Конспект ОД по развитию речи "Зимние загадки" (заучивание стихотворения И.Сурикова "Детство" в старшей группе)

Разделы: Литература, Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.

Образовательные задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
  2. Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Материалы: Ноутбук, проектор, презентация «Зима», магнитофон, аудио запись волшебной музыки. Бумажные изображения смайликов (грустного и веселого), тряпичные снежки, сладкое угощение, модель времен года: дерево.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, о жизни растений, животных и людей зимой. Чтение стихотворений о зиме, составление рассказа о зиме по мнемодорожкам, составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Ход занятия

1. Вводная часть

В: Здравствуйте, ребята, проходите. Смотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Ребята, что за музыка звучит? Давайте включим свою кнопку воображения (закрываем глаза и нажимаем пальчиком на живот) и подумаем, что мы можем представить под эту музыку?

Музыка заканчивается.

В: Какая музыка звучала? (Ответы детей: хрустальная, волшебная, загадочная).

В: А что вы представили, почему эта музыка вдруг заиграла? (Ответы детей: волшебство какое-то происходит, льдинки играют, Дед Мороз идет, Снегурочка).

В: Ребята, кажется, я поняла, это кто-то знак нам посылает, хочет что-то сказать. Сегодня на телефон мне пришло сообщение с просьбой выйти на видеосвязь. Может, это на самом деле Дед Мороз или Снегурочка? Давайте выйдем на видеосвязь и все узнаем? (Дети соглашаются). Проходите и садитесь на стульчики.

2. Основная часть.

Воспитатель открывает презентацию (2 слайд)

Загадка:

Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня... (дети - зима).

В: Ребята, вы угадали, это Зима. Что же она нам хочет сказать?

Воспитатель открывает 3 слайд презентации.

Ребята, Зима пишет, что музыка волшебная звучала потому, что в нашей группе появились ее подарки для вас. Зима сообщает, что подарки найти поможет ответ на загадку. Но прежде Зима просит нас помочь ей. Ребята, поможем? (Дети: Да).

Этап создания проблемной ситуации

В: Посмотрим, о чем она нас просит. Зима пишет, что в этом году после сестрицы Осени как обычно пришел черед ее и зимних братьев-месяцев.

Воспитатель открывает 4 слайд.  Ребята знаете, как их зовут? (Дети: декабрь, январь и февраль.)

Воспитатель открывает 5 слайд: Но тут получила Зима странное письмо. В нем какие-то непонятные картинки с подписью «Зима плохая».

Сестрица Весна сразу захотела вперед Зимы прийти. Говорит Зиме, что ее снег и лед никому не нужны. На письмо странное указывает. А Зима и не знает, что сестрице Весне ответить, ведь письмо с картинками разгадать не может. Ребята, поможем Зиме разгадать картинки и прочитать, что там зашифровано?

Этап решения проблемной ситуации.

Словарная работа

Воспитатель дальше показывает презентацию (мнемокартинки к отрывку из стихотворения И. Сурикова «Детство», 6 слайд).

В: Смотрите, какой-то рисунок. Что на нем изображено?

Д: Дома.

В: А эти дома похожи на те, в которых вы живете?

Д: Нет, мы живем в больших, многоэтажных домах.

В: Мы живем с вами в городе. В городе чаще строят высокие, многоэтажные дома. А где бывают маленькие дома, одноэтажные?

Д: В деревне.

В: А на картинке какие дома?

Д: Маленькие, одноэтажные.

В: Значит, можно сказать, это деревня. А вот и еще один рисунок (открывает следующую картинку в презентации). Что здесь?

Д: Дом деревенский.

В: Третья картинка, посмотрите, что здесь?

Д: Человечек, санки, горка.

В: А что за человечек это может быть?

Д: Папа, мальчик.

В: Да, может быть это мальчик, который написал письмо Зиме? Что делает мальчик?

Д: На санках едет с горки.

В: А горка маленькая или большая? Крутая или пологая?

Д: Горка большая, крутая.

В: Значит, кто-то катится на санках по горе крутой. Что же дальше?

Д: Санки упали, и мальчик тоже с санок упал.

В: Да, санки свернули с горки, и мальчик на бок – хлоп! Ой, а тут что такое непонятное на другой картинке?

Д: Мальчик упал.

В: А куда он упал, как вы думаете? На что похоже?

Д: Сугроб.

В: А что за красная линия с середины горки и до места падения? Что она может обозначать?

Д: Ответы.

В: Наверное, этот мальчик кубарем катился в сугроб. А как вы понимаете катился кубарем?

Д: Ответы.

В: Кубарем – это значит «перевертываясь при движении». Кубарем можно катится вверх или вниз, на гору или под гору?

Д: Сверху вниз, под гору.

В: Да, похоже мальчик кубарем скатился под гору в сугроб. И еще картинка. Что на ней изображено?

Д: Другие человечки стоят. Мальчик лежит.

В: А как вы думаете, что это за человечки могут быть?

Д: Мама, папа, брат, друзья.

В: Наверное, это друзья-мальчишки этого мальчика, с которыми он гуляет. А что они делают?

Д: Смеются.

В: Да, похоже друзья мальчишки смеются. А знаете, как можно сказать по-другому? Громко смеяться – это значит хохотать. Значит друзья-мальчишки весело хохочут. А у мальчика какое настроение?

Д: Грустное, он лежит в сугробе.

В: Да у упавшего мальчика, похоже горе. Еще одна картинка – что тут?

Д: Лицо, руки, снег.

В: Ребята, а что случается, когда снег попадает нам на руки, лицо?

Д: Снег начинает таять.

В: Верно, наши руки и лицо теплые, а снег, попадая на них, начинает таять и прилипать, слипаться. Как вы думаете, что случилось с мальчиком, когда он упал?

Д: Снег прилип к рукам и лицу.

В: Можно сказать, что мальчику все лицо и руки залепил снег. И еще последняя картинка – что здесь, как вы думаете?

Д: Мальчик плачет, грустный.

В: Мальчику немного больно. Ведь снег мог поцарапать лицо, т.к. снежинки состоят из мелких кристалликов льда.  Но такое случается, и это не так страшно. Мальчишки веселые, им смешно.  Какие зимние забавы вы знаете и сами любите? Почему?

Д: Кататься с горки на санках, кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу. Это весело! Это здорово!

В: Да, у мальчика в сугробе горе, а у мальчишек – смех. Так иногда бывает. Вот и все картинки.

Беседа по содержанию картинок (развитие диалогической речи)

В: Ребята, давайте теперь еще раз посмотрим на картинки и попробуем понять, что за история тут зашифрована. Я буду задать вопросы, а вы мне на них отвечайте, только полным ответом.

  1. Кто главный герой? (Главный герой мальчик)
  2. Где живет мальчик? (Мальчик живет в деревне)
  3. Что делает мальчик? (Мальчик катается на санках с горки)
  4. Что произошло с мальчиком на горке? (Мальчик упал с горки)
  5. Почему мальчик упал с горки? (Мальчик упал с горки, потому что санки свернули)
  6. Куда покатился мальчик? (Мальчик покатился под гору в сугроб)
  7. Какое настроение у мальчика? (У мальчика грустное настроение)
  8. Почему у мальчика грустное настроение? (У мальчика грустное настроение, потому что его лицо и руки в снегу)
  9. Кто еще с мальчиком был на горке? (С мальчиком на горке были его друзья-мальчишки)
  10. Какое настроение у мальчишек? (У мальчишек веселое настроение, они хохочут)

Составление рассказа с наглядной опорой на рисунки (развитие связной речи)

В: Ребята, давайте теперь свяжем все картинки в один рассказ о том, как мальчик катался зимой на санках. Может, мы тогда расшифруем письмо, которое получила Зима? Кто теперь сможет полностью нам рассказать, что случилось?

Воспитатель просит одного-двух ребят составить рассказ по картинкам. Воспитатель в конце подводит итог с последовательным указанием на картинки. Предлагаю вам поиграть и немножко отдохнуть. Снеговика лепить будете?
 
Подвижная игра «Снег руками нагребаем» (воспитатель включает следующий 7 слайд с подвижной игрой «Снег руками нагребаем…»)

После игры воспитатель предлагает вернуться на стульчики.

В: Ну что, ребята, расшифровали мы непонятные картинки? Помогли Зиме? Что же нам она скажет?

Прослушивание стихотворения в художественном исполнении

Воспитатель открывает 8 слайд. Зима говорит вам спасибо, ребята, за то, что вы расшифровали картинки. Теперь она догадалась, что это не просто картинки, а интересное стихотворение, которое написал поэт Иван Суриков. А называется стихотворение «Детство». В нем поэт вспоминает о своем детстве в деревне, как он катался с горки на санках. И вспоминает он об этом с любовью. Давайте послушаем это стихотворение.

Воспитатель открывает 9 слайд презентации с художественным чтением стихотворения. Дети слушают.

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Следующий 10 слайд презентации. Ребята, зима пишет, что ей это стихотворение понравилось. А Вам?

Д: Понравилось.

Установка на запоминание стихотворения

В: Зима пишет, что ей очень хочется, чтобы мы его выучили и рассказали всем - мамам, папам, бабушкам, друзьям. И тогда сможем им рассказать, как весело можно зимой кататься на санках с горки и не обижаться ни на друзей, ни на холодный снег и лед. Ребята, давайте выучим.

Заучивание стихотворения

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание, с показом мнемотаблицы (11 слайд). Затем предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы:

  1. Ребята, я начинаю строчку, а вы попробуете продолжить.
  2. А теперь наоборот. Кто может начинать строчки, а я продолжу.
  3. Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет.
  4. Кто может рассказать стихотворение по первым трем картинкам? Кто дальше может продолжить по следующим двум картинкам? Кто по пятой картинке? Кто по последним двум?
  5. Кто запомнил и попробует рассказать все стихотворение?

Воспитатель предлагает детям декламировать стихотворение перед ребятами.

В: Давайте порадуем Зиму и расскажем все стихотворение еще раз. Дети вместе с воспитателем читают.

Воспитатель открывает 12 слайд презентации.

В: Ребята, Зима снова на связь вышла. Что она нам пишет? Хвалит вас и благодарит за помощь. Вы разгадали непонятные картинки, которые оказались таким чудесным стихотворением.

Теперь Зима уверена, что зимние забавы со снегом и льдом – это интересно и весело. Еще раз благодарит за помощь и говорит, что пришло время получить ее сладкие подарки. Разгадайте загадку – и сможете найти подарки: «Четыре сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. Водят сестры хоровод каждый год, каждый год. Вы сестричек тех найдите, и под древо загляните». Зима прощается и уходит.

Дети отгадывают загадку и находят под макетом дерева «Времена года», расположенного в группе, угощения (сладкие конфеты-снежки).

3. Рефлексивный этап (подведения итогов, самооценка детей)

  • Кто нам прислал подарки?
  • О чем попросила нас Зима?
  • Как мы помогли Зиме?
  • Кому сегодня было сложно, кому легко?

Воспитатель рассыпает тряпичные снежки и предлагает разложить их по корзинкам.

Если было интересно, и у вас сейчас хорошее настроение – кладем снежок к веселому смайлику, если нет – к грустному (дети собирают снежки и кладут их на стол с веселым смайликом или на стол с грустным смайликом).