Нейропсихологический анализ ВПФ у детей младшего школьного возраста с дисграфией

Разделы: Логопедия, Инклюзивное образование


В настоящее время с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями письма, чтения, счета. Снижение уровня психического здоровья, педагогическая запущенность, травмы во время родов, чрезмерная загруженность родителей, неблагоприятная экологическая обстановка, прививки, осложнения при беременности  негативно влияют на его психику и успехи ребенка в школе. Поэтому большое количество детей, поступающих в школу, оказываются  к обучению не подготовлены. Это проявляется в трудностях в овладении счетом, чтением, письмом. Известно, что одной из наиболее известных причин школьной неуспеваемости является отставание высших психических функций у детей.

В ряде исследований логопедов  Е.А.Логинова, О.Б.Иншакова, Г.В.Чиркина, А.В.Семенович, В.И.Ляудис и др. отмечается, что происходит усложнение механизмов и симптоматики дисграфии и дислексии, дизорфографии, которые обусловлены увеличением количества детей с органическими поражениями отделов головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, что приводит к задержке созревания этих отделов мозга.

Известный российский нейропсихолог А.Р.Лурия  предложил ряд тестов и разработал теорию о системно-динамической организации ВПФ. Тесты дают возможность синдромного анализа психических процессов, то есть позволяют определять наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей. Некоторые из тестов помогают раскрыть специфику индивидуальных слабостей у школьников.

Единицей анализа в рамках нейропсихологического подхода является синдром, который может быть определен, как системное нарушение, включающее первичные и вторичные дефекты и компенсаторные перестройки (третичные изменения).

Как показывают исследования М.М.Безруких, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, дети с нарушением письма характеризуются дефицитом сукцессивных функций,  незрелостью динамического праксиса, кратковременностью слухоречевой памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия.
Трудности овладения письмом –  обнаруживаются, начиная с первого класса и в многих  случаях сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов. Коррекционная работа должна быть комплексной и построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций конкретного ребенка, то есть должна учитывать сильные и слабые звенья функциональной системы письма.

Письмо и письменная речь, рассматривается как сложные функциональные системы, в состав которых входят множество  компонентов, отражающихся на различных участках мозга. Каждый из этих компонентов играет важную роль и недоразвитие любого из этих компонентов ведет к специфическим затруднениям  формирования всей функции в целом.

В соответствии с принципом динамической организации высших психических функций состав функциональных звеньев меняется. Развернутая функциональная система становится все более упрощенной, то есть автоматизируется, сворачивается.  Часть компонентов переходит в латентное состояние, но при необходимости могут снова стать рабочими.

Первым провел нейропсихологический анализ письма выдающийся ученый А.Р.Лурия в своей книге « Очерки психофизиологии письма», 1950 год.

У детей развитие высших психических функций происходит не одновременно, а следуя последовательности. Неравномерность развития высших психических функций изучается нейропсихологией нормы у детей. Нейропсихологическое исследование высших психических функций помогает уточнить механизм имеющихся трудностей.

Каждый из компонентов функциональной системы может вызывать трудности письма, выступая изолированно или в сочетании. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разные механизмы, разную природу. То есть для определения механизмов ошибок, необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симтомокомплекс особенностей письма. Так же важно учесть, что нейропсихологический анализ высших психических функций ребенка позволяет определять механизм, имеющийся дисграфии, но и спрогнозировать возможные варианты будущих трудностей письма у старших дошкольников.

Выделяется два основных подхода к изучению  нарушений письма у детей: психолого-педагогическое и нейропсихологическое. Нейропсихологический подхода в том, что он позволяет обнаружить связь дисграфии с недостаточностью  высших психических функций.  Дисграфия не является отдельным нарушением.

Список литературы.

  1. Иншакова О.Б., Величенкова О.А. коррекции нарушений письма младших школьников общеобразовательной школы // Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 25-26 апреля 2000 г. Том Ш. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000 С. 79-82. - доля участия автора 0,1 п.л. (50%).
  2. Величенкова О.А. Анализ школьников // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: МПСИ, 2001 С. 45-51.0,4 п.л.
  3. Величенкова О.А. Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII. - М.: МГПУ, 2001 С. 37-42.