Интегрированное занятие «Синичкин день»

Разделы: Иностранные языки, Экология, МХК и ИЗО, Логопедия


Программное содержание:

  • уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в осенне-зимний период.
  • активизировать знания детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;
  • развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь;
  • обогащать словарь детей;
  • развивать умение строить причинно-следственные связи;
  • учить понимать образный смысл загадок;
  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Опорные знания: Зимующие и перелётные птицы, уроки английского по программе «Росток» по теме: «Времена года», «Дикие животные», пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: презентация обучающегося ТО «Юный эколог» Виноградского Георгия «Большая синица»; выставка рисунков по теме <Рисунок 1> Максимовой Ксении, «Рябина радует синичек», <Рисунок 2> Василенко Оксаны «Разделим праздник с птицами»,  <Рисунок 3>  Максимовой Веры «Стайка на калине»; <Рисунок 4>  Рудовой Дарьи «Лето, маки, радость»; загадки; аудиозапись голосов зимующих птиц; кормушки и корм для синиц; листовки; заучивание песен по тематике интегрированного занятия, пальчиковая гимнастика.


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Ход занятия

П: - Все ближе зима, все ощутимее ее приметы. Уже и снег теплым одеялом укрыл землю. Глубоким сном до будущей весны заснули деревья и кусты. Улетели птицы в теплые края. Тихо в лесу без их веселого щебета, вся природа замерла, но что это? (звучит аудиозапись песни синицы).
- Чьи голоса вы сейчас слышали? (ответы детей).

- Верно, это слетаются к нам зимующие птицы. А каких зимующих птиц вы знаете?

- Конечно, это красногрудые снегири, щеглы, красавцы свиристели, суетливые воробьи и, конечно же, синички.

12 ноября – Зиновий – синичник, синичкин день. В это время синички слетаются целыми стаями и поют. А ведь мы с вами учили четверостишья о синицах. Кто может рассказать? 

Дети читают стихи о синицах:

1.

Синица - мастерица
Все лето веселиться.
Охотница, певица,
В саду она - царица.

2.

Желтогрудая синичка –
Воробьиная сестричка
Предвещает нам мороз –
Береги, дружок, свой нос!

3.

Я гляжу в окошко,
Прилетели птички,
Привяжу им сало,
Кушайте синички!

4.

Хоть и маленькая птичка -
Эта шустрая синичка,
Но и звонок и высок
Ее тонкий голосок.

П: Много пословиц сложил народ об этой веселой и юркой пичужке. Какие поговорки вы знаете?

Д: - Невелика птичка – синичка, а и та свой праздник знает.

- Немного зинька ест – пьет, а весело живет.

- Синичка – воробью сестричка.

П: Дети, как вы думаете, почему птиц начинают подкармливать в ноябре?

Д: В ноябре уже холодно и промозгло.

П: Предлагаю вам описать позднюю осень на английском языке.

Д: отвечают наперебой:

1)
2)
3)
4)
5)
6)

It’s  autumn.
The  weather isn’t  nice.
The  sky is grey.
The  sky is cloudy.
The  wind  blows  from the  north.
It’s rainy.

Сейчас осень.
Погода не очень хорошая.
Небо серое.
Небо покрыто облаками.
Ветер дует с севера.
Это дождь.

П: - Ребята, а что вызнаете о синичках?

Д: - Это маленькие птички, которые не улетают в тёплые края.

П: - Обучающийся творческого объединения «Юный эколог», Виноградский Георгий приготовил для вас презентацию «Большая синица». Мы сейчас посмотрим  и услышим много удивительного о синичках.

Д: внимательно слушают Георгия <Рисунок 5>.

Рисунок 5

П: Ребята, предлагаю вам сделать со мной пальчиковую гимнастику "Кормушка"(дети с удовольствием выполняют знакомую гимнастику)

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Н.Нищева)

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.


П: Эту птичку встретишь и в городе и в лесу. Зимой она подлетает к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушку». Поэтому мы с вами и готовили кормушки. Посмотрите, у нас есть кормушки из пластиковых бутылок, из упаковок молочно - кислой продукции, а Кирилл Кириченко с папой изготовил деревянную кормушку. По окончании занятия, мы с вами их развесим на территории нашего центра творчества.

Д: Ура!

П: Про эту птичку еще говорят: «Весёлая синица морозов не боится. Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»

П: - Вот птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём и загадки прочтём.

Загадки:

1. 

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. 

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. 

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (снегири).

П:  - Ребята, как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (ответы детей).

Верно, мы можем подкармливать птиц, делать кормушки, чтобы зимой птичкам было не так голодно <Рисунок 6>.

Рисунок 6

П:  - Но, сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическая игра «Накорми птичку» (На столе, в блюдцах лежат семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины, орехи и т.д.)

- Ребята, уберите лишнее, что птицы не будут есть. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?

- Какая птица любит сало? Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем.

- Какая птица зимой питается ягодами рябины?

- На прогулке мы с вами выложим корм в кормушку, и обязательно каждый день будем приносить птичкам угощение.

 Игры на внимание: «Какой птички не стало?».

(На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается одна из картинок и выясняется: - Какой птички не стало?)

«Найди птичке домик». (Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.)

П: - Мы с вашими родителями приготовили листочки – агитки, с призывом для всех заботиться о птичках. Расклеите их с родителями в общественных местах.

Уважаемые жители города!
Приглашаем Вас принять участие в экологической акции 
«Добрая зима для птиц»

Птицам холодно зимой, птицам голодно порой.
Вы, скорее, поспешите, их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало – вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, семена, пшено, в кормушки положите,
Сделайте добро!

Советы тем, кто хочет помочь птицам:

- Если начала птиц подкармливать, то уж не бросайте!
И пустой кормушку вы не оставляйте!

Помните! Хлебные крошки должны быть только пшеничные, так как крошки ржаного хлеба закисают в мороз в зобу у птичек и они могут погибнуть.

Знаете? 

  • Одна кормушка может спасти до 300 синиц за зиму.
  • Одна синица спасет от вредителей до 10 деревьев за сезон.
  • Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 30 человек.

П: - Дети, а какую песню вы знаете о том, чем кормить зимующих птиц зимой?

Д: - Птичий обед! Светлана Геннадьевна, вы нам подыграете? (Дети исполняют песню «Птичий обед»- слова В.Викторова, музыка А.Жилинского)

П: - А кто из вас помнит, как звучат слова: птица и синица по-английски?

Д:  - (хором) Bird – птица, Titmouse – синица.

П: -Ребята, давайте приготовим угощение для синиц, оденемся и повесим кормушки на деревья.

Д: - Обязательно! (ребята в кормушки кладут корм для птиц <Рисунок 7>, одеваются и выходят на улицу развешивать кормушки  <Рисунок 8>)

Рисунок 7

Рисунок 8

Итог: Дети с удовольствие встретили своих родителей. Многие просили сделать кормушки для пернатых друзей и развесить листовки в общественных местах.