Авторская программа внеурочных занятий с учащимися начальной школы на тему «Особо охраняемые природные территории Красноярского края»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Темы занятий:

1. Животные Большемуртинского заказника (белая сова).

2. Животные Большемуртинского заказника (лось).

3. Животные Большемуртинского заказника (серый журавль, сибирская косуля).

4. Поможем природе! Природные памятники Сухобузимского района.

5. «Березово – муравьиная роща» – памятник природы Красноярского края.

6. «Березовая дубрава» – природный заказник Красноярского края.

7. «Жура» – природный заказник Красноярского края.

Так как количество страниц по требованиям ограничено, предлагаю для просмотра конспекты четырех занятий.

Приложение.

Занятие №1

Тема: "Животные Большемуртинского заказника (белая сова)"

Цель:

  • познакомить детей с охраняемыми территориями Красноярского края;
  • информировать об объектах, находящихся под охраной государства на этих территориях;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, животному миру Красноярского края.

Задачи:

  • познакомить детей с Большемуртинским заказником;
  • познакомить детей с белой совой (ее местом обитания, внешним видом и т.д.) находящейся под охраной государства на этой территории;
  • познакомить детей с рассказом В.Бианки «Сова»;
  • формировать представление детей о том, что в природе все взаимосвязано
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе
  • нарисовать белую сову

Оборудование: презентация «Большемуртинский заказник. Белая сова», книга В.Бианки с рассказом «Сова», инструменты для рисования, презентация «Как нарисовать сову?»

Межпредметные связи: литературное чтение, изо, окружающий мир.

Ход занятия

1. Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одним интересным животным. Это птица. Она занесена в Красную книгу Красноярского края. Про нее есть такая загадка:

Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? -
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит.
Про неё идёт молва -
Никогда не спит ... . (Сова)

- Конечно, сегодня я вам расскажупро сову.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Расскажите, что вы знаете про сову.

- Ребята, недалеко от нашего Сухобузимского района находится Большемуртинский район. В этом районе есть природоохраняемая территория. Называется она заказник.

- Кто знает, что такое заказник? (вряд ли кто-то знает)

- А что такое заповедник? (это участок земли либо воды, находящийся под охраной государства)

- Эти два слова похожи по значению. Только заказник – природный комплекс, в котором под защитой находятся лишь отдельно взятые территории: например, растения или животные. Так вот, в Большемуртинском заказнике под охраной государства находится белая слова.

- Хотите узнать про нее?

3. Организация познавательной деятельности.

Слайды из презентации.

Сова – птица семейства совиных. Самцы обычно чисто-белые, с отдельными темными отметинами, а самки белые только снизу, сверху исчерчены темными поперечными полосками. Глаза большие, желтые; клюв и когти черные. Лицевые перья прикрывают клюв, предохраняя его от охлаждения. В целом оперение рыхлое, задерживающее много воздуха, который уменьшает потерю тепла. На крыльях перья жесткие, однако, полет у сов бесшумный. Пальцы настолько укрыты длинными перьями, что когти погружаются в них почти полностью. Все это помогает совам переносить суровые морозы.

Будучи хищниками, они держатся обособленно, живут одиночно. Обычно белые совы высматривают добычу, сидя на бугре, склоне холма или на другом возвышенном месте.

- Расскажите, что вы запомнили об этой замечательной птице?

- А хотите послушать про нее рассказ? Рассказ написал Виталий Бианки. Он был очень наблюдательным человеком и написал много рассказов о животных. Есть у него и рассказ, который называется «Сова» (читаю рассказ).

- Понравился рассказ? В этом рассказе говорится о том, как в природе все взаимосвязано.

- Ребята, а хотите научиться рисовать сову?

По презентации «Рисуем сову» дети рисуют белую сову.

4. Подведение итогов.

- С какой птицей мы познакомились?

- Что вы запомнили про белую сову?

- Как называется заказник, где белая сова находится под охраной государства?

- Как нужно относиться к природе? Почему?

Занятие №2

Тема: "Животные Большемуртинского заказника (лось)"

Цель:

  • познакомить детей с охраняемыми территориями Красноярского края;
  • информировать об объектах, находящихся под охраной государства на этих территориях;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, животному миру Красноярского края.

Задачи:

  • продолжить знакомство детей с Большемуртинским заказником;
  • познакомить детей с лосем (местом обитания, внешним видом и т.д.) находящимся под охраной государства на этой территории;
  • познакомить детей с рассказом М.М.Пришвина «Лось»;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: презентация «Большемуртинский заказник. Лось», книга М.М.Пришвина с рассказом «Лось».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, изо.

Ход занятия

1. Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одним интересным животным. Оно занесено в Красную книгу Красноярского края.

Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
"Не стреляйте, я ваш друг!"
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.
К.Тим

Лось, шагая сквозь тайгу,
Потерял рога в снегу.
Велика вокруг тайга –
Как отыщешь в ней рога?
Только лось нисколько даже
Не горюет о пропаже.
- Ничего,- смеется лось,-
К лету вырастут, авось.
А.Ерошин

2. Актуализация необходимых знаний.

- Расскажите, что вы знаете про лося.

- Ребята, недалеко от нашего Сухобузимского района находитсяБольшемуртинский район. В этом районе есть природоохраняемая территория. Называется она заказник.

- Что такое заказник?

- Заказник – природный комплекс, в котором под защитой находятся лишь отдельно взятые территории: например, растения или животные. Так вот, в Большемуртинском заказнике под охраной государства находится лось.

- Хотите узнать про него?

3. Организация познавательной деятельности.

Величественное животное лось относится к классу млекопитающих. Планету населяют почти полтора миллиона особей.

Его отличительной особенностью являются его рога. Тяжелые, лопатообразные, размашистые рога напоминают по своему виду пахотное орудие – соху. За счет этого лось получил название – сохатый.

У взрослого самца размах рогов доходит до 180 см, а их масса может составлять около 30 кг. Каждый год в период с ноября по декабрь лоси сбрасывают рога, поэтому если, гуляя по лесу, вы случайно наткнулись на такой атрибут, не пугайтесь, эти рога лосю уже не нужны, у него вырастут новые. А эти можно взять на сувениры.

Рога служат лосю как средство для защиты, они используют их, чтобы отбиваться от хищников, а также в борьбе с соперниками.

У него массивная широкая грудь и спина, передняя часть в области лопаток более высокая, шея короткая. Большая крупная голова, широкая вытянутая мордочка. Его верхняя губа большая и слегка нависает. На шее есть кожистый вырост, его еще называют «серьга».

У лося довольно высокие и при этом тонкие ноги. Для того, чтобы попить воды, лось вынужден заходить глубоко в воду или наклоняться, становясь на колени. Но благодаря таким ногам, лось быстро бегает, развивает скорость до 56 км/ч.

Питаются лоси молодой порослью деревьев и кустарников, а также травой. Могут есть грибы, мхи и лишайники. В зимние периоды едят кору и ветки деревьев.

Маленький лосенок имеет рыжий окрас. Он способен становиться на ноги уже через несколько минут после рождения.

Лосята ведут себя, как и все дети. Пьют мамино молоко, резвятся и всегда держатся рядом с мамой, которая всегда защитит своего малыша.
- А хотите послушать про него рассказ?

Рассказ написал известный русский писатель М.М.Пришвин. У Пришвина много рассказов о природе и ее обитателях.
- Понравился рассказ?

По ходу чтения объясняется смысл непонятных детям слов.

4. Подведение итогов.

- С каким животным вы познакомились?

- Что вы запомнили про лося?

- Как называется заказник, где лось находится под охраной государства?

- Как нужно относиться к животным в природе? Почему?

Толковый словарь к занятию:

Студень - 1. Кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного отвара с мелкими кусочками мяса или рыбы.

Значение слова «Студень» по словарю синонимов:

Студень – холодец

5. Творческая работа.

-Ребята, я предлагаю вам нарисовать рисунок с лосём.

- Каким цветом вы его раскрасите?

- Какую природу вы нарисуете на своей картине? Где обитает лось?

Самостоятельная работа учащихся. Выставка рисунков.

Занятие №3

Тема: "Животные Большемуртинского заказника (серый журавль, сибирская косуля)"

Цель:

  • познакомить детей с охраняемыми территориями Красноярского края;
  • информировать об объектах, находящихся под охраной государства на этих территориях;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, животному миру Красноярского края.

Задачи:

  • продолжить знакомство детей с животными Большемуртинского заказником;
  • познакомить детей с серым журавлем и сибирской косулей (местом обитания, внешним видом и т.д.), находящимися под охраной государства на этой территории;
  • познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Журка» и рассказом В.Бианки «Снежный взрыв и спасенная косуля».
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
  • воспитывать чувство любви и заботы к животным;
  • прививать основы экологической культуры.

Оборудование: презентация «Большемуртинский заказник. Серый журавль. Сибирская косуля», книга М. М. Пришвина с рассказом «Журка», книга В.Бианки с рассказом «Снежный взрыв и спасенная косуля».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, изо.

Ход занятия

1. Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными животными. Они занесены в Красную книгу Красноярского края.

- А еще вы услышите два интересных рассказа про этих животных.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Ребята, как называется охраняемая территория недалеко от нашего района? (Большемуртинский заказник)

- Что такое заказник?

- Заказник – природный комплекс, в котором под защитой находятся лишь отдельно взятые территории: например, растения или животные. (слайд 2)

- О каких животных мы говорили на предыдущих занятиях? (о белой сове и лосе)

3. Организация познавательной деятельности.

- Сегодня я вам расскажу о сером журавле.

- А теперь рассказ еще об одном животном. Оно знакомо вам по мультфильму «Бемби».

Это косуля. Косуля – это маленький олень. Косулю, которая обитает в нашем крае, называют сибирской косулей.

- А хотите послушать рассказы про этих животных? (Читаю рассказы)

Обсуждение прочитанного.

4. Подведение итогов.

- С какими животными вы познакомились?

- Что вы запомнили про этих животных?

- Как называется заказник, где они находится под охраной государства?

- Как нужно относиться к животным в природе? Почему?

Толковый словарь к занятию:

Картуз:

1. Мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

2. Бумажный мешок для чего-нибудь сыпучего (устар.).

3. Мешочек из особой ткани для пороховых зарядов (устар.)

5. Творческая работа.

Выставка рисунков.

Занятие №4

Тема: "Поможем природе! Природные памятники Сухобузимского района"

Цель:

  • познакомить детей с охраняемыми территориями Красноярского края (озеро Абакшинское, Саратовское болото);
  • информировать об объектах, находящихся под охраной государства на этих территориях; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, животному миру Красноярского края;
  • сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Задачи:

  • познакомить детей с памятниками природы Сухобузимского района - озером Абакшинским и Саратовским болотом;
  • выяснить, почему проблема охраны природы стала важной и необходимой в наше время;
  • подвести итоги деятельности класса в деле охраны природы;
  • закрепить правила поведения в природе.

Оборудование: презентация «Природоохраняемые территории Сухобузимского района Красноярского края», рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ход занятия

1. Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с охраняемыми территориями Красноярского края и познакомимся с памятниками природы Сухобузимского района. Вы узнаете о птице, которая называется серый журавль.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Вспомните, о каком заказнике мы говорили на прошлых занятиях?

- Что такое заказник?

- Чем отличается заказник от заповедника?

- Какие животные находятся под охраной государства в Большемуртинском заказнике?

3. Организация познавательной деятельности.

На территории нашего Сухобузимского района находятся памятники природы. Это озеро Абакшинское, которое находится недалеко от нашего села. Наверное, многие знают это озеро как Дурное, ездят туда отдыхать и купаться. Этот памятник природы образован в 1984 г. в целях сохранения уникального озера, ценного в эстетическом и оздоровительном отношении. На территории озера запрещены следующие виды хозяйственной деятельности: рубка леса (кроме санитарной и рубок ухода); выпас скота; мелиоративные работы; распашка земель; мойка автотранспорта; охота.

- Расскажите, кто из вас был на этом озере?

- Совсем недавно на территории Сухобузимского района был создан заказник «Саратовское болото» для охраны гнездящихся здесь журавлей и других околоводных птиц, в том числе и занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Саратовское болото относится к водно-болотным угодьям, внесенным в Перспективный список Рамсарской конвенции ("Теневой список" водно-болотных угодий, имеющих международное значение), и, вопреки названию, – это старое, сильно заросшее русло Енисея, тянущееся в длину примерно на 10 километров, а в ширину достигающее до 1400 метров. Местным жителям это русло знакомо как место скопления журавлей.

Что интересно, на этом болоте изящные птицы не только гнездятся. Журавлиные семьи слетаются сюда и для того, чтобы набраться сил перед долгим перелетом на зимовку.

- Скажите, ребята, почему в наше время возникает такая необходимость создавать заказники, памятники природы, заповедники? (ответы детей)

- Природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, и все население нашей страны и планеты. Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?

- Как вы считаете, охрана природы – дело рук только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад в это дело?

- Конечно, ваша деятельность по защите природы многообразна: уборка мусора, изготовление кормушек и домиков для птиц, подкормка зверей и птиц, сбор макулатуры.

4. Подведение итогов работы учащихся и родителей класса за год.

- А теперь давайте расскажем о том, что сделали в этом учебном году вы? (Дети рассказывают о том, какие мероприятия были связаны с природой: проект «Моя малая родина», выставка поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе, изготовление кормушек, чтение рассказов о животных, знакомство с животными из Красной книги, изучение правил поведения в природе, уборка территории школы и села, сбор макулатуры и т.д.).

- В этом учебном году вы первый раз принимали участие в акции, которая проходит на территории нашего села каждый год. Она называется «Чистые улицы».

- Скажите, а откуда появляется грязь и мусор на наших улицах?

- Ребята, а вы знаете, что сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели. Мы с вами собрали макулатуры больше всех в школе и заняли 1-е место. Мы собрали 170 кг макулатуры! И сегодня я хочу наградить подарками самых активных детей и их родителей. (Награждение родителей грамотами, детей – подарками). Эту работу мы продолжим и в следующем учебном году.

5. Чтение с обсуждением рассказа В.Сухомлинского.

- Я предлагаю вам прочитать рассказ В.Сухомлинского (дети читают рассказ самостоятельно).

Вопросы:

- Почему Лида сказала: «Стыдно перед соловушкой»?

- Когда вы отдыхаете на природе?

- Вы всегда убираете за собой мусор?

- Скоро вы уйдете на летние каникулы. Не забывайте о том, что любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Цени каждую жизнь. Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе!

Использованная литература.

  1. Е.М.Елизарова. «Знакомые незнакомцы». Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Г.Н.Решетникова, Н.И.Стрельников. Окружающий мир. Занимательные материалы. Волгоград: Учитель, 2008.
  3. И.В.Вагнер, А.И.Попова и др. «Уроки экологической этики». Теория и практика гуманитарного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Красноярск, 2008.
  4. Книги В.Бианки и М.Пришвина.
  5. Ресурсы Интернет. Википедия.