Музейный урок. Страна пионерия (барабан)

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание


Цель: знакомство с историей барабана.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с пионерскими символами (барабан);
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Форма организации работы: музейный урок.

Методы и приемы: путешествие в прошлое и настоящее, наглядность, вопросно-ответная и эвристические беседы.

Место проведения: школьный музей.

Возраст: учащиеся 2 класса.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: компьютер, проектор.

Фондовый материал: горн, барабан, значок, пионерский галстук, презентация, видеоряд.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Пожелание плодотворной работы.

- Ребята, мы с вами сегодня проводим наше занятие в удивительном месте, где хранится история предметов – это музей.

2. Формулировка темы занятия

- Ребята, внимательно посмотрите на данные предметы. Что их объединяет? (пионерская организация)

Атрибуты - это предметы, которые говорят о принадлежности к организации, являются внешним признаком.

- От какого слова образовалось слово пионерский? (пионер)

- Что означает слово «пионер»? (Слово «пионер» означает «передовой», «первооткрыватель»)

- Днем рождения пионерской организации является 19 мая 1922 года.

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Принимали в пионеры только тех, кто хорошо учится и прилежно себя ведет. Приём в пионеры производился индивидуально, открытым голосованием.

- Назовите атрибуты пионерской организации. (флаг, значок, галстук, горн, барабан)

- Сегодня мы поговорим о предмете, который появился в первобытной семье.

3. Изучение новой темы.

А) С чего всё начиналось?

Вождь первобытного племени подошёл к отцу спасённого семейства и спросил:

- Скажи мне, как удалось тебе создать свой гром среди грома великого и могучего, как решился ты своим громом указать нам дорогу к вам, попавшим в беду?

- У меня в руках была пустая колода, в которую мы набираем воду. У неё вывалилось дно, и я решил натянуть на неё одну из взятых нами в дорогу сухих шкур. Дети хотели пить, и я решил набрать для них дождевую воду. Натянув шкуру на колоду, я перевернул её и хотел набрать в неё воды, но случайно моя рука соскользнула и ударила по натянутой шкуре. Дети даже заплакали от испуга - такой громкий получился звук! Увидев ваши костры на далёком берегу, я стал бить по шкуре ладонями, и... вы нас услышали и спасли.

С тех пор в этом племени появилось множество подобных колод с натянутыми на них шкурами. Охотники и рыболовы не уходили на свой промысел, не взяв такую колоду. Звуки ударов по тамтаму разносились очень далеко, и люди, обладающие от природы достаточно слабым голосом, придумали специальные сигналы для тамтама. Они оповещали окружающих о горе и о радости, собирали людей по тревоге, и на праздник.

Много веков и тысячелетий прошло с тех пор, но тамтам живет и в наши дни.

- О каком же мы сегодня будем говорить предмете? (о барабане)

- Что вы знаете о барабане?

- Сколько значений имеет это слово? Заглянем в толковый словарь.

Б) Значение слова «барабан». Словарь.

- Из словаря видно, что это многозначное слово.

Пионерский барабан — пожалуй, один из наиболее ярких представителей многочисленного семейства ударных музыкальных инструментов — имеет более чем 95-летнюю историю. По сути, он ровесник Всесоюзной пионерской организации, датой основания которой считается 19 мая 1922 года. Справедливости ради заметим, что почти такие же барабаны существовали несколько раньше, только были не красными, а зелеными или синими.

Б-1) Значение слова БАРАБАН со старославянского языка

В г. Екатеринбурге есть музей – театр «Барабанный Дом», где работник музея рассказывает, что на старославянском языке первая буква Б (буки) означало если писать с верху (дух), а с низу ноги - обучение с низов до верха, А (аз) – человек, воплощающий на Земле Бога, создающего новое, т. е. БА – человек обучающийся и обучающий других, познающий новое. РА (Р) – рекущий, т.е. говорящий, окрест – ведаю (осознал новое). Если могу принять и отдавать другим эти знания (следующим) это БА. Но самое уникальное в этом слове буквица НАШЕ, которое состоит из двух ЛЮДИ. Вот человек поднялся и передал другим, а между ними то что их соединяет НАШЕ ОБЩЕЕ.

Я познал новое – осознал – отдал другим – стало общим нашим. Но барабан (м.р) всегда заканчивался Ъ (эр) – Я сею без конца.

Получается, что инструмент БАРАБАН помогает познавать новое, осознавать, впитывать и отдавать другим, которое становиться общим нашим и этот процесс не имеет конца. А 3 раза бука А – символ утверждение человеческого на земле. Вот какая сила барабана!

- Как называют человека, играющего на барабане? (барабанщик)

- Запишите барабан, барабанщик.

- Какой звук издаёт барабан? (барабанный)

- Что можно сказать о записанных словах? (однокоренные)

В) Прошли годы

Прошли годы. История знает много случаев, когда барабанный бой, воодушевлял солдат и устрашал противника, помогая добиваться победы. Судьба барабанщика была не из легких. Быть барабанщиком не только почет, но и большая ответственность.

- Вспомните, в каком рассказе мы узнали о судьбе барабанщика в отряде.

(С. Могилевская «Сказка о громком барабане»)

Лаврик спас отряд от врагов, а сам погиб.

Но вдруг, впереди, сквозь заросли Лаврик увидел чёрные шинели и черно-красные погоны, услышал бряцание оружия и топот ног сотен людей...
- Белые!!!
Лаврик стал лихорадочно соображать: «Что делать? До наших далеко, если быстро бежать, то услышат и увидят. Не успею!
Если кричать, то точно не услышат свои! Как же предупредить?»
А белые уже увидели мальчишескую фигурку в будёновке и с барабаном, обрадовались:
- Эй, красный! А ну-ка стой! Ты сейчас нас к своей тайной тропе доставишь!
И Лаврик понял, что только барабан сейчас сможет стать его оружием. И Лаврик взял в руки свои новые тонкие барабанные палочки. И по лесу разнеслась громкая и отчаянная дробь барабана… Красные конники услышали стрельбу и барабанную дробь.
Долго и яростно длилась схватка.
Лаврика хоронили всем селом на самом высоком речном берегу, рядом с деревней.
Закончилась война. Началась мирная жизнь.

В) Строение барабана (видеофильм)

- Как устроен пионерский барабан и какую роль он выполнял об этом посмотрим фильм.

- Зачем нужен был барабан пионерам? (Дробь барабана помогала пионерам проще узнать, что нужно сделать, сориентироваться в режиме дня, жизни коллектива)

Г) Смотр барабанщиков (видеоролик)

В некоторых городах России сохранились пионерские отряды, в которых есть отряд барабанщиков. Посмотрим на одно из выступлений барабанщиц из села Цибиктур республики Марий Эль, которое проходило Йошкар-Оле.

В нашем городе создан отряд барабанщиков в ДЮЦ, которые становятся участниками различных городских мероприятий.

Д) Практическая деятельность. Правила игры на барабане. Барабанные ритмы

- Я вам предлагаю попробовать себя в роли барабанщиков.

Основные сигналы пионерского барабана подразделялись на два вида: регламентирующие быт («Подъем», «Подъем флага», «На обед!”, «Отбой” и другие) и строевые («Слушайте все”, «Сбор вожатых”, «На линейку!”, «Торжественная встреча” и другие).

Пионерские марши записывались речевками — чтобы легче запоминались. Вот одна из них: «Сбор»:

БЕЙ, БАраБАН-щик, В БА-ра-БАН,
БЕЙ, БАраБАН-щик, В БА-ра-БАН,
БЕЙ, БАраБАН-щик, БЕЙ, БАраБАН-щик,
БЕЙ, БАраБАН-щик, БЕЙ.

Д) Рефлексия

  • Сегодня я узнал, что…
  • Теперь я умею …
  • Было интересно …

Песня «Весёлый барабанщик»