Экологический проект «Дарвинский биосферный заповедник»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с


Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Цель:

  • Дать детям представление о том, что такое заповедники и для чего они создаются.
  • Познакомить детей c Дарвинским биосферным заповедником, о его вкладе в  сохранение флоры и фауны Вологодской области.
  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь.
  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • Обогатить, углубить и систематизировать знания детей о жизни флоры и фауны лесов Вологодской области.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, нравственные чувства детей на близком, доступном и значимом для них материале.
  • Развивать у детей произвольную память, речь, выразительность движений, стремление к познанию в разных видах деятельности.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
  • Ориентироваться на педагогическое сообщество нового типа, расширять образовательное пространство, круг его участников (ребенок, педагоги, родители, работники музея).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: 01.02.2017-01.30.2017 год.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования. На занятии по познанию окружающего мира, столкнулись с тем, что дети не знают ничего о Дарвинском биосферном заповеднике, который есть в Вологодской области, но желание узнать новое, для детей всегда интересно. Дети внимательно рассматривали картинки с изображением заповедника, животных, птиц, живущих там, задавали вопросы о том, как они называются, чем питаются, и вообще для чего нужен этот заповедник.  Поэтому мы с детьми решили узнать об этом как можно больше.

Гипотеза исследования. Для того чтобы сохранить редких животных, интересные растения, просто самые красивые места на земле, люди создают заповедники. Заповедник – это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. Заповедник  – это дом не для человека, а для животных и растений. Здесь они – полные хозяева. Их жизни ничего не грозит – ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника – государственные инспекторы.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. Изучение Дарвинского  биосферного заповедника.

2. Знакомство с флорой и фауной Дарвинского заповедника.

Результаты исследования:

  • Альбом фотографий, картинок с изображениями флоры и фауны  заповедника, собранные родителями и детьми.
  • Рассказы, загадки, о флоре и фауне заповедника.
  • Библиотека книг по данной теме.
  • Выставка детских работ.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации о Дарвинском биосферном заповеднике.

  • Чтение и обсуждение стихотворений Е. Трутневой «Белкина кладовая», Н. Рубцова «Медведь»,  «Про дрова», «Про зайца»; рассказов К. Д. Ушинского «Не ладно скроен, да крепко сшит» (про ежа, «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки», «ученый медведь»; сказки «Лиса и козел»; рассказов Александра Баркова из сборника «На ранней зорьке» («Про ежа Фомку и кота Барина», «Сердешный» (про лосенка, «Циркач» (про лисенка, «Шустрец» (про бельчонка, стихотворения О. Фокиной «Встреча» (о встрече с волком, стихотворений В. Степанова «Кабан», «Медведь», «Лось», «Заяц», «Лиса», «Белка», «Бурундук», «Барсук», «Крот» из книги «Живой мир для малышей», сказки В. Белова «Мишук», Л. Целуйко «Анюта и зайка»
  • Рассматривание и обсуждение альбома «Азбука зверей и птиц». Беседы о животных  и птицах, с обсуждением их внешнего вида, повадок, характера, мест обитания.
  • Сбор загадок, пословиц, поговорок о диких животных птицах, нашего края, отгадывание загадок.
  • Рассматривание фотографий, буклетов о Дарвинском заповеднике, рассматривание фрагментов книги «Красная книга РСФСР».
  • Совместная экскурсия с родителями в музей природы.
  • Беседа  на тему: «Красная книга Вологодской области»
  • Познавательные беседы с рассматриванием проблемных ситуации:  «Как помочь белке», «Яблоки для ежат».

2. Творческая познавательная деятельность детей.

  • Подготовка и проведение инсценировок русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
  • Заучивание и чтение детьми стихотворений о диких зверях.
  • Организация с детьми дидактическсих игр «Помоги зайчику», «Помоги белочке», «Угадай, чей хвост».
  • Организация словесных игр «Угадай по описанию», «Добавь слово», «Как медвежонок катался на машине», «Назови в уменьшительной форме», «Бывает - не бывает», «Кто сумеет похвалить».
  • Организация подвижных игр: «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди».
  • Разучивание русских народных игр «Зайчик», «Теремок», «Сидит, сидит зайка».
  • Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Зайка», «Волк и лиса».
  • Организация настольных игр: лото «Кто, где живет».

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.

Организация выставки детских работ.

Результаты:

  • У детей появились знания о заповедных местах Дарвинского заповедника, Вологодской области  и цели его создания; об охраняемых видах животных и растениях; видах занесенных в Красную книгу РФ.
  • Презентация сборника «Дикие животные нашего края»: рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми с родителями, воспитателем. Создание альбома «Чем питаются птицы»

Приложение

Конспект НОД группе
«Дарвинский биосферный заповедник»

Цель: расширять и уточнять знания детей о родном крае, познакомить с заповедником в Вологодской области. Закреплять знания о редких животных, птицах, и растениях. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, насекомых и растений.

Ход занятия

Природа имеет большое значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего он жить не может. Назовите, что природа дает человеку? (Воздух, вода, свет, тепло, продукты питания и т.д.).

Ребята, как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.).

А всегда ли человек помогает природе? А может человек губить природу? (Загрязнять реки, вырубать леса, отлавливать животных).

Люди могут приумножать природу, а могут губить оставшееся. Бывает так, что человек не учитывает законы природы и наносит огромный вред всему окружающему. Не правильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что стали исчезать многие виды растений и животных. Люди увидели свои ошибки и издали закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам, как она хочет и как ей нужно. В заповедниках охраняется живая природа. Человек охраняет цветы, грибы, кустарники, деревья, насекомых, рыб, птиц, животных. Почему возникла необходимость создать заповедники? Чтобы не исчезли растения, животные птицы, чтобы сохранить все то, что в природе исчезает.

В нашей Вологодской области есть чудное место, в котором уживаются разные звери и птицы, а разным растениям – просто счету нет. Это Дарвинский биосферный заповедник.  Большую часть территории занимают болота и заболоченные леса. Заповедник насчитывает 590  видов  растений,  в  нем  обитают 49  видов   млекопитающих. Много редких видов птиц: скопа, орлан-белохвост, беркут, лебедь-кликун.

Работники заповедника ведут наблюдения за изменением природы в зоне подтопленияберега. Имеется дендрарий. Ведутся работы по разведению глухаря. Многие растения занесены в Красную книгу России. (Дети рассматривают картинки с изображением этих растений, запоминают их названия).
В заповеднике проживает много животных. Это кабаны, косули, лисицы, бобры, зайцы, куницы, ласки, хорьки. (Дети рассматривают картинки с изображением животных, запоминают их названия).

Дидактическая игра «Узнай животное по внешнему виду».

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как много животных на поляне, но они все бледные и некрасивые. Может они заболели? Давайте их сделаем красивыми и здоровыми с помощью красок, но сначала вы должны определить, каких животных как раскрашивать. (Под музыку дети раскрашивают животных, уточняя их названия и внешний вид).

В Дарвинском заповеднике встречаются 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Среди них - большой кроншнел, орлан, беркут и другие. (Дети рассматривают картинки с изображением этих птиц, запоминают их названия).

В заповеднике созданы очень хорошие условия для проживания многих животных. Весной можно услышать голоса разных птиц. Это голоса грача, скворца, соловья, цапли, трясогузки, зяблика, дрозда. В лесах заповедника в высоких дуплах живут белки, куницы. В болотистых местах обитает несколько видов лягушек, жаб. Над цветущими растениями кружатся пчелы, шмели, бабочки.

Охранять природу необходимо не только в заповедниках, а везде, в любом месте. Давайте вспомним правила поведения в природе.

1. Не топтать цветы, травы.

2. Ходить только по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

4. Не кричать, не включать громкую музыку.

5. Не разорять птичьих гнезд.

6. Не ловить насекомых.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не ломать паутинки.

10. Не разжигать костров.

11. Не разорять муравейники.

Давайте станем настоящими защитниками природы, и она щедро отблагодарит нас.

ФОТООТЧЕТ к проекту «Дарвинский биосферный заповедник»