Конкурс кабинета педагога-психолога как средство повышения эффективности психологического сопровождения образовательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Современное образование как целенаправленный процесс становления личности, призвано учить подрастающее поколение организации умственного, социального, эмоционального и творческого интеллектов, применению способов непрерывного самообразования, успешной самореализации, рациональному самоконтролю. В связи с этим, актуальным становится сохранение психического здоровья детей через создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов. Федеральные государственные образовательные стандарты, указывая на психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, требуют использования всей «вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)». Результаты деятельности педагога-психолога предполагают оценку качества обучения, следовательно, становятся необходимым элементом системы управления образовательным процессом конкретного учреждения.

Психологи во время индивидуальных и групповых встреч с родителями всегда интересуются, есть ли у их ребенка рабочее место, которое способствует воспитанию дисциплинированности, повышению работоспособности, развитию творчества, а иногда является и местом для уединения – privacy (англ. – тайна, уединение, частная жизнь). А многие ли педагоги-психологи имеют собственное рабочее место для проведения качественной работы, учитывая специфические особенности деятельности психолога, если в проектировании здания образовательного учреждения кабинет не был предусмотрен? Тем более в условиях отдаленного от центра небольшом городе, где каждый знает друг друга, и посетителей идентифицировали с первым слогом слова «психолог».

Руководители образовательных учреждений отнеслись по-разному на рекомендацию предоставить кабинет педагогу-психологу и просьбу помочь его оборудовать. В первые годы становления психологической службы района размещали «подозрительного специалиста» в одном кабинете вместе с заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором, с поручением контролировать его деятельность. Кто-то начинал в лаборантской, а то и в служебном помещении, разделяя его с представителем ТСЖ (товарищество собственников жилья). Нельзя сказать, что все изменилось в лучшую сторону в одночасье. Толчком посмотреть на проблему с другой стороны послужила организация НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г.Казань) Открытого Республиканского конкурса «Школьная психологическая служба» (кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС).

Управлением образования был объявлен муниципальный этап конкурса, для участия в котором могли подать заявку и дошкольные образовательные учреждения. Целью конкурса были обозначены выявление талантливых, творчески работающих педагогов-психологов общеобразовательных организаций; поддержка, поощрение и распространение передового опыта эффективного использования в общеобразовательных организациях рабочего пространства педагога-психолога в условиях введения ФГОС. Удалось привлечь внимание администрации образовательных учреждений на необходимость создания и обеспечения функционирования кабинета педагога-психолога.

За короткий промежуток времени в образовательных учреждениях были выделены кабинеты, отремонтированы и оборудованы имеющиеся. Конкурс поспособствовал укреплению добрых взаимоотношений в коллективе, педагоги-психологи опирались на поддержку своих семей.

Отрадно, что имеющаяся конкуренция приобрела здоровый соревновательный дух: педагоги-психологи помогали советами и давали рекомендации друг другу, делились методическими материалами. Участниками республиканского этапа стали три кабинета педагога-психолога – два школьных и один дошкольного образовательного учреждения. Они были отмечены благодарственными письмами и награждены памятными подарками. Вдохновленные признанием деятельности, они не только продолжили оборудовать свой кабинет, но и проводили мастер-классы по применению на практике, стали инициаторами интересных мероприятий с участниками образовательного процесса.

Анализ состояния рабочих мест по результатам муниципального конкурса стал стимулом для других руководителей. За два года были выделены, отремонтированы и оборудованы помещения для кабинета педагога-психолога в пяти дошкольных учреждениях, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, также улучшены условия в двух образовательных учреждениях. Так появилась новая традиция – открытие кабинета педагога-психолога. Для сообщества педагогов-психологов района каждый раз данное мероприятие является важным событием, ведь создание и организация в образовательных учреждениях рабочего пространства педагога-психолога означает создание условий для самореализации педагогов-психологов, раскрытия их творческого потенциала, что в свою очередь, способствует совершенствованию подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и ее индивидуальности. Проведение школы методического мастерства в рамках семинаров на базе вновь открытых кабинетов является отличной возможностью распространения передового опыта. Участники регионального семинара для методистов-психологов, педагогов-психологов, педагогов-семьеведов отметили как высокий уровень профессиональной подготовки педагога-психолога, так и заинтересованность директора школы в эффективной работе своего сотрудника. Только в таком тандеме можно достичь желаемых положительных  результатов.

В структуру психологического сопровождения образовательного процесса входит также психолого-педагогическая служба «Гармония» как модель сетевого взаимодействия. По Гранту Министерства образования и науки республики было получено оборудование для комнаты психологической разгрузки. При поддержке Главы района, руководителя исполнительного комитета были выделены средства для приобретения мебели и офисной техники. Силами специалистов были оснащены кабинеты педагога-дефектолога, педагога-логопеда, также были оформлены кабинеты по арт-терапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья, первичного приема, залы для проведения тренингов. Они являются полноправными участниками конкурса кабинета педагога-психолога.

Конкурс «Школьная психологическая служба» (кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС) стал площадкой для выявления, поддержки и поощрения талантливых педагогов-психологов, повышения престижа практической психологии, выработки критериев оптимизации оборудования и использования возможностей кабинетов педагогов-психологов, обеспечивающих эффективную работу по повышению профессионального уровня участников образовательного процесса.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  2. http://csgo-kazan.ru/261-rk-shkolnaya-psikhologicheskaya-sluzhba.html