Эффективные методы и приёмы обучения как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного образования. Педагогическим сообществом осознана необходимость привития учащимся интереса к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. По моим наблюдениям, у современных школьников, к сожалению, снизился интерес к своей национальной культуре, они мало интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение. Но компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Низкая мотивация учения, культура устного общения, бедная, однообразная речь - проблема, перерастающая в проблему формирования мотивации учебной деятельности.

Мой педагогический опыт составляет 12 лет. Меня давно волнует проблема создания условий для проявления познавательной активности обучающихся. Приобретая опыт педагогической работы в школе, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка значительно способствуют элементы проблемного обучения, интерактивные методы и приёмы, использование различных средств наглядности и моделирования.

Все это и определило тему, над которой я работаю: «Эффективные методы и приёмы обучения как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка».

Выбор данной темы определён необходимостью применения оптимальных методов и приёмов, направленных на формирование устойчивого интереса к урокам русского языка в современных условиях. Чтобы успешно преподавать, на уроке нужно не только давать знания, но и соединять их с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции, позиции активной. И я, как учитель, должна разными способами, приёмами и методами активизировать познавательную деятельность учащихся.

Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, владеющей нормами языка и стремящейся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Данную цель реализую, решая следующие задачи:

  • создание условий для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
  • содействие развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения;
  • организация самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование и развитие регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Основной принцип моего преподавания – это уважение личности ученика. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, доверие, сопереживание, взаимопомощь.

В своей работе использую нормативные документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016), закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Для успешного преподавания русского языка мною разработаны рабочие программы. В 7-9, 10-11 классах реализую программы ФК ГОС, в 5-6 классах программы ФГОС ООО. Их содержание направлено на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

В работе применяю следующие средства обучения:

  • научно-популярную литературу, которая дает новейшую информацию по изучаемой теме и расширяет кругозор учащихся (подготовка сообщений, рефератов, тезисов);
  • периодическая печать, методические журналы («Русский язык в школе», «Первое сентября», «Учительская газета»);
  • художественную литературу;
  • технические средства (компьютер, DVD, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», программу PowerPoint для создания презентаций, мультимедиа);
  • ресурсы сети Интернет (http://proshkolu.ru, http://openclass.ru, http://uchitelsky_portal.ru, http://nsportal.ru, https://urok.1sept.ru).

Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для этого меняю виды деятельности на уроке (работа с учебником, работа в группах, в парах, у доски, устные ответы, диктанты с сигнальными карточками, аудиозаписи, фрагменты видеофильмов, физкультминутки), слежу за формированием осанки у учащихся.

Занятия провожу в кабинете русского языка и литературы. Освещенность и оснащенность кабинета соответствуют нормам СанПиНа. В кабинете имеются компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, DVD, собрана видеотека, фонотека, все средства используются мною в урочной и внеклассной работе. Методическая база постоянно пополняется. Работаю над созданием дидактического материала, презентаций, использую тесты. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.

Каким же образом активизировать работу обучающихся на уроке? Какие приемы и методы обучения необходимо для этого применить?

Я хотела бы рассказать о технологии своей работы по активизации познавательной деятельности.

В своей работе опираюсь на три составляющие активности: мотивация, целеполагание, инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то первое, с чего начинается мой урок, – это установка на деятельность. Поэтому ставлю перед собой задачу нацелить обучающихся на успешное выполнение учебного задания. Формируется мотив достижения результата.

На этом этапе предлагаю обучающимся различные варианты мотивов:

  • стремиться самостоятельно решать интересные задачи;
  • попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;
  • рассмотреть свою деятельность с точки зрения её пользы как для самого ученика, так и для других людей.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха. Учитель превращается в организатора и консультанта. Ученик получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобретает в результате самостоятельного мышления, поиска, решения новое знание. Главное, ученики чувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

Следующим важным моментом активизации познавательной деятельности обучающихся является формирование у них целеполагания. На своих уроках функцию постановки целей я отдаю детям. Использую разные виды мыслительных операций и упражнений: сравнение, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий. В результате школьники приходят к формулированию темы и целей урока.

Следующий этап урока - овладение способами превращения информации в осознанное использование их в различных ситуациях. И здесь я подхожу к инструментальной основе активности, выстраивая дальнейшую работу таким образом, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях. Одним из методов является принцип опоры на языковые модели и алгоритмы, правила.

На завершающем этапе урока анализируются результаты деятельности обучающихся. На этом этапе возвращаемся к целям, поставленным в начале урока, смотрим, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии, в результате чего становится всё больше обучающихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатам своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности.

Активизируя учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках русского языка, я пришла к выводу, что данная работа эффективна тогда, когда обучающиеся ведут самостоятельный поиск. Каждая намеченная поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого явления, развивает умственные способности школьника.

Процесс активизации деятельности учащихся происходит через использование следующих приёмов: составить план, тезисы, кластер, схему, таблицу, выписать ключевые слова, понятия. Такая работа значительно повышает уровень теоретических знаний, развивает интеллект, учит логически мыслить, делает знания действенными.

В своей практике также использую познавательные игры, которые расширяют кругозор, развивают находчивость, пробуждают интерес, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности.

Кроме того, не забываю о методе дифференцированного обучения. На уроке предлагаю ученикам разноуровневые задания. При этом выбор уровня выполняет сам ученик. Главное здесь не само задание, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться.

Для оценки деятельности учащихся применяю следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.

Использую тесты, зачеты, диктанты, творческие работы, контрольные работы. После проведения письменной работы провожу работу над ошибками. При устном ответе приучаю детей к самооценке и самоанализу, которые учат объективно оценивать и видеть в своем ответе положительные и отрицательные стороны. Отслеживая результаты обучения, довожу их до сведения учащихся, их родителей. На основе этих результатов планирую индивидуальную работу с детьми.

Целенаправленная работа по активизации учебно-познавательной деятельности позволила достигнуть стабильных положительных результатов.

Уровень успешности учащихся по русскому языку

Независимая экспертиза подтверждает успешность обучения.

  1. Результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
  2. Повышению познавательной активности обучающихся способствует внеклассная работа. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе.

Учебный год

Конкурс

Уровень

Ф.И. участника

Результат

Одна из главных задач, которая стоит перед каждым учителем, - это совершенствование педагогического мастерства. Я использую любую возможность для повышения профессиональной компетентности.

Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и представление собственного опыта.