Механические колебания и волны. 10-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 10


Урок комбинированный.

Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по определению цели урока (или его части), планированию хода урока, закрепить и проконтролировать знания учащихся в предметной области по теме «Механические колебания», организовать взаимопроверку с коррекцией ЗУНК, доопределить совместно с учащимися цель на оставшуюся часть урока (продолжение изучения темы «Механические волны»), организовать получение знаний в предметной области, развивать УУД, взаимооценку деятельности на уроке при работе в парах.

Целеполагание для ученика
(ЗУН – что надо знать, что уметь после 45 минут урока)

Целеполагание для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)

Знать:

  • Определение волны, виды волн: продольные и поперечные, отличие продольных волн от поперечных, упругие среды, где волны могут возникать, характеристики волн: скорость волны, длина волны, частота колебаний частиц в среде, формула для определения длины волны λ=vT, что переносит волна и чего не переносит, применение энергии волн на практике
  • планирование хода урока, как можно доопределять цели урока в процессе своей деятельности
  •  Уметь (делать):
  •   применять формулы: ϕ=ωt, ω=2πγ, T=1/γ, T=2π√m/k, T=2π√l/g в комплексе; уметь находить эти физические величины, опираясь на основное уравнение(закон) гармонических колебаний: Х(t)=Аcosϕ или Х(t)=Аsinϕ
  • Выполнять самостоятельно задание с ограничением по времени, проводить независимую взаимооценку работы товарища, вырабатывать критерии оценки своей деятельности
  •    Дать оценку своей самостоятельной работе, рефлексия
  • Предметные цели:
  • закрепить знание таких физических явлений как механические колебания, знание моделей колебательных систем, умение приводить примеры колебательных движений,
  • закрепить знание физических величин, характеризующих колебательное движение: Амплитуда (Хmax), период (T), частота (γ), циклическая частота (ω), фаза (ϕ) и их единиц измерений в системе СИ;
  •  Закрепить знание формул: ϕ=ωt, ω=2πγ, T=1/γ, T=2π√m/k, T=2π√l/g и их применение для расчёта физических величин; уравнение гармонических колебаний: Х(t)=Аcosϕ или Х(t)=Аsinϕ, λ=vT
  • Продолжить формирование таких понятий как: волна, виды волн: продольные и поперечные, характеристики волн: скорость волны, длина волны, частота колебаний частиц в среде, упругая среда, перенос волной энергии и импульса,  
  • применение энергии волн на практике

Цели, отражающие развитие УУН

  • организовать работу учащихся по целеполаганию: определить цели урока (или его части)
  • организовать учащихся для планирования собственной деятельности - планирование хода урока для достижения цели урока.
  • организовать учащихся для выполнения самостоятельной работы с ограничением по времени;
  • развивать самостоятельность при выполнении заданий в ходе урока
  • организовать взаимопроверку и оценивание работы по совместно разработанным критериям, коррекцию ЗУНК
  • уметь анализировать полученный результат
  • организовать самостоятельную работу по получению новых знаний,
  • развивать познавательный интерес, прогнозировать результат (или как минимум, задумываться о последствиях своей деятельности)
  • помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока

Опорные понятия, учебные действия

Формируемые понятия, учебные действия

Механические колебания, периодичность движения, уравнение гармонических колебаний, амплитуда колебаний, период колебаний, частота колебаний, фаза, модели колебательных систем: пружинный и математический маятники, график гармонических колебаний, умение использовать уравнение гармонических колебаний для нахождения характеристик колебательного движения, умение пользоваться математическим аппаратом для получения численного значения физических величин

  • Продолжить формирование навыков выполнения заданий с применением физических формул при решении самостоятельной работы;
  • Продолжить формирование умений ориентироваться в мире информации, анализировать полученную информацию и выделять главное
  • Продолжить формирование умений давать самооценку своей работе, работе своих одноклассников, выстраивать критерии оценки своей деятельности
  • Продолжить формирование умений по планированию собственной деятельности (планирование хода урока для достижения цели урока, умение изменить (скорректировать) цель урока)

Диагностические задания (по запланированным целям, как учебный результат ученикам)

  • Самостоятельная работа (планируется учителем на 10-15 мин).
  • Индивидуальная работа. Работа в парах. (Организация взаимопроверки и взаимооценки деятельности товарища, самооценка своей деятельности)

Презентация

Приложение

Ход урока

Этапы урока

Методический инструментарий

Обратная связь (Проверяемые УУД)

Организационный момент (тема, содержание урока, план)

Слайд №1 Наглядное отображение изучаемого раздела на интерактивной доске

Готовность учащихся к работе на уроке.

Обсуждение эпиграфа

Подготовка к основному этапу занятий; актуализация опорных знаний и умений

Слайд №2 и 3 Формирование цели урока и планирование хода урока (временной фактор)

Принятие учащимися цели урока, предложенной учителем или предлагают свои

 

Проверка домашнего задания

Слайд №4

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

 Слайд №5 Повторение. Физические величины, которые характеризуют колебательное движение. Какие характеристики считаются главными при описании гармонических колебаний? Обсуждение картинок на слайде (О чем они?)

Учащиеся демонстрируют выполнение домашнего задания, обсуждают его с одноклассниками и учителем.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, они вспоминают физические величины из этого раздела физики, формулы для определения физических величин, их единицы измерения в системе СИ, физические явления

Основной этап

Слайд № 6 самостоятельная работа (15 мин)

Слайд №7-9

 Самостоятельная работа (ответы)

Слайд №10

Механические волны

Учащиеся выполняют диагностическое задание – самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой

 принимают участие в составлении критериев оценивания самостоятельной работы, в проверке своих работ и работ товарищей.

Самостоятельно дают оценку полученного результата

Изучение нового материала и закрепление уже известных сведений по теме «Механические волны»

Слайд № 11

Доопределение цели урока

Планирование получения информации по теме урока

Ответы на поставленные учителем вопросы к теме (самостоятельный поиск информации)

Фронтальное обсуждение

Учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы учителем

Подведение итогов урока; рефлексия
Комментарии к домашнему заданию

Слайд №12 Домашнее задание

Учащиеся показывают свою готовность к выполнению домашнего задания и понимание того, что нужно сделать к следующему уроку
Домашнее задание: Составьте таблицу или опорную карту по теме «Механические волны» (можно индивидуально, можно в парах), которая давала бы максимально ответы на все поставленные в презентации вопросы (формат – лист А4). Включить в эту таблицу сведения о звуке (о звуковой волне) и свойствах волн

Литература

  1. З.В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва. Издательство «Глобус», 2009. (Расчет пути и времени движения стр.5-8).
  2. Г.И. Скворцова, к.п.н., МЦКО, Анализ урока в логике деятельностно-компетентностного подхода. Презентация.