Буквы е–и в корнях с чередованием

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: словесный, практический, поисковый.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

  • сформировать представления о написании букв е-и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;
  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Ожидаемые результаты:

  1. в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;
  2. в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  3. в предметном направлении: познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, формировать умение писать слова с орфограммой «Буквы е-и в корнях с чередованием», умение отличать данную орфограмму от других, умение работать с текстом.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодняшний урок будет проходить под девизом: «Капля камень точит». Презентация.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Вы правы, упорство, старание, терпение помогают нам преодолевать незнания.

3. Актуализация знаний.

- Давайте восстановим в памяти материал, изученный ранее, и в этом нам с вами поможет следующее задания. Я буду читать определение изученных нами с вами понятий, вам нужно догадаться, что это за понятие.

А) Минимальная значимая часть слова – это …(Морфема).

Б) Общая часть родственных слов, в которой заключается значение слова – это Корень.

В) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это …Приставка.

Г) Значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования новых слов – это …Суффикс.

Д) Часть слова без окончания называется …Основой слова.

Е) Замена одного звука другим называется…Чередованием.

Ж) Превратите большой дом в маленький, назовите морфему, которая помогла вам это сделать. (дом – домик)

З) Превратите снег в цветок, назовите морфемы, которые помогли вам это сделать. (снег - подснежник)

Какие буквы чередуются в данных словах?

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о чередовании. А вот о чередовании каких звуков, вы догадаетесь, выполнив следующее задание.

4. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

- Обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами лист наблюдений. Обратимся к первому заданию. Слова нужно распределить в два столбика.

1 человек у доски.

Соберут, протереть, заблестеть, блистать, собирать, протирать.

– Проверим.

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

Какую цель мы поставим на урок?

Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и

- Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?

1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Отработать способ проверки орфограммы.

4. Оценить свои знания.

- Как вы думаете, какая будет первая задача?

Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.

– Наблюдение.

Соберут - собирать

Протереть - протирать

Заблестеть - блистать

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е-И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

Оцените свою работу по выполнению данного задания.

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Надо доработать

 

 

 

 

- Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе при написании е-и мы будем обращать внимание на суффикс а? (нет, т.к. данное чередование происходит только в определенных корнях и эти корни следует запомнить)

- Мы работали только с тремя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. Откройте учебник и назовите те корни, о которых мы не говорили.

- Какую задачу поставим дальше?

- Перед вами текст. Какое задание вы можете предложить к данному упражнению?

5. Отработка правила

Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

Сер…це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст..лается гладкое зеркало б….льшого озера, и низко от него ст..лется туман. Трудно проб..раться сквозь густые заросли кустов. Но вот только забл..стит солнце на небе, исчезнет туман. Мы долго (не) уходим с берега озера.

Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически)

Определите стиль и тип текста. Стиль текста – художественный, описание.

- Какие виды орфограмм встретились при выполнении этого задания? (Учащиеся называют виды орфограмм, озвучивают примеры из текста с комментарием:

1) корни с чередованием е – и;

2) безударные гласные в корне;

3) не с глаголами.

Проверка.

Оцените себя (табличка О,Х,У,НД)

- Какой критерий ляжет в основу оценивания?(Правильность)

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Надо доработать

 

 

 

 

Динамическая пауза.

– Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И - присесть, если в слове Е - наклон.

Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.

Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас откроем.

Групповая работа.

Каждой группе выдается конверт, в котором 3 слова, нужно найти третье лишнее, объяснить почему. Капитаны групп выходят, прикрепляют слова на доску, объясняют.

Игра «третий лишний»

Соберу, удеру, побережье
Теремок, вытирать, вытереть
Задирать, деревянный, удеру
Перина, отпирать, отпереть

Почему слово лишнее? Нужно отличать чередующиеся корни от корней с безударной гласной в корне слова.

Оценить работу в группе

Критерий

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Надо доработать

1. Моя активность в группе

 

 

 

 

2. Мое участие в презентации

 

 

 

 

Вернемся к плану.

  • Все ли задачи выполнили?
  • Какая пословица была девизом урока?
  • Удалось ли каплям знаний источить, разбить камень незнаний?
  • Достигли ли вы цели?

Рефлексия.

Оценить работу.

Нарисовано ведерко. Поставьте капельки

  • Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. - внизу ведерка
  • Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. - на середине
  • Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. - на верху ведерка

Приложение.

6. Подведение итогов.

На основании тех оценок, которые вы ставили себе на протяжении урока, выведите и поставьте итоговую .

Критерий

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Надо доработать

1. Усвоение материала

 

 

 

 

2. Активность на уроке

 

 

 

 

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

Насколько вы были успешны, покажет тест.

Тест по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
а) расст...лать скатерть 
б) разб...ру вещи 
в) проб...рался сквозь заросли 

2. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне 
а) убирая
б) умывался
в) отвечал

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 
а) отп...реть замок 
б) бл...стала красотой 
в) оп…реться на друга

4. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне 
а) увидел
б) впервые 
в) перебирая 

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 
а) ум...рающий лебедь 
б) переб...рёт крупу 
в) оп...реться на друга 

Домашнее задание.

с. 35 выучить правило

1) упр.51;

2) Найти и записать 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму. Выделить орфограмму.

3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату», используя слова с чередующимися корнями.