Опыт проведения открытого классного часа по теме «Компьютер и Интернет – благо или зло?» (Профилактика компьютерной и интернет-зависимости)

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Актуальность темы компьютерной безопасности, выбранной для проведения открытого классного часа, трудно переоценить. Почти 30 лет прошло с момента создания всемирной сети Интернета. В конце декабря 2015 года мир отметил 25-летие создания первого сайта. Было это в 1990 году. Преимущества Интернета неоспоримы: это и глобальное общение, и безграничное информационное поле, и возможность использования различных технологий. Но уже через 10 лет в мире стали отмечать международный день без Интернета в последнее воскресенье января. А ещё через 4 года – Всемирный день безопасного Интернета – во второй вторник февраля. Так чем же опасен Интернет?

Работа за  компьютером требует от пользователя сосредоточения внимания для проведения последовательных операций, в это время он изолируется от окружающего мира. Научный центр здоровья детей РАМН проводил анкетирование школьников и их родителей. По данным этого исследования 40% учащихся пользуются компьютером для выполнения домашнего задания, 36% - для виртуального общения, а 70% детей используют его для игр. В РФ более 3 миллионов несовершеннолетних детей  имеет доступ к Интернету и доступ этот по большей части не контролируется родителями. Около половины школьников проводят в Интернете более 2 часов в день.  Современный уровень развития цифровых технологий создаёт иллюзию погружения пользователя в виртуальную реальность.  В виртуальной игре ребёнок может творить чудеса, быть сильным и могущественным, легко начинать всё сначала. Всё это повышает его самооценку.

Компьютерная зависимость - это болезненное пристрастие к проведению длительного времени за компьютером. Этим навязчивым состоянием в мире страдает примерно 10% пользователей компьютерами.

Компьютерная зависимость чаще всего поражает детей и подростков. В зоне риска находятся дети, испытывающие дефицит общения с родителями, психологические и материальные трудности, скрытую неудовлетворённость собой и окружающим миром, имеющие конфликт с родителями, учителями или сверстниками.

Механизм формирования компьютерной зависимости такой же, как при формировании любой другой зависимости. Для него характерны следующие черты:

  • Поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
  • Снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • Потеря интереса к социальной стороне жизни
  • Потеря интереса к своему внешнему виду (неопрятная одежда, безразличие к соблюдению личной гигиены)
  • Появление абстинентного синдрома

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером,  утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия, пренебрежение к учёбе и домашним обязанностям и др.

Нескончаемый поток информации в Интернете негативно сказывается на нашем мозге -  нарушаются память, процессы мышления, речь, особенно у детей. Если 15 лет назад на заре эры персональных компьютеров и смартфонов задержка речевого развития отмечалась лишь у 4% детей, то в 2015 году таких детей было уже  от 40 до 60%.

Особо следует остановиться на гаджетах. Во время пользования компьютером, интернетом и различными гаджетами дети могут попасть в настоящую беду. Например, наушники. Они портят слух, но опасность кроется не только в этом. Когда вы слушаете громкую музыку и одновременно перемещаетесь в городе, вы не замечаете,  как теряете концентрацию и внимание, а вместе с этим попадаете под колеса машин.
В настоящее время многие люди просто не выпускают телефоны из рук, они постоянно находятся в социальных сетях и общаются в том виртуальном мире с знакомыми и незнакомыми нам людьми, делятся с ними проблемами и конечно же хвастаются. Злоумышленникам не составит труда выяснить, где человек проживает, и проникнуть в  квартиру в его отсутствие.

Компьютерные игры, так же запускают процесс «зомбирования». Все эти факторы вызывает огромную зависимость, а впоследствии, раздражимость и агрессию. Агрессия не пропадает сама собой, чаше она порождает преступления. В мире зафиксировано уже несколько десятков случаев совершения убийств Интернет-зависимыми людьми на так называемой бытовой почве.

Кроме психической зависимости появляются функциональные нарушения и заболевания, связанные с длительной работой за компьютером. Это компьютерный зрительный синдром: снижение зрения, ощущение сухости и песка в глазах, а в далеко зашедших случаях – развитие катаракты. Перенапряжение мышц кисти и предплечья при водит к появлению «травмы повторяющихся нагрузок»: появляются заболевания сухожилий и суставов, приводящие к инвалидности и требующие хирургического лечения. Прогрессирует нарушение осанки.

Открытый классный час на тему «Компьютер и Интернет – благо или зло? (Профилактика компьютерной и интернет-зависимости) был подготовлен и проведен студентами 2 курса  отделения Сестринское дело ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 5». Место проведения – актовый зал колледжа. Были приглашены все студенты колледжа.

Тема открытого классного часа перекликается  темами основных профессиональных модулей по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Цель открытого классного часа – формирование у обучающихся знаний относительно опасностей, связанных с компьютерной и Интернет-зависимостью, и формирование навыков по профилактике этой зависимости и по профилактике функциональных нарушений, связанных с работой за компьютером.

После участия в открытом классном часе на данную тему обучающиеся будут знать:

  • факторы риска развития заболеваний, связанных с длительной работой за компьютером, их причины и клинические проявления, возможные осложнения;
  • научатся правильно организовывать рабочее место при работе за компьютером;
  • разучат комплекс простых упражнений для периодической гимнастики при работе за компьютером;
  • ознакомятся с режимом работы за компьютером в разные возрастные периоды;
  • узнают о вредоносных сайтах в Интернете и о последствиях излишней откровенности в социальных сетях;
  • познакомятся с клиническими проявлениями Интернет-зависимости.

Обучающиеся будут уметь:

  • Правильно организовывать свою работу за компьютером и в Интернете
  • Правильно организовывать рабочее место для работы за компьютером
  • Выполнять комплекс профилактических упражнений для профилактики влияния компьютера на органы зрения, опорно-двигательный аппарат
  • Проводить профилактику компьютерной зависимости среди своих пациентов

Методический материал для открытого классного часа  включает подробный сценарий со списком действующих лиц и оснащения, тексты всех сообщений: видеодокладов и устных сообщений, сопровождающихся слайдами презентации «Влияние компьютера на организм человека», конкурсные задания для команд «За компьютеры» и «Против компьютеров», комплекс упражнений для профилактики негативного влияния длительной работы на компьютере и многое другое.

Проведение данного классного часа способствует формированию у студентов междисциплинарных связей:

- анатомии и физиологии

- здорового человека и его окружения

- гигиены и экологии человека

- психологии

- основ сестринского дела

На проведение открытого классного часа в актовом зале отводится 1,5–2 академических часа.

Сценарий открытого классного часа (Приложение 1. Сценарий) предусматривает проведение инсценировки-конкурса. Небольшой спектакль продемонстрирует студентам способы общения между молодыми людьми в XIX–XX веках. Из студентов других групп, находящихся в зрительном зале, формируются две команды по 5-6 человек «За компьютеры» и «Против компьютеров». Каждой из команд было предложено сделать несколько простых заданий: нарисовать эмблему команды, перечислить максимальное количество положительных и отрицательных сторон компьютера и интернета, отгадать логотипы, написать письмо бабушке и т.п. В то время, когда команды выполняют задания, продолжается инсценировка, либо студенты получают информацию о влиянии компьютеров и Интернета на организм человека.

Транслируются видеоролики или зачитываются устные короткие (1-2 минуты) сообщения с демонстрацией слайдов презентации научных  медицинских данных о воздействии компьютера и Интернета (Презентация).

После того, как прозвучала информация о компьютерном зрительном синдроме, синдроме запястного канала, на сцену выходит студентка и демонстрирует простые физические упражнения для снятия усталости глаз, мышц кисти и предплечья, спины. Студенты в зале встают и разучивают эти упражнения. Затем слушатели знакомятся с гигиеническими правилами работы за компьютером и в Интернете, правилами оборудования рабочего места, допустимой продолжительностью работы в различные возрастные периоды.

В конце мероприятия проводится подведение итогов соревнования двух команд. Конечно же, победила дружба. Без компьютеров и Интернета а настоящем мире не обойтись, но пользоваться ими нужно разумно, не нанося вред своему здоровью и не в ущерб реальному общению с другими людьми. Так что же такое компьютер и Интернет – благо или зло? Как и вообще в медицине ответ на этот вопрос  кроется в правильно выбранной дозе. Мы должны помнить, что компьютер и Интернет – это всего лишь средство получения, преобразования и хранения нужной нам информации, средство общения в близкими нам людьми.

В целом проведение открытого классного часа на тему «Компьютер и Интернет – благо или зло? (Профилактика компьютерной и Интернет-зависимости)»  способствовало формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.< /p>

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Делиться опытом Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Профессиональные компетенции

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Источники

  1. Сухарев А.Г. с соавт. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения, РМАПО, Москва, 2011, стр.105-111
  2. https://health.mail.ru/disease/sindrom_zapyastnogo_kanala/
  3. http://www.medtran.ru/rus/articles/2007/1/tunnel-syndrom.htm
  4. http://nmedicine.net/sindrom-zapyastnogo-kanala/
  5. http://bolsustav.ru/sindrom-zapyastnogo-kanala.html
  6. https://health.mail.ru/disease/konyunktivit/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8A%D1%8E%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82