Биологический турнир «Растения, грибы и лишайники Магаданской области»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Полярной зимой, когда при луне
Как лебедь она
И тучи, дымясь целуют ее.
А светлой весной она что ковер.
А летом она – цветной океан,
Где тысячи солнц
В чешуйках воды
И дуги холмов как шеи гусей.
Л.Лапцуй

Цель турнира: формирование бережного и экологически грамотного, эстетического отношения к растениям Магаданской области.

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к предметам биологического цикла;
  • расширение знаний учащихся об удивительном мире природы, а также о лекарственных и удивительных растениях родного края;
  • воспитание у учащихся умений: удивляться природе, отзываться на её красоту;
  • работать в команде, применять знания в необычных условиях

План проведения:

1. Жеребьевка
2. Творческое представление команд
3. Конкурс (слайд 3)
а) загадки;
б) мозговой штурм;
в) «Что в имени тебе моем?»

Правила игры.

  1. Каждая команда занимает место за определенным игровым столом
  2. Ответы команда подает в устном виде
  3. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме баллов в общем зачете
  4. Любые проявления недисциплинированности участников команд и их некорректного поведения по отношению к соперникам пресекаются жюри с помощью штрафов:
    1-е нарушение-1 балл;
    2-е нарушение-2 балла;
    3-е нарушение-4 балла и т.д. в геометрической прогрессии

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы здесь собрались чтобы выяснить – кто из вас лучше всех знает природу родного края, а именно природу Северо-Востока России. И выяснять мы это будем в ходе нашего мероприятия которое называется Биологический турнир «Растения тундры и кедровостланиковых зарослей». Итак, мы начинаем с самого главного – с нашего дорогого и мудрого жюри! И проведения жеребьевки.

Представление жюри (председатель жюри, члены жюри)

I. Творческое представление команд по результатам жеребьевки (команды представляют свое название, которое будет созвучно одному из растений которое они выбирают и делают презентацию – название, легенда о появлении этого растения, поговорки, пословицы, частушки и т.д. посвященные выбранному растению)

Учитель: ну вот мы и готовы, пора пожалуй начинать следующий тур – загадки (слайд 3)

II. Загадки. (слайд 4) по 2 мин. на каждую загадку Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Загадка 1 (слайд 5):

Пока было в коже –
Не было гоже;
Вылезло из кожи –
Стало всем гоже.

Учитель: Ну, конечно, - это Морошка. В зрелых ягодах содержатся: сахара, белки, клетчатка, органические кислоты; витамины: С, В, РР, А; минеральные вещества и т.д. Используют в диетическом и лечебном питании для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, ожогов и кожных болезней, при отравлении тяжёлыми металлами, как противолихорадочное средство и т.д.

Учитель: (слайд 6):

Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

Учитель: И опять верно – это смородина! Ягоды содержат сахар, органические кислоты, витамины С и Р и другие - ну о-о-очень полезные вещества. Обладает мочегоным, противовоспалительным и потогонным действием.

Учитель: (слайд 7):

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.

Учитель: И опять верно – это береза! В нашей области растет несколько видов берез, например береза Миддендорфа. Обладает мочегоным, противовоспалительным и потогонным действием.

Учитель: (слайд 8)

Лист острый, узкий,
Тянется высоко,
Растёт в болоте.

Учитель: ну конечно же это осока, она очень хорошо приспособилась расти в суровых условиях тундры образуя кочкарник и дерновины.

Учитель: (слайд 9)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой, на шляпке - горошки.

Учитель: мухомор

Учитель: (слайд 10)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай, Это - ...

Учитель: сыроежки.

Учитель: (слайд 11)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

Учитель: мох.

Учитель: Ну а теперь с загадками закончим и подведем итоги первого конкурса. Итак: в первом туре победила команда_________________ , заработавшая _____ баллов; на втором месте команда ___________________, заработавшая _____ баллов...

И сейчас пришло время для третьего этапа нашей игры, который называется - «Мозговой штурм». (объяснение правил: даны 4 ребуса, в них указаны интересные названия представителей растительного мира)

III. Мозговой штурм (слайд 12) по 2 мин на каждый ребус – ответы сдаются в письменном и устном видах.

Змееголовник - Издавна змееголовник применялся не только в тибетской, но и в индийской медицине в качестве успокаивающего, вяжущего, противосудорожного и укрепляющего средства. Зачастую его используют при невралгиях, при учащенном сердцебиении, мигренях, зубной боли, а также во время простудных заболеваний. (слайды 13, 14)

Кладония маргаритоцветковая - настоящий «цветочек»! Слоевище покрыто листоподобными чешуйками. На верхушке – крупные ярко-красные плодовые тела апотеции. Все лишайники рода кладония (а их на территории России около 80) известны также под названием «ягель». Слово это пришло из языка народов Севера, занимающихся оленеводством.

Ведь именно лишайники служат едва ли не основным кормом северных оленей. Их животные добывают, раскапывая ногами снег. Долгой северной зимой лишайник кладония служит для них, по сути, единственной доступной пищей. Почти лишенные коры, подеции кладоний мягки, легко усваиваются. Правда, к концу зимы на такой «диете» животные сильно худеют. (слайды 15, 16)

Арктоус - Научное латинское название растений рода Арктоус от греческого `Arctous`, что означает `северный`. По саамски - "тиярмес-муорхь" - "гром-ягода", камчадальское – «воронья ягода».Декоративное растение. Рекомендуется для альпийских горок и вересковых садов.

Лекарственное растение. С лечебной целью используются листья в народной медицине Сибири и Дальнего Востока, Японии, как мочегонное и противовоспалительное средство, действующее вещество – арбутин. Мало применяемое пищевое растение. Съедобная ягода. Традиционное сырье кухни коренных народов Севера от Карелии до Гренландии. (слайды 17, 18)

Зубровка - Русское название рода дано по виду Зубровка южная (Hierochloe australis). Этот вид растения — излюбленный корм зубров (ср. польск. żubrówka, turówka), главным образом обитающих в Беловежской пуще на территории современных Польши и Белоруссии (ср. также белор. зуброўка).

Русские народные названия: по Далю — лядник, горчак, чаполоть, чаполочь, горькая плоскуха, плоскушка, пестречный пырей, зубровка, а также горькая трава, плоскуша, томковица, туровка. (слайды 19, 20)

Учитель:  Во втором туре победила команда_________________ , заработавшая _____ баллов; на втором месте команда ___________________, заработавшая _____ баллов.А теперь наступила пора следующего конкурса, в котором вам необходимо будет проявить всю вашу смекалку, находчивость и внимательность, а называется он – «Что в имнеи тебе моем». Здесь надо определить растение, о котором идет речь по названиям которые издревле давали им люди разных стран. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

IV. «Что в имени тебе моем?». (слайд 21) 3 мин

Учитель: Народные названия растения — сикса, водяника, ариска, багрянка, болотница, глуханя, голубень, ерник, толкуша, шиптуш-трава, багновка, вороника, медвежья ягода, пьянка, ссыха (из-за мочегонного действия ягод), чёрная трава, дорогая трава, синявишна трава. Названия на английском, французском, немецком и финском языках (Crowberry, Camarine, Krähenbeeren, Variksenmarja)  переводятся как воронья ягода. Кроме того, ее поэтично  называют хранительницей души, кудесной травой, кудесницей. (Дается ответ)

Учитель: Верный ответ – это ШИКША (слайд 22):Шикша - используется в народной медицине в виде настоев и отваров как средство, воздействующее на нервную систему, при утомлении, головной боли, при гипертонии, нарушении обмена веществ (используют спиртовую настойку и водный настой травы). Препараты шикши  оказывают стабилизирующее, общеукрепляющее, успокаивающее и противосудорожное действие при нервно-психических заболеваниях: эпилепсии, нарушениях сна, шизофрении, депрессии. Применяют при водянке, отеках, затрудненном мочеиспускании,  хроническом гастрите, колите, диарее, как витаминное при цинге. Имеются данные о противовоспалительном и противодиабетическом действиях шикши. В тибетской медицине  применялась при сибирской язве, заболеваниях печени и почек. Плоды шикши употребляются для укрепления волос. Свежий сок обладает фитонцидной активностью.

Учитель: название этого растения связано с  русским-церковно-славянским (о)брусити «гладить, точить», старо-славянским събрысати, потому что спелые ягоды легко срываются; в немецких диалектах Strickbeere — то же, Streichbeere. Сравнивается с литовским и латышскимсловами - «смахивать, стирать».

Учитель: Конечно – это БРУСНИКА (слайд 23). Свежие плоды брусники применяют при авитаминозах, как слабительное, диуретическое, бактерицидное, антисептическое, антигельминтное и желчегонное средство.

Отвар листьев — при заболеваниях почек, диабете, ревматизме, подагре (он способствует размягчению и выведению камней и солей).

Ягоды — при туберкулёзе лёгких, катаре желудка с недостаточной кислотностью, почечнокаменной болезни, ревматизме, как витаминное и противогнилостное средство.

Отвар ягод хорошо утоляет жажду при горячке.

Сок пьют при повышенном артериальном давлении, при неврозах и анемии у беременных.

Учитель:  Каждому из нас знакомо это травянистое растение с душистыми розовыми цветками. От него как бы иcхoдит дух бодрости. Видимо, поэтому происхождение слова объясняют порой так: от латинского слова валео - "быть здоровым". В действительности история несколько иная. Термин попал в русский и украинский языки из французского или непосредственно из латыни. Что представляет собой латинское название растения? Возможны два варианта: от местности Валерия в Паннонии, откуда родом растение, или от "Валерий" - имени средневекового врача, открывшего целебные свойства растения. (дают ответ)

Учитель: ВАЛЕРИАНА (слайд 24) - Лекарственная известна с незапамятных времен, отнocитcя к древнейшим лекарственным растениям. О ее целебных свойствах, влиянии на высшую нервную деятельность знали еще древние греки. Плиний, древнеримский писатель и ученый-энциклопедист, причислял валериану к средствам, возбуждающим мысль.

Учитель: один из наиболее древних цветков, миниатюрная звездочка, озаряющая серебристым светом все вокруг себя. В Европу эти цветы были завезены из Китая, где они символизировали элегантность, скромность и красоту. Однако свое название они получили не в Китае, а в Древней Греции. Ведь в переводе на русский язык означает «звезда». (дают ответ)

Учитель: Согласно легенде, из созвездия Девы, которое для греков ассоциировалось с богиней любви – Афродитой, скатилась слеза – звездная пыль. Долетев до земли, на тех местах, которых коснулись частички пыли, выросли невиданные цветы – астры, так напоминающие своим соцветием небесные звездочки. Греки считали, что если глубокой ночью встать у растущих астр, то в полной тишине можно услышать слабые перешептывания – так, по поверьям, астры поддерживают связь со своими сестричками – звездами на небосводе. Астра является символом людей, рожденных под знаком зодиака Девы. Это цветок, посланный людям богами, отождествляет грусть по небу, по потерянному раю, которого уже не достичь

Учитель: Ну конечно же – это АСТРА! (слайд 25) Какие вы молодцы! Нашли ответы ко всем заданиям. Ну то ж подведем итоги: в третьем туре победила команда_________________ , заработавшая _____ баллов; на втором месте команда ___________________, заработавшая _____ баллов...

Использованные ресурсы.

1. Лавренова Г.В. «Лекарственные травы: Травы дарующие здоровье», в 2 кн., М., Терра, 1996.

2. Региональный компонент «Биология. Растения, грибы и лишайники Магаданской области», Г.П. Баранов, Магадан, изд-во «Охотник», 2009.

3. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. М.: ТЦ "Сфера", 2004.

4 Перечень охраняемых растений Дальнего Востока 2011 года.

5. wiki.iteach.ru

6. www.hp.com/support

7.  http://ru.wikipedia.org/

8. www.zagadki.ru

9. uellin.narod.ru