Мастер-класс: «Книга «ЭСМУСИ» - современное авторское развивающее пособие как средство развития речи детей»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Дополнительное образование, Мастер-класс


Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с авторским интерактивным пособием – книгой «ЭСМУСИ», целью которого является развитие всех компонентов речи детей, стимулирование их  познавательной и исследовательской активности.

Целевая аудитория: воспитатели, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования, родители.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области совместной деятельности с детьми на основе использования авторского интерактивного пособия - книги «ЭСМУСИ».

Задачи:

  • познакомить с авторским интерактивным пособием – книгой «ЭСМУСИ»;>
  • дать рекомендации педагогам по использованию авторского интерактивного пособия – книги «ЭСМУСИ» в совместной работе с детьми;
  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
  • мотивировать педагогов на применение данной технологии в своей педагогической деятельности.

Оборудование: авторское интерактивное пособие – книга «ЭСМУСИ».

Прогнозируемый результат мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашем мастер-классе. Тема нашей встречи «Книга «ЭСМУСИ» - современное авторское развивающее пособие, как средство развития речи детей».

Сегодня нам хотелось бы познакомить вас с авторским интерактивным пособием – книгой «ЭСМУСИ» и рассказать о том, как мы его используем в совместной работе с детьми для развития речи дошкольников.

В детском саду №150 «Брусничка» города Тольятти ведется углубленная работа по речевому направлению, которая проходит через все разделы основной образовательной программы.

В настоящее время существует огромное количество различных игр и игровых пособий для речевого развития детей. Игры на любой вкус и цвет… Перед нами встала задача обобщить, систематизировать существующие материалы, преобразовать их в многофункциональную, мобильную форму, что и сподвигло нас создать интерактивное пособие – книгу «ЭСМУСИ».

Основная часть

Представляем вашему вниманию современное авторское интерактивное пособие – книгу «ЭСМУСИ», разработанного коллективом педагогов детского сада № 150 «Брусничка» города Тольятти Мотиной Оксаной Николаевной, Мирошниковой Алсу Владимировной, Фроловой Екатериной Владимировной.

Что же такое «ЭСМУСИ»? 

«ЭСМУСИ» — это:

Э – энциклопедическая книга. Содержит энциклопедические сведения.

С –  современная книга. Данная книга соответствует современным требованиям ФГОС ДО.

М – мобильная книга. Пособие переносное, трансформируемое и может быть использовано непосредственно в НОД, индивидуальной деятельности, групповой работе с детьми, самостоятельной деятельности детей и домашнего совместного досуга.

У – универсальная книга. Представлен материал по пяти образовательным областям для осуществления образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах.

С – систематизированная книга. В книге обобщен и систематизирован материал по определенной лексической теме.

И – игровая книга. В книге представлены игры и игровые упражнения в рамках определенной лексической темы, направленные на речевое и познавательное развитие детей, удовлетворяющие потребностям ребенка в основном виде деятельности - игре.

Цель пособия – развитие всех компонентов речи детей, стимулирование познавательной, исследовательской активности, восприятия, внимания, творческих способностей.

Пособие позволяет решить следующие задачи:

  • уточнение и расширение запаса представлений детей об окружающей действительности;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие связной речи;
  • развитие интереса к художественной литературе, народному фольклору;
  • развитие художественно-эстетического представления;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание познавательного интереса детей, любознательности;
  • воспитание стремления к самостоятельности и самоконтролю.

Актуальность: данное пособие как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС: пособие трансформируемое, содержательно насыщенное, имеет различные варианты использования, доступно и безопасно. Обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых.

Ценность этого пособия заключается в том, что оно может использоваться в работе воспитателя, учителя-логопеда, самостоятельной деятельности детей, дает возможность осуществить партнерское взаимодействие с семьями воспитанников.

Принципы создания пособия: доступность, привлекательность, многофункциональность, соответствие гигиеническим требованиям.
Интерактивное пособие – книга «ЭСМУСИ» направлено на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

Рассмотрим использование интерактивного пособия – книги «ЭСМУСИ» в рамках лексической темы «Весна».

В интерактивном пособии – книге «ЭСМУСИ» подобран и представлен следующий материал:

  • тема «Весна» - весенние приметы, пословицы и поговорки, стихи, банк загадок о весне, серия сюжетных картинок о весне, алгоритмы составления рассказов о весне, альбом «Весенние превращения», картотека весенних праздников;
  • тема «Первоцветы» - предметные картинки с изображением первых весенних цветов, стихи о первоцветах, альбом «Первоцветы, занесенные в «Красную книгу»», дидактическая игра «Собери букет»;
  • тема «Перелетные птицы» - схемы «Виды полета птиц», карточки «Дома птиц», «Гнезда птиц», альбом «Летят перелетные птицы» (с картинками и описанием перелетных птиц), дидактические игры: «Птицы и гнезда», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний», карточки «Интересные факты из жизни перелетных птиц»;
  • игры и игровые упражнения – «Весенняя прогулка», «Весенняя палитра» (поздняя и ранняя весна), «Дерево. Времена года», «Составь весенние слова», репродукция картин «Весна глазами художников», пластилинография «Весенний перезвон».

Заключительная часть

Таким образом, интерактивное пособие – книга «ЭСМУСИ» – универсальный помощник в работе педагогов с детьми. Данная форма подачи информации превращает детскую деятельность в живое действие, вызывающее у ребенка и их родителей, неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало ребенка и вызвало положительный эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

В своей работе использовали следующую литературу:

  1. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Современные игры – современных детей. Методическое пособие. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - 170 с.
  2. Руденко И.В. Современные педагогические технологии в детском саду: учебное пособие / И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова; под ред. И.В. Руденко.  – Тольятти: Издательство ТГУ, 2016. – 199 с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС: Издательство СФЕРА, 2017. – 272 с.