Основные положения молекулярно-кинетической теории

Разделы: Физика, Мастер-класс


Технологическая карта урока

Здравствуйте, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке. Мне хочется, чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому не надо бояться ошибок и молчать. Будем общаться!

Презентация.

(СЛАЙД 1)

Мы начинаем с вами новый раздел физики «Тепловые явления». Давайте посмотрим, в чем отличие изучения этого раздела от механики, которую мы только на прошлом уроке с вами закончили.

(СЛАЙД 3)

Повторение материала, изученного в 7-9 классах.

  1. Что называют физическим телом? Приведите примеры физических тел.
  2. Что такое материя? Какие два вида материи вы знаете?
  3. Что называют веществом? Приведите примеры веществ?
  4. Из чего состоят все тела?
  5. Что означает слово молекула?
  6. Является ли молекула неделимой частицей?
  7. На какие частицы делятся молекулы?
  8. Как и когда люди узнали об атомах?

(СЛАЙД 4)

Первые упоминания о строении вещества мы можем найти в работах древнегреческих ученых и философов Демокрита и его учителя Левкиппа. Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.

В России развитие идей древних ученых о строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.

Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно-кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.

С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
Изучение нового материала. (СЛАЙД 5)

Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется “Молекулярная физика”. В основе молекулярной физики лежат три основных положения МКТ. Эти положения можно сформулировать, прочитав отрывки из поэмы Лукреция «О природе вещей».

1.

Начала вещей недоступны для глаза.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует.

Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?

Вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.

Как можно увидеть эти маленькие частицы?

(СЛАЙД 6)

2.

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?

Вывод: молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.

(СЛАЙД 7)

3. Увидишь ты там, как много пылинок меняют.

Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно. Всюду туда и сюда, разбегаясь во всех направленьях.

Вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

(СЛАЙД 8)

Доказательством первого положения являются: механическое дробление вещества, диффузия, растворение веществ в воде, сжатие и растяжение тел, газов.

(СЛАЙД 9)

Доказательством второго положения являются: броуновское движение и диффузия.

Дайте определение броуновскому движению.

Броуновское движение – тепловое движение частиц, взвешенных в жидкости или газе.

В качестве примера броуновского движения можно рассмотреть движение пылинок в воздухе.

Дайте определение диффузии.

Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

  • От чего зависит скорость протекания диффузии?
  • Как скорость протекания диффузии связана с температурой?

(СЛАЙД 10)

Доказательством третьего положения является притяжение молекул двух зачищенных кусков свинцов, предварительно показав, что они не взаимодействуют друг с другом.

(СЛАЙД 11)

Решение качественных задач.

  1. В стеклянную бутылку налили воды и поместили её в морозильную камеру. Что произойдёт с бутылкой и почему?
  2. Для чего на точных измерительных приборах пишут температуру, в основном 20°С?
  3. На улице вблизи хлебозавода чувствуется запах хлеба. Почему?
  4. Почему при сварке металлов необходима очень высокая температура?
  5. Почему сложенные вместе стёкла трудно разъединить?
  6. Почему пыль с мебели устраняется мокрой тряпкой лучше, чем сухой?

(СЛАЙД 13)

(СЛАЙД 14)

Домашнее задание: пар. 58, 60; 59 - конспект. Написать мини-сочинение на тему «А если бы не было диффузии?..»

Использованы учебные пособия.

  1. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой – 20-е изд. - М: Просвещение, 2011.
  2. Ю.А. Сауров: Физика в 10 классе. Модели уроков-М: Просвещение 2005.
  3. Интернет-ресурсы: Демокрит - ppt4web.ru; Левкипп - infourok.ru, М.В. Ломоносов - 900igr.net, Тит Лукреций Кар - myshared.ru, сломанный кусок мела - ofis-max.com, окрашивание жидкости - mamamozhetvse.ru, сжатие воздушного шарика - tvoysustavchik.ru, броуновское движение - myshared.ru, диффузия - infourok.ru, опыт со свинцовыми грузами - infourok.ru, упражнения с эспандером - yandex.ru, смачивание и несмачивание - syl.ru.