Организация работы лекотеки с родителями и детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика


Сложности в развитии и воспитании детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, нередко связаны с недостаточной психолого-педагогической помощью со стороны специалистов, а также не осведомленностью родителей в развитии особенных детей. Для оказания помощи та­ким семьям на базе детского сада был создан консультативный пункт.

В результате наблюдения, применения специальных методик, выявлено, что у большинства детей посещающих консультативный пункт, наблюдается отставание в развитии речевого общения, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук, отсюда мышечная напряженность, сниженный тонус, скованность и медлительность в выполнении движений. Анализ показал, что в основном дети захватывают предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя, тремя пальцами. Во время игр силой заталкивают предметы в отверстия или емкости, так как не владеют рациональным способом действия.

Поэтому выявила и выбрала эту проблему у детей с ОВЗ. Решила осведомить родителей по этой проблеме как правильно развивать мелкую моторику рук у детей, как это важно в процессе жизнедеятельности ребенка. Начала с показа, рассказывания родителям, как эту работу можно выполнять в домашних условиях.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Познакомить родителей с играми и упражнениями, которые влияют на развитие мелкой моторик рук;
  • Научить родителей выбирать из большинства числа игр только те, которые будут способствовать развитию ведущей руки;
  • Обучить родителей пальчиковым играм, в которые они смогут играть дома;
  • Раздать памятки, буклеты по развитию мелкой моторики рук.

В ходе встречи с родителями напомнила им, что речь ребенка зависит от нескольких факторов:

  • От степени речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают сове – больше говорить с малышом. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
  • Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В ходе работы подвела родителей к выводу, что тренировка движений пальцев рук и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Способствует улучшению артикуляционных движений, и что не менее важно повышает работоспособность коры головного мозга.

Порекомендовала родителям работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводить  и в домашних условиях в течение 7-10 минут ежедневно.

Совместно с родителями вспомнили и выбрали упражнения, пальчиковые игры в которых содержалось большое количество разнообразных движений пальцами. Родители вспомнили и назвали замечательные потешки, прибаутки такие как: «Сорока – сорока»,  «Лады – ладуси», «Поехали – поехали» и т.д.

Родители в свою копилку положили следующие игры

«Колобок» ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит взрослый:

Кулачок – как колобок.
Мы сожмем его разок.

Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой рукой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

«Веселые маляры» ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх – вниз, слева – направо под произнесение взрослого двустишия:

Мы покрасим  этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.

Такие тексты легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется слух, звукопроизношение, происходит постановка правильного дыхания, кроме того, ребенок постигает общее значение слова.
В конце игровой деятельности порекомендовала родителям в домашних условиях

  • Проводить массаж;
  • Специальные игры и упражнения для развития мелких движений рук;
  • Привлекать внимание детей к манипулированию предметов – среди игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы, застегивание пуговиц, игры – вкладыши, игры – шнуровки;
  • Приобрести для ребенка набор для трудовой деятельности: лопатку, совочек, грабельки, лейку;
  • Поощрять стремление детей строить из песка башни, куличики и т.д.;
  • Предоставлять ребенку возможность поближе познакомиться с песком, водой;
  • Развитие мелкой моторики рук и координации движений положительно влияет на развитие речи, но и формирование у детей и познавательных процессов (восприятие, память, мышление, внимание, воображение)

В результате проведения работы я поняла, что у родителей недостаточно знаний по развитию мелкой моторики рук и координации движений и пришла к выводу, что занятия в лекотеке нужно проводить как можно чаще. Выбирать интересную тему и обязательно раздавать памятки, брошюрки, чтобы родители, открыв их дома, могли сразу позаниматься с ребенком. Тогда проведение таких мероприятий будет наиболее эффективным.