Исполнители алгоритмов (Черепашка, Муравей, Чертёжник)

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: Ознакомление с исполнителями алгоритмов (Черепашка, Муравей, Чертёжник), для подготовки к ОГЭ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Актуализация знаний, постановка цели урока

Каждый алгоритм предназначен для определённого исполнителя. Сегодня мы познакомимся с тремя исполнителями алгоритмов: с Черепашкой, Муравьём и Чертёжником. Рассмотрим системы команд этих исполнителей и выполним вмести с ними несколько алгоритмов.

4. Изучение нового материала

(Слайд 2) Прежде всего, вспомним, кого называют исполнителем алгоритмов. Исполнитель алгоритма - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Неформальный исполнитель может выполнять одну и ту же команду по-разному. На слайде в качестве примера приведены два исполнителя: робот и дрессированная собака. К какому виду исполнителей относится каждый из них? Приведите свои примеры каждого вида исполнителей.

(Слайд 3) Сегодня мы познакомимся с тремя формальными исполнителями: Черепашкой, Муравьём и Чертёжником. Начнём с исполнителя Черепашка.

(Слайд 4) Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. Система команд исполнителя Черепашка включает в себя следующие группы команд:

1) Команды для передвижения Черепашки по прямой линии:

вперед <число шагов>
назад <число шагов>

При выполнении команды вперед Черепашка передвигается на указанное число шагов в направлении головы. При выполнении команды назад Черепашка передвигается на указанное число шагов против направления головы.

2) Команды для поворота Черепашки:

направо <число градусов>
налево <число градусов>

При выполнении команды направо Черепашка изменяет направление движения на указанное число градусов по часовой стрелке. При выполнении команды налево Черепашка изменяет направление движения на указанное число градусов против часовой стрелки.

3) Запись Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
(Слайд 5) Рассмотрим задачу с участием этого исполнителя:

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 9 [вперед 50 направо 60]. Какая фигура появится на экране?

Так как Черепашка перемещается на одно и то же расстояние (50 шагов) и поворачивается на один и тот же угол (60°), то фигура получится правильной. Давайте рассмотрим пример. Допустим, Черепашке нужно нарисовать квадрат. Во время рисования замкнутой фигуры Черепашка поворачивается на 360°. Значит, чтобы определить количество углов в фигуре нужно 360° разделить на угол поворота. 360° / 60° = 6 углов. А также нужно убедиться в том, что количество повторения действий будет больше или равно количеству сторон (или углов) в фигуре, иначе фигура будет не дорисована и получится незамкнутая ломаная линия. В нашем случае 9 ≥ 7, т.е. это условие выполняется. Ответ к данной задаче: правильный шестиугольник.

(Слайд 6) Для закрепления материала рассмотрим ещё две подобные задачи. Вам предлагается решить их самостоятельно, после чего сверим полученные ответы.

Задача №2. Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 7 [вперед 70 направо 120]. Какая фигура появится на экране?
Решение: Угол поворота равен 120°. Тогда 360° / 120° = 3 угла. 7 ≥ 3. Ответ: правильный треугольник.

Задача №3. Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 3 [вперед 80 направо 90]. Какая фигура появится на экране?
Решение: Угол поворота равен 90°. Тогда 360° / 120° = 4 угла. 3 < 4. Ответ: незамкнутая ломаная линия.

(Слайд 7) Рассмотрим обратную задачу. В этой задаче нам дано количество углов, и нужно определить угол поворота. Соответственно для определения угла поворота нужно разделить 360° на количество углов. Осталось подставить данные нам величины и выбрать правильный вариант ответа.

(Слайд 8) Рассмотрим ещё одну задачку.

На этом мы закончим наше знакомство с Черепашкой, вернёмся к списку исполнителей и выберем следующего исполнителя – Муравья.

(Слайд 9) Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки, в котором строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Система команд этого исполнителя включает в себя следующие группы команд:

1) Команды для передвижения Муравья:

Вверх <число клеток>
Вниз <число клеток>
Вправо <число клеток>
Влево <число клеток>

2) Запись

Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.

(Слайд 10) Рассмотрим следующую задачу:

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз
Вправо 2 вниз 1 влево 2
Конец

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

Заметим, что после исполнения команд вправо 2 влево 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он стартовал. Изначально кубик находится в клетке Е4. Выполнив два раза команду вниз 1, Муравей передвинет кубик в клетку Е2.

(Слайд 11-12) Рассмотрим ещё 2 подобные задачи.

Возвращаемся к списку исполнителей и выбираем последнего – Чертёжника.

(Слайд 13) Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

(Слайд 14) Рассмотрим задачу:

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 paз
Сместиться на (−2, −1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2,1) Конец

На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
Команда Повтори 3 paз означает, что команды Сместиться на (−2, −1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2,1) выполнятся 3 раза. В результате Чертёжник сместиться на 3·(−2 + 3 + 2, −1 + 2 +1) = (9, 6). Таким образом, алгоритм можно заменить на команду Сместиться на (9, 6).

(Слайд 15-16) Для закрепления материала рассмотрим две подобные задачи.

5. Подведение итогов урока (выставление оценок)

6. Домашнее задание

(Слайд 17) §2.1.2, стр.55 №17. 

(Слайд 18) Спасибо за внимание!