Реализиция инновационной педагогической технологии «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» в системе дополнительного образования на примере работы детского объединения «Аппликация соломкой»

Разделы: Дополнительное образование


Детское объединение (кружок) «Аппликация соломкой» работает в ГБОУ школа № 1164 с 2004 года. Большое количество детей, в возрасте от 6 до 15 лет, овладело искусством художественной обработки соломки.

Основными направлениями работы кружка являются

Тематика работы кружка:

  • «Сказки нашего детства»;
  • «Русское деревянное зодчество»;
  • «Наш город»;
  • «Родная природа».

Мы также делаем картины на темы о Великой Отечественной войне, освоении космоса, легендах и мифах, персонажах мультфильмов и др.
Наше совместную деятельность мы называем творческим сотрудничеством. А творчество – отличный способ самовыражения, способствующий становлению в ребенке уверенности в себе, что в свою очередь, повышает его самооценку и самоуважение! Самоуважение это обязательное качество требовательности к себе, уважительного отношения к людям. Это корень, основа толерантности, самоподавления агрессии, в котором так нуждается сегодняшнее общество. Все эти качества  социовостребованной личности. Я стараюсь воспитать в детях, с которыми работаю, в том числе, и над проектами.

Познакомиться с технологией работы с соломкой можно в архиве И.Д. «Первое сентября» «Портфолио учащихся» 2014–2015 гг., где в проекте «Наш подарок «золотой» и совсем недорогой» мастер-класс проводят учащиеся 7 класса в 4-м классе.

Более подробно я хотела бы остановиться на реализации инновационной педагогической технологии «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» в работе нашего кружка, т.к.  она имеет некоторую особенность.

Исследовательская часть проекта осуществляется параллельно с работой над картиной в соответствии с типовым алгоритмом проектной деятельности.

Любой проект начинается с идеи, цели, которую выдвигают дети или предлагает педагог. Эта идея, цель работы над проектом должна быть важна для детей, интересна им, решать их личные проблемы или коллективные. Например, проект «Визитная карточка Замоскворечье» начался с фантика конфеты «Замоскворечье», который принесла у-ца 10-ого класса Юшкова Н. (2005–2006 учебный год И.Д. «Первое сентября»). Задав вопрос: «Вы не знаете, что здесь изображено?», получила ответ: «Давай вместе подумаем, как это узнать».

Очень интересно возникла идея проекта «Авторские сказки» с иллюстрациями авторов» (2015–2016 учебный год И.Д. «Первое сентября»). Дети любят изображать на картинах из соломки животных. Но из разговоров ребят я поняла, что часто мальчики обижают девочек, придумывают разные клички. И я предложила: «Давайте к нашим картинам придумаем сказки на тему дружбы, ведь многие животные в природе не дружат, а в наших сказках будет наоборот».

Так мы пришли к теме проекта «Авторские сказки о дружбе животных», но чтобы сочинить сказки, я собрала детей, рассказала о том, что такое проект и как мы будем его делать, кто какую тему будет изучать, раздала листочки с заданиями и рекомендуемой литературой. Работа проводилась в режиме он-лайн. Дети присылали мне на электронную почту то, что у них получилось, я корректировала материал и отсылала на доработку, если это было необходимо. Изучив все, что касалось сказки, дети стали сочинять, пользуясь знаниями по строению сказки. Снова собравшись, мы обсудили дальнейшую работу в соответствии с алгоритмом проектной деятельности, которую отразили в письменной части проекта. Оформить проект помогал учитель информатики – второй руководитель проекта.

Теперь я хочу привести пример письменной части проекта.

Тема проекта – авторские сказки ребят о дружбе животных.

Проблемы проекта – это взаимоотношения ребят в детском коллективе. Мы не хотим ссориться – мы хотим дружить!

Цель проекта – через сказку показать, что даже непримиримые  враги, могут стать друзьями. Этому можно и нужно учиться. Мы будем считать, что цель нашего проекта достигнута, если увидим изменения в поведении ребят.

Проектный продукт – авторские сказки о дружбе с иллюстрациями авторов (сюжетные картины из соломки).

Задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели проекта.

  • Подробное знакомство с понятием проекта, его содержанием.
  • Узнать все о сказках.
  • Сочинить сказки о дружбе животных.
  • Составить письменный отчет о проделанной работе.
  • Подготовить фотоотчет.
  • Сделать презентацию проекта и защитить его.

Способы решения задач.

  • Отобрать картины из соломки, на сюжеты которых можно сочинить сказки. Авторы этих работ и будут авторами сказок.
  • Пригласить желающих ребят из нашего кружка для участия в проекте (не больше 7).
  • Составить план работы.
  • Распределить задания между участниками.
  • Приступить к выполнению проекта, начав исследовательскую работу.
  • Получать необходимые индивидуальные консультации педагога по поводу работы.
  • Сделать запись чтения сказок авторами с помощью педагогов.
  • Напечатать текст выполненных заданий на компьютере самостоятельно или с помощью взрослых (кто еще не совсем овладел нужными для этого навыками).
  • Подобрать иллюстрации к своим заданиям.
  • Переслать на почту руководителей проекта выполненную работу для корректировки.

Таким образом, внедрение в содержание программы «Аппликация соломкой» перспективной технологии (с 2005 года по настоящее время) проектно-исследовательская деятельность учащихся не только помогает развитию мотивации к познанию и творчеству, учит выдвигать, обосновывать и осуществлять свои идеи, работать в коллективе, но и вызывает внутреннюю удовлетворенность от успешной работы. Дважды наши проекты становились лауреатами, а представленный проект – победителем общероссийского конкурса проектов И.Д. «Первое сентября».

Приложение

Презентация

Источники информации

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Москва, 2001.
  2. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Москва. 2006.
  3. Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва, И.Д. «Первое сентября», 2013.
  4. ФГОС.