Организация деятельности педагога с учащимися с низкими образовательными способностями

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: формирование, раскрытие умственного потенциала учащихся, творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей детей, применение комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся с низкими образовательными способностями.

Задачи:

  • Создать максимальные условия для успешного усвоения начального общего образования  всеми учащимися, своевременно выявить пробелы в знаниях.
  • Найти продуктивные пути работы со слабоуспевающими учащимися.
  • Расширять кругозор, развивать творчество, фантазию учащихся, пробуждать природную любознательность.
  • Формировать личность, которая умеет оценивать свою деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Установление партнерских  и доверительных отношений педагогов, родителей, детей для создания единой воспитательной среды.
  • Успешное развитие личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Использование новых продуктивных образовательных технологий, которые помогут усвоить общеобразовательную программу.
  •  Возможность участия школьников данной категории в конкурсах различного уровня, олимпиадах и других мероприятиях.

Проблема неуспеваемости волнует как педагогов, так и родителей. Очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Кто он неуспевающий ребенок?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса, продолжительная болезнь, просто лень детей. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Причины и характер неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).

Влияют:
- обстоятельства жизни ребёнка в семье;
- взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
Отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.  Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. 
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

 Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
- неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

 

Если педагоги, распознали причину отставания и тотчас взялись за ее устранение, все проходит быстро и эффективно: ведь ученику на этом этапе достаточно лишь легкого толчка, намека, незначительной подсказки, чтобы он начал действовать правильно и укрепился в своих силах. Но корректировать обычно мы беремся тогда, когда время уже упущено и задача решается с большим трудом.

Виды помощи в учении

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В работе со слабыми учащимися необходимо помнить

  •  Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  •  Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  •  Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  •  Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  •  Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т.д.
  •  Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  •  Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  •  Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Контроль подготовленности учащихся

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
  • Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
  • Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
  •  В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
  • Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.
  • Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
  • Инструктировать о порядке выполнения работы.
  • Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
  • Умело оказывать помощь ученикам в работе, развивать их самостоятельность.
  • Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять самоконтроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

  • Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
  • Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
  • Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса (иностранный язык, информатика), исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Преодоление неуверенности

Учителю необходимо создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Надо стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, сверстников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа обучающихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Неправильное семейное воспитание также наиболее распространенная причина внешкольного происхождения. Дети, воспитывающиеся в семьях, где недостаточное внимание уделяется играм, книгам, чтению, организации досуга, общению, как правило, страдают узостью и бедностью интересов. В школе это сразу выявляется. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе в школе неуспевающие дети преодолевают свое отставание и удовлетворительно усваивают программу в условиях общеобразовательной школы.

Памятка для родителей по предупреждению неуспеваемости у учащихся

  • Формируйте положительную мотивацию к учёбе.
  • Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Помогайте ребёнку в случае необходимости.
  • Никогда не выполняйте задание за ученика.
  • Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его.
  • Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки.
  • Поощряйте ребёнка даже за его небольшие  успехи.
  • Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку. 

Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен помнить и стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позицию ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, самоконтроль.

Грамотная организация работы с данной категорией учащихся, выстраивание и корректировка индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося способствует повышению познавательного интереса у детей, мотивации к учению, усвоению программного материала, формированию УУД. У ребят возникает желание познавать новое, стремиться к успеху, развивать самостоятельность, активность и ответственность.

Профессиональные советы

  • Дети любят видеть, как растут их успехи. Сделайте результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим питомцем будете обозначать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения – неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.
  • Составьте различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики. Предупредите их, что оценка за работу выставляться не будет.
  • Составьте различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т.д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.

Список литературы.

  1. Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива». Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011.
  2. Планируемые результаты начального общего образования. С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение, 2011.
  3. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. М.М.Поташник, М.В.Левит. М., Педагогическое общество России, 2016.
  4. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташник. М., Центр педагогического образования, 2008.