Проект ландшафтного оформления территории детского сада «Гусельки» с использованием орнаментальных гуслицких мотивов»

Разделы: Дополнительное образование


Новизна и актуальность данного проекта в том, что орнаментальные гуслицкие мотивы никогда ещё не использовались при создании ландшафтных композиций, и мы впервые используем их не только для создания эстетически привлекательного ландшафта, но и создаём уникальный и неповторимый ландшафт на территории детского сада «Гусельки» ,преследуя в том числе и воспитательно-патриотические цели.

Объектом исследования является – использование орнаментальных гуслицких мотивов в ландшафтном оформлении территории детского дошкольного учреждения.

Предмет исследования - проект ландшафтного оформления территории детского сада «Гусельки» с использованием орнаментальных гуслицких мотивов.

Цель данной работы – создание проекта благоустройства и озеленения территории детского сада «Гусельки», с использованием орнаментальных гуслицких мотивов, создание комфортной ландшафтной среды для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

  • изучить особенности ландшафтного дизайна детских учреждений, технические и технологические особенности материалов, используемых в работе ландшафтного дизайнера;
  • изучить истории возникновения Гуслицкой росписи, раскрыть возможности применения её в ландшафтном дизайне;
  • создать проект ландшафтного благоустройства территории детского сада «Гусельки» с использованием орнаментальных гуслицких мотивов.

Русская орнаментика была издревле связана с природой, и гуслицкие художники, будучи крестьянами, развивали эту традицию и использовали растительный орнамент, включающий изображение цветов и ягод. Одна из характерных черт гуслицкого декора, его народная основа, – в живописной красочности, яркой многоцветности. Примечательны гуслицкие орнаменты прежде всего – красками: синий цвет, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ. Другая отличительная черта - цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для придания объёмов или при раскраске элементов украшений.

Нам хотелось бы показать детям гуслицкую роспись в новом ключе, рассказать о легендах и сказках Гуслицкой волости графическими и ландшафтными средствами, и создать территорию детского сада не похожую на другие детские сады.

Формы гуслицких орнаментов и сочетание цветов прекрасно подойдут для цветников регулярной композиции, таких как бордюры, рабатки, клумбы и партеры.

Партер – один из старинных видов цветочного оформления, хотя он может быть не только цветочным, но и травяным и даже из инертных материалов. Рисунок партера может быть достаточно сложным и в нём можно с лёгкостью воспроизвести гуслицкий орнамент. Такой партер лучше всего воспринимается с какого-либо возвышения. Выполняется чаще всего из ковровых растений или бордюрных однолетников .
Круговые гуслицкие орнаменты великолепно будут смотреться в виде клумбы. Клумба – это цветник правильной геометрической формы в виде круга, овала, прямоугольника и т.п. Для сохранения формы рисунка используют низкорослые компактные сорта однолетних культур или растения из группы ковровых. Для лучшего восприятия клумбу обычно располагают на фоне газона, при этом края цветника должны быть приподняты над уровнем почвы на 15-20 см.

Объектом исследования является территория детского сада дневного пребывания, построенного по типовому проекту. Рассматриваемый объект благоустройства находится в 6-м микрорайоне города Егорьевск Московской области. Егорьевский район расположен в центральной части Мещерской низины. До строительства детского сада на данной территории находились водоемы естественного наполнения, которые были осушены и засыпаны. Почва на участке в основном песчаная (антропозём), местами дерново-подзолистые с легкими суглинками, в северной части участка почвы болотисто-подзолистые, местами встречаются значительные глинистые вкрапления. Необходим завоз плодородного грунта и устройство закрытого дренажа. Исходная растительность отсутствует.

Территория детского сада имеет форму сложного многоугольника. В непосредственной близости к территории детского сада расположены жилые многоэтажные дома, дома частного сектора и строящийся городской бассейн.

Общая площадь территории – 14030 кв. м. На участке размещаются: здание детского сада; 8 беседок 3×6 м; 8 прогулочных площадок; спортивная площадка; площадка «Добрая дорога детства». Здание детского сада находится в центре всей композиции, и окружает его заасфальтированный участок. На территорию сада есть два входа: центральный парадный вход, оформленный калиткой и въездными воротами и запасной.
Речка Гуслица пройдёт в качестве объединяющего элемента через всю территорию детского сада. Она «берет начало» от входа на площадку «Добрая Дорога Детства». Изучая правила дорожного движения, дети проезжают на велосипедах и авто вокруг приподнятой клумбы в виде цветка Гуслицы.

И далее наша речка Гуслица «протекает» прямо по зданию детского сада в виде мозаичного гуслицкого орнамента и опять спускается на землю ярким «сухим ручьем».

Сухой ручей – один из самых оригинальных элементов ландшафтного дизайна, сделать который можно с минимальными затратами времени, сил и - что немаловажно — средств. Сухой ручей послужит прекрасным украшением участка, зрительно увеличивая его площадь и скрывая дефекты рельефа и всегда будет безопасным для маленьких детей. Обустроенный по всем правилам, он производит впечатление настоящего ручья — созданного самой природой. Кажется, будто еще совсем недавно здесь текла кристально чистая вода и буквально несколько дней назад как высохла. Для оформления берегов сухого ручья подойдут растения, которые ассоциируются с водой — имеют синие цветочки либо сине-желтые листья. Местами среди камней будет посажен колокольчик Пожарского, цветы которого отличаются уникальной темно-синей окраской, благодаря чему успешно имитируют потоки воды.

Поверхность сухого ручья можно выложить синей галькой и гравием или, например, украсить небольшими стеклянными синими гранулами. Наиболее популярные материалы для сооружения сухого ручья: галька, идеально подходящая для имитации водной поверхности, и мелкий гравий. Помимо дешевизны этих материалов, их неоспоримым преимуществом является и разнообразнейшая цветовая гамма: галька чаще всего бывает светлых цветов — серо-голубая и серая, а гравий может быть синим, сине-зеленым, голубым и так далее. Кроме гравия и гальки, с успехом используют базальт и сланец, они тоже имеют серо-голубой цвет. Очень эффектно будут смотреться стеклянные гранулы и шары сине-голубых цветов, которые создадут эффект живой воды, задорно сверкая на солнышке и нежно переливаясь в пасмурные дни.

Ярко оформить ручей можно не только с помощью растительности, но и используя различные декоративные элементы. Так, например, очень колоритным дополнением будет песчаная отмель, созданная в самом центре ручья, или небольшой деревянный декоративный мостик, просто перекинутый через ручеек.

С помощью малых архитектурных форм можно создать определенное настроение … сложить небольшой домик из камней на цементном растворе, красивую корягу можно разместить в центре композиции и подчеркнуть камнями, мульчирующими материалами и растениями. Плывущие по реке необыкновенные гуси, расписанные гуслицким орнаментом, играющие на гуслях зверюшки вдоль берегов Гуслицы – все это призвано пробудить фантазию детей и послужить поводом для игры.

Часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает птица. Возможно, это не что иное, как изображение “мирового” дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева – символ добра, приносящий добрую весть или подарок . Перед центральным входом в здание детского сада мы решили поставить кованое дерево и ввести традицию - выпускники детского сада будут «сажать» на это дерево своих бумажных птиц с пожеланиями.
Плавно, перетекая по асфальтированной дорожке Гуслица (выполненная из мозаичных плиток), продолжает свое течение по прогулочным участкам групп. Каждая игровая площадка отражает разные аспекты общей темы.

Дети старших групп с удовольствием будут ухаживать за декоративным огородом, где вдоль речки пасутся овечки, растет морковь и свекла. Дети младших групп могут переходить речку по бревенчатому мостику вместе с бычком, повторяя незатейливые стишки «идет бычок качается…»
Между верандами - густая тень-удачное место для папоротников. Многие лианы – прекрасные почвопокровные растения, подходят они и для устройства приподнятых над землей цветущих «шалашей».

В заключение я отмечаю, что целью нашего проекта было создание проекта благоустройства и озеленения территории детского сада «Гусельки» с использованием орнаментальных гуслицких мотивов, создание комфортной ландшафтной среды для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

В результате выполнения проекта были изучены особенности ландшафтного дизайна детских учреждений, технические и технологические особенности материалов, используемых в работе ландшафтного дизайнера. Мы пришли к выводу что на территории детских игровых площадок оптимальным покрытием является газон. На каждом участке должны быть игровые и физкультурные площадки для каждой возрастной группы, песочный дворик для игр с природным материалом, небольшой декоративный водоём. Внешние границы детского сада обсаживаются двойной живой изгородью: внешний ряд – высокоствольные деревья и внутренний лиственные кустарники. Также при озеленении территорий ДОУ необходимо грамотно подбирать виды растений и максимально учитывать влияние экологических факторов.

Изучив историю возникновения Гуслицкой росписи мы раскрыли следующие возможности применения её в ландшафтном дизайне: формы гуслицких орнаментов и сочетание цветов прекрасно подойдут для цветников регулярной композиции, таких как бордюры, рабатки, клумбы и партеры.

В результате работы был создан проект ландшафтного благоустройства территории детского сада «Гусельки» с использованием орнаментальных гуслицких мотивов.

Создание экологически благоприятной среды на территории дошкольного учреждения формируют условия для эффективного образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе.

Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Таким образом, используя гуслицкие орнаменты и легенды в ландшафтном дизайне территории детского сада «Гусельки», мы получим не только гармоничное пространство для игр и прогулок на свежем воздухе, но и создадим среду для духовно-эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Приложение.