг друга, договариваться, работать в группе, высказываться в ресурсном круге. Активизировать речь детей.
  • Реализовывать на практике идею активного воспитания через совместную деятельность детского сада и семьи, детей и взрослых.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Методы и приёмы:

  • Словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово.
  • Наглядные: предметная наглядность, рассматривание слайдов, организация выставки народных промыслов, использование аудиовизуальной техники, показ,
  • Практические: слайдовая презентация, показ предметов декоративно-прикладного искусства, рисование, лепка, музыкальное сопровождение, игровые - хоровод.

Используемые технологии: Здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.

Словарь активный: народное декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, мастера, умельцы, рукодельницы, название народного промысла ГЖЕЛЬ, предметы быта, традиции.

Пассивный словарь: обработка глины, изделия из керамики.

Презентация «Сказочная Гжель»

Музыкальный ряд: Записи русских народных песен.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Скульптурный пластилин, готовые лепные тарелочки, ПВА, гуашь: белая, голубая, кисти, салфетки, баночка с водой, простой карандаш.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Морозко», работа с пословицами и поговорками о труде и старании, разучивание русских народных танцев.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в зал (тихая спокойная музыка)

Воспитатель в народном костюме встречает детей в «Русской избе» (мини-музее).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады Вас видеть в нашем зале. Обратите внимание, что наш зал оформлен в виде русской избы. Занятие наше сегодня не обычное. И вы пришли на занятие в русских костюмах. Мы с вами продолжаем говорить о нашей русской культуре.
Сегодня у нас в зале присутствует много гостей, а поскольку русский народ гостеприимный, то давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю. (низкий поклон).

Сейчас я вас приглашаю в наш маленький музей, встаньте полукругом, чтобы всем было видно.

(Ведет по выставке, рассказывает о гончарных изделиях, их назначениях.)

Посмотрите внимательно, что вы видите на выставке.

Дети: (предметы русской народной культуры) чайник, кувшин, тарелка, и т.д.

Воспитатель: Ребята, эти предметы относятся к народному декоративно-прикладному искусству (промыслу). Все эти предметы сделаны руками человека.
Ребята, давайте вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство?

Дети: Декоративное – красивое, украшающее. Прикладное – используется человеком в быту, в повседневной жизни.

Воспитатель: почему это искусство называется народным?

Дети: эти предметы создавались народом, каждый мастер при изготовлении вкладывал душу, свои умения, свою индивидуальность.

Воспитатель: Народное декоративное искусство передавалось из поколения в поколение, и часто в нем работали семьями.

Воспитатель: Посмотрите еще раз внимательно на эти изделия.

Все ли эти предметы одинаковые? Форма? Размер? Цвет?

Ответы детей……

Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала сделаны эти предметы?

Дети: из глины.

Воспитатель: Да, предметы сделаны из глины, мастером своего дела. Сначала он их лепит, а затем раскрашивает и обжигает, чтобы они стали прочными. Мастер, который работает с глиной, называется гончар. Гончары делали не только посуду, но и разные скульптуры, а также игрушки для своих детей.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что в конце нашей выставки находятся предметы, которые имеют нечто общее. Как вы думаете, что именно?

Дети: Они бело-синего цвета.

Воспитатель: Молодцы! А кто знает, как называется эти изделия (роспись)?

Дети: Гжель.

Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Расскажу я вам про то, как на Руси Гжель появилась.

Презентация «Сказочная Гжель»

Неподалеку от Москвы есть деревенька Гжель. Издавна гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из белой глины, приготовленной специальным способом. Обжигали ее при высокой температуре. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край.

Воспитатель: Ребята, как вам кажется, всякий ли человек сможет создать такую красоту?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему не каждый человек может освоить это мастерство и стать мастером своего дела?

Дети: Мастера - это люди, которые долго и старательно осваивали мастерство, учились делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают и любят свое дело.

Воспитатель: Молодцы!  Тот, кто умеет делать правильно и красиво, тот и есть мастер своего дела.

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, давайте спросим у гостей. А вы, смогли бы сделать такой красивый предмет?

Гость: Нет.

Воспитатель: Почему?

Гость: Я не учился этому.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами попробуем в роли мастеров. Мальчики почувствуют себя в роли гончаров, а девочки - художницами.

Помогать мальчикам будет папа Арианы – Заур Урузмагович, а девочкам – мама Насти, Ольга Александровна. 

Ребята, проходите к своим рабочим местам, присаживайтесь.

У ГОНЧАРОВ (работа в микрогруппах)

Гончар (папа воспитанника): Первое, что мы с вами сделаем - это подготовим массу для лепки. Мы возьмем с вами приготовленный кусок соленого теста и хорошенько разомнем.

Ребята, какими свойствами обладает наше тесто?

Дети: мягкий, податливый, можно изменить форму.

Гончар: Молодцы, глина обладает теми же свойствами, только при обжиге она становится твердой и долговечной.

Гончар: теперь нам нужно, чтобы тесто приняло форму шара. Катаем его между ладошками.
Чтобы ваша поделка получилась ровной и красивой, вам нужно делать ее аккуратно и не торопясь, не делая резких движений.
Теперь путем вдавливания придаем плоскую форму. А затем загибаем края и делаем форму тарелочки.

У ХУДОЖНИЦ (работа в микрогруппах)

Художница (мама воспитанника): а сегодня мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами. Перед вами тарелочки, подготовленные к росписи. Они у нас белые, нераскрашенные. Давайте распишем наши тарелки-заготовки как настоящие мастера-живописцы! Скажите, какие цвета мы будем использовать для росписи тарелочки?

Дети: белый, голубой и тёмно-синий.

Художница: А вы знаете, какие элементы используют мастера в своей росписи?

Дети: завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки, цветы.

Художница: Сейчас мы приступим к своей работе. Будем рисовать, начиная с центра, постепенно продвигаясь к краям. (Раскрашивают по образцу)

Воспитатель: Итак, в первой и второй мастерской работа закончена.  Вы выполнили свои работы, пусть они пока высохнут.
Ребята, как мы знаем, про сказочную гжель придумали люди, даже песню. Она такая же нежная и прекрасная, как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.

Танец «Сказочная Гжель»

Воспитатель: Какие вы молодцы, станцевали и славно поработали!
Вам удалось почувствовать себя настоящими «мастерами» и «художницами»?

Дети: Да.

Ресурсный круг

Воспитатель: Давайте поразмышляем, какими качествами должен обладать мастер!

Саша, скажи, пожалуйста мастер должен быть рассеянным или внимательным? (Внимательным)

Ваня работу надо выполнять небрежно (грязно) или аккуратно? (аккуратно)

Аня, мастер должен быть ленивым или трудолюбивым? (трудолюбивым)

  • Наблюдательность
  • Терпение
  • Сноровка
  • Усидчивость
  • Любовь к своему делу
  • Старание
  • Работа с душой
  • Ответственность
  • Добросовестность

Обобщение

Воспитатель: Как много нужно уметь и знать, чтобы стать мастером. И не только любить свое дело, а еще людей, ради которых он трудится.
Дорогие мои, недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят: «Каков мастер, такова и работа». Вы постарались и ваши работы достойны попасть на нашу выставку. Давайте аккуратно поставим.

Спасибо вам за старание и терпение, проявленные на занятии.

Ребята, попрощаемся с нашими гостями. До свидания!

Литература.

  1. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (авт. И.А. Кузьмин, А.В. Камкин).
  2. Рабочая тетрадь «Мастера и рукодельницы» для детей подготовительной группы по программе «Социокультурные истоки».