Урок истории по теме "Путешествие Одиссея". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Тип урока: урок - маршрутная игра.

Цели:

  • активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции;
  • формировать у ребят умение читать карту, анализировать её содержание;
  • организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников.
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».

Задачи урока:

Обучающие

  • Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.
  • Формировать умения работать с исторической картой.
  • Организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с  информацией из других современных источников.

Развивающие

  • Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.
  • Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.

Воспитывающие

  • Воспитывать интерес к истории мировой культуры.
  • Воспитывать эстетический вкус учащихся.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».

Оборудование: портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, портрет Одиссея, аудиозапись рок оперы «прощание Одиссея с Пенелопой», слайд-презентация, карточки-тесты для проверки домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Добрый день, меня зовут Саргылана Алексеевна. Я работаю учителем истории и обществознания в  «Томторской СОШ» имени Н.М.Заболоцкого.

  • Какую тему вы изучаете по истории?
  • Как вы думаете, какие слова возникают у каждого из нас когда мы слышим Древняя Греция?
  • Гомер
  • Одиссей
  • Итака

Повторение пройденной темы.

Хитроумный Одиссей предложил построить деревянного коня и оставить его у ворот Трои. Они думают, что это подарок от богини Афины  троянцы привезли коня в город. Ночью брюхо его раскрылось, Одиссей вместе с друзьями вышел оттуда, открыл ворота города и перебил троянцев. Война завершилась, город Илион пал.

Что такое «Троянский конь»?

Отвечают дети. Это хитрый и коварный замысел, который представлен в виде подарка.

– Ребята, сегодня на нашем уроке мы обратимся к культурному наследию Древней Греции. А именно к поэме Гомера «Одиссей». Вот уже в течение тысячелетий произведения Гомера никого не оставляют равнодушным. (Слайд 1).

Я предлагаю оправиться в путешествие вместе с командой отважного мореплавателя Одиссея. Но прежде мы должны проверить ваши знания по предыдущей теме.

III. Учитель зачитывает отрывок из поэмы

1. Пенелопа. Сын наш спит, я оставила его под присмотром няни и спустилась сюда к тебе. Скажи: кто был твой гость, и какие вести он привёз?

Одиссей. Ты знаешь его, это был Ментес из Тафии. Он заехал ко мне по дороге и рассказал поразительные новости. Ты помнишь четыре года назад мы все дали клятву Менелаю, царю Спарты, прийти к нему на помощь, когда он этого потребует.

Пенелопа. Ты дал и другую клятву, неверный! Когда родился наш сын Телемак, ты поклялся мне оставить свои скитания и не ездить в далёкие земли. Что тебе за дело до них? Уж если она не посовестилась покинуть мужа, так она не вернётся, хотя бы вы до основания разрушили город! О, если ты любишь меня и сына, ты не пойдёшь на эту войну, не оставишь нас одних, беззащитных и беспомощных!

Учитель: Ребята, давайте  сейчас прослушаем отрывок из рок оперы прощание Одиссея с Пенелопой.

2. Вопросы учителя

– Перед нами главный герой поэмы – царь острова Итака Одиссей и его жена – верная Пенелопа. О чём их разговор? Какие новости могли так встревожить Пенелопу, и вызвать её гнев? (Речь идёт о начале Троянской войны. Её причиной стало бегство жены царя Спарты Менелая Елены с троянским Царевичем Парисом.)

– Как называется произведение, где рассказывается о начале Троянской войны? («Илиада».)

Учитель. Одиссей, верный клятве, отправляется от берегов родной Итаки на помощь другу. Перед отъездом жители острова должны были принести жертву богам.

Читает ученик:  Одиссей. О, великий Зевс, о воздыматель волн Посейдон и вы все боги, владыки Олимпа! Если мы всегда приносим вам обильные жертвы, пошлите нам попутный ветер, сделайте море безбурным, дайте нам счастливую дорогу и победу над народом Приама!

– К каким богам и почему обращается в молитве Одиссей? (Зевс – верховный бог, отец всех богов, покровитель всего земного; Посейдон– брат Зевса, бог морей)

– Какую жертву приносит Одиссей богам?  (100 быков)

– Куда отправляется Одиссей со своими Спутниками? (В Спарту)

Работа с картой Гомера.

Учитель:  Встретившись в Спарте с обманутым мужем Елены Менелаем и остальными воинами, Одиссей  отправляется в Трою. Наша остановка в Трое не случайна: именно с 10 года  Троянской войны и начинается поэма «Одиссея».

– С какого события? (Хитроумный Одиссей предложил построить деревянного коня и оставить его у ворот Трои)

– Почему троянцы принимают дар? (Они думают, что это подарок от богини Афины)

– Как же закончилась Троянская война? (Троянцы привезли коня в город. Ночью брюхо его раскрылось, Одиссей вместе с друзьями вышел оттуда, открыл ворота города и перебил троянцев. Война завершилась. Город Илион пал.) Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны? – В каких случаях их можно употребить в наши дни? 

Примеры: Яблоко раздора, ахилессова  пята, бойтесь данайцев дары приносящих имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье – жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем.

Слайд 8:  Буря. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров.

Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия).

Маршрут №1: Слайд  9 до13: Остров циклопов.

Учитель. Покинув остров циклопов, Одиссей с друзьями поплыл дальше и оказался в Тирренском море.

Маршрут №2: Одиссей  на седьмые сутки тягостного плавания мы вновь увидели землю. Берег был угрюм и неприступен. В одном лишь месте открылась бухта, мрачная, как врата Аида. Наш корабль стал у берега. Я отправил троих из отважных воинов разведать, куда ведёт эта дорога. Вскоре мы услышали их вопль: «Лестригоны! Спасайтесь!»

Дидактический материал: Картина про лестригонов. (великаны)

Маршрут №3:  Следующим пунктом остановки Одиссея и его спутников стал остров Корсика.

Вопросы учителя:

– Кто такой Аид, о котором упомянул Одиссей? (Бог подземного царства, куда попадали души умерших; изображался с трехголовым псом Цербером.)

Учитель. Лестригоны – это людоеды-великаны, как описал их Гомер, даже больше, чем Полифем. Одиссей, с трудом спасся от них.
Одиссей продолжает путь по морю. Ему и его спутникам предстояло оказаться рядом с островом сирен.

Маршрут №4:  

Вопросы учителя

1.Чем были опасны эти полуженщины-полуптицы? (Едва завидев проходящий корабль, сирены начинали петь. Заманив своим сладкоголосым пением мореходов на остров, они пожирали их.)

2. Что сделал хитроумный Одиссей, чтобы, услышав пение, остаться в живых? Ведь из всех смертных, слышавших голос, выжил только он один. (Он приказал своим спутникам залепить уши воском, а его самого привязать верёвками к мачте.)

Маршрут №5: Путь мореходов лежал дальше, и следующее приключение Гомер называет «между Сциллой и Харибдой»
Работа  по карте  (Мессинский пролив)

Дидактический материал. Картина Сциллы и Харибды.

Это ужасные чудовища, стерегущие Мессинский пролив. Сцилла – огромная змея с шестью собачьими головами, в каждой из них три ряда острейших зубов. Харибда – чудовище с огромной пастью, которое поглощает воды пролива, а затем извергает их обратно.

Только корабль отошёл от берегов, поднялась буря, она разрушила утлое судёнышко, и все, кроме Одиссея, утонули. Наш герой остался один, без корабля и друзей. Посейдон выполнил своё предсказание. Отныне Гомер называет своего героя многострадальным, несчастным скитальцем. А как Гомер называл Одиссея после разгрома Трои? (хитроумным)

Учитель: Через некоторое время Одиссей встречает нимфу Калипсо. Нимфы являлись покровительницами лесов, рек, часто помогали людям в сложных ситуациях. Он провел в гостях у нимфы 7 лет. После этого Калипсо преподнесла нашему герою подарок. Это был набор инструментов, с помощью которых он соорудил плот из 20 сосновых брёвен. Он отправился в опасный путь. На 18-й день плавания, он наконец увидел землю. Посейдон, разгневанный поступком Калипсо, поднял бурю. Одиссей едва не утонул. Тело его прибило к берегу. На песке Одиссея нашла дочь царя Алкиноя  Навсикая. Она привела героя к отцу. Всё это происходило на острове Керкира. Там жили искусные мореходы феаки.

Учитель. На острове происходит знакомство Одиссея с новыми людьми. «Один из них был царский глашатай, а другой величавый старик в длинном белом  халате, с повязкой на голове. Он поднял кверху свои невидящие глаза, одной рукой держался за плечо поводыря, а другой прижимал к себе изогнутую десятиструнную лиру. Это был великий певец».

 Вопрос учителя.

– Кто предстает перед нами в образе слепого певца? (Гомер – по легенде, он был слеп и исполнял произведения, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте.)

Учитель. Феаки построили корабль и перевезли Одиссея на родную Итаку. Но в доме Одиссея царит бесправие.

Маршрут №6: Пенелопа. Слушайте меня, благородные женихи. Вы требуете, чтобы я решила наконец, за кого я выйду замуж. Я предоставляю вам самим решить мою судьбу. Вот лук моего Одиссея, вы должны натянуть тетиву и выстрелить одной стрелой так, чтобы она пролетела через 12 колец и не задела ни одно из них. Кому из вас удастся сделать такой выстрел, то достоин, вступить в брак с вдовой Одиссея.

Учитель.

Взявши могучий свой лук, Одиссей, в испытаниях твёрдый,
Вмиг натянул тетиву, и сквозь кольца стрела пролетела.
Прянув тогда на порог, из колчана он высыпал стрелы…
В доме  своём истребил он тут всех женихов многобуйных,
Мстя им за все беззакония их и за все обиды.

Обрёл свой облик Одиссей, и возликовала Пенелопа. И воцарился мир в Итаке. 20 лет добирался домой Одиссей. Закончилось путешествие вечного мореплавателя всех времён.

А теперь возвратимся к нашему заданию на урок.

– Можно ли считать произведение Гомера историческим источником? Почему?

V. Закрепление изученного материала

1. На острове Итаке Одиссея ждет……………….

2. …………….. – люди, которые питались лотосом. Он лишал их памяти.

3. Хозяин пещеры………………….

4. ……………… – это людоеды-великаны

5. Полуптицы-полуженщины своим пением заманивали путешественников и съедали их……………?

6…………… - шесть голов, двенадцать ног и во рту по три ряда зубов.

Харибда - ……………………..

1. Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?

2. Какие положительные качества в людях ценили греки? Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.

Мы должны были найти фразеологизм на русском языке как: «Оказаться между Сциллой и Харибдой» – то есть быть между двух опасностей.

  • «Оказаться между молотом и наковальней».
  •  «Оказаться между двух огней».

VI. Итог. Оценивание учащихся

Слова учителя:  Наш урок подходит к концу.

  • С каким настроением вы его завершаете?
  • Понравился вам урок?

Я довольна вашей работой. Отметки.

VII. Домашнее задание

П. 28, с.138 вопросы, ответить на них письменно в рабочей тетради.

Молодцы! Всем спасибо.

Приложение.

Приложение 2.