Занятие по художественно-эстетическому развитию "Народная игрушка кукла-самоделка. Тряпичная кукла"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  • Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
  • Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»);
  • Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  •  «Речевое развитие», 
  • «Познавательное развитие»,
  •  «Физическое развитие», 
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

практические:

  • изготовление куклы, физкультминутка  «У Меланьи, у старушки»;
  • наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • словесная игра «Опиши игрушку» , загадки, вопросы, ответы детей;

Оборудование:

Интеграция образовательных областей: 

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • практические:  изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
  • наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • словесные: загадки, вопросы, ответы.

Оборудование:

  • Видеопроектор, ноутбук,
  • игрушки деревянные, глиняные («Дымковская роспись», «Гжель», куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
  • фоновая русская народная музыка,
  • ширма, карточки со схемами изготовления кукол,
  • запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»,
  • фонограмма русской народной песни «Сошью Дуне сарафан»,
  • фонограмма песни А.Йошпе «Бабушка Арина».

Раздаточный материал: 2 цветных круглых  отрезков ткани, по кусочку ваты (помпоны), нитки.

Предварительная работа:

  • Беседа «Откуда берутся игрушки?»
  • Чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Дети заходят в зал, садятся на стульчики. Звучит песня Аллы Иошпe «Бабушка Арина». Входит бабушка Арина с корзинкой в которой торчат клубки со спицами и игрушками-самоделками. Стоят 3 маленьких столика. На первом народные игрушки из дерева (матрешки, свистульки и др.), на втором игрушки из глины, третий стол - пустой.

Бабушка Арина(обращается к детям): Здравствуйте девчонки – веселушки,  озорные хохотушки. Здравствуйте ребята- молодцы, озорные удальцы! Здравствуйте и вы гости дорогие! (низко кланяется). Очень рада встрече с вами. А, о чем мы с вами поговорим догадайтесь сами, посмотрев на экран?(слайд №2)

Бабушка Арина: Ребята, а какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

Дети: 2-3 ответа.

Бабушка Арина: Где же делают ваши игрушки?

Дети: Игрушки делают на фабриках и заводах.

Бабушка Арина: А, сегодня, вы, ребята, послушайте сказку-быль об игрушках, в которые играли  ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими.

Бабушка Арина: Много лет назад, когда еще не было пластмассы, ни стекла, ни металла, дети играли - деревянными игрушками (показывает на 1-м столе деревянные игрушки, матрешку, зайчика, свистульки, дудочку), ведь дерево всегда  было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев (слайд №3). Самой известной деревянной игрушкой была матрешка.  Она совсем не похожа на современных кукол, но дети очень любили сестричек-матрешек (слайд №4).

Бабушка Арина: Еще человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде можно что-то вылепить. Что, например?

Дети: посуду,  игрушки, кукол.

Бабушка Арина (подходит ко 2-му столику): Вскоре люди  придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками, Они стали красивыми и яркими, их стали продавать на ярмарках. Эти куклы сохранились до наших дней. Ребята, а что это за куклы?

Дети: Дымковские игрушки, гжель,  богородские,  филимоновские  (слайд №5, показывает образцы кукол).

Воспитатель: Ребята, а, глиняной игрушкой удобно было играть? И, почему?

Дети: Нет. Они могут разбиться.

2. Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»

Бабушка Арина: Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг и отвечайте мне на вопрос:» Игрушка, какая она?». Кто повторится, или будет подсказывать садится на стульчик. Сначала подберем слова к слову «машина».

Предлагаем на выбор слова: машинка, кукла, медвежонок.

Бабушка Арина: Продолжаем наше путешествие.  Еще ваши прабабабушки и прадедушки играли соломенной игрушкой  (достает из корзинки и показывает, потом ставит на 3-й стол). Называли их стригушки. Они названы так, что их снизу подравнивали, подстригал. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает как бы танцевать (слайд №6).

Бабушка Арина: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети: Интересно, но она непрочная.

Бабушка Арина: Да, она легко ломается, ее нельзя одеть. Прошло много лет, человек придумал другую куклу, а какую угадайте:

Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? Достает тряпичную куклу.

Бабушка Арина: Самой любимой в старину была  кукла, сделанная из тряпок, лоскутков (слайд  №7). В одной крестьянской семье таких кукол могло быть очень много. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Маленькие дети сами могли   «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (показывает куколку, и кладет на 3-й стол).

Бабушка Арина: Ребята, а почему  у куколки нет лица?

Дети:……

Бабушка Арина:  Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные, и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, то человеку может быть плохо.

3. Физкультминутка:«У Меланьи, у старушки» (слайд №8)

Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?:

У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
С такими глазами (показываем круглые глаза)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)

Бабушка Арина: В народной традиции куколка играла разные роли: кукла-игрушка; обрядовая кукла, кукла- оберег. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, от пожара принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Бабушка Арина: Ребята, мы с вами читали русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». У Василисы была куколка. А, что куколка делала, вспомните, пожалуйста. (слайд №9)

Дети: Куколка оберегала, защищала.

Бабушка Арина: Правильно, куколка утешала Василису, помогала  ей в работе.

Бабушка Арина: А эта куколка  Крупеничка - это оберег на сытость и достаток в семье. Это главная кукла в семье. Посмотрите какая она дородная (показывает). А как Вы думаете, чем наполняли эту куклу (слайд №10)?

Дети: гречишным зерном или пшеницей. 

Бабушка Арина: Правильно, ребята. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу.

Бабушка Арина: Разновидность Крупенички – Кубышка-Травница (слайд №11).

Как вы думаете, чем наполняли эту куклу и для чего она была нужна?

Дети: Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой.

Бабушка Арина: Молодцы, ребята. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Бабушка Арина: Ребята, эта неделя –Масленичная. А, какие атрибуты этого праздника вы знаете?

Дети: Блины, варенье.

Бабушка Арина: А еще кукла  Масленица – обязательный атрибут праздника Масленицы. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Изготавливали куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок (слайды №12,13).

Бабушка Арина: А., теперь, ребята я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку Колокольчик.  Колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение (слайд №14).

Как вы думаете почему эту куклу называют Колокольчиком?

Дети: Потому что сарафан напоминает форму колокольчика и внутри куколки колокольчик.

Бабушка Арина: Посмотрите на экран, и запомните как мы с вами будем делать куклу. У вас  на столе лоскутки из ткани. Какой формы лоскутки ткани и одинаковые они по размеру и форме?

Дети: Лоскуты круглые и треугольные. Один меньше, другой больше. (Слайды 15-21)

Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток  меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и  начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки! И разноцветные сарафанчики. Осталось  повязать косыночку на голову.  Какой формы косынка?

Дети: Треугольник.   

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок
Запомнили? А, теперь проходите в мастерскую  и садитесь за стол. Давайте разомнем ваши ручки.

4. Пальчиковая гимнастика «Наша куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло (ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее)

5. Продуктивная деятельность.

Бабушка Арина:  Вот мы и размяли свои ручки. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, это же кукла хорошего настроения. И все у нас получится.

Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток  меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и  начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки!
И разноцветные сарафанчики.

Осталось  повязать косыночку на голову. Какой формы косынка?

Дети: Треугольник.

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок Если кому нужна помощь. Поднимите руку.

Бабушка Арина: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своим родным.

3. Итог занятия

Бабушка Арина: -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

  • О чем мы с вами говорили?
  • О каких куклах вы сегодня узнали?
  • Какую куклу смастерили?

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.

(Звучит русская народная музыка «сошью Дуне сарафан», дети проходят в группу)