Особенности детей с нарушениями зрения в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог


Этап дошкольного развития ребенка является специфическим и во многом определяет, как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. В этом возрасте к ребенку уже предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка в предшествующих возрастах, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом. Зрение играет ключевую роль в раннем развитии детей. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или возникшее рано, может самым драматическим образом повлиять на общее развитие ребенка. Необходимым условием своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, является тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития.

Знакомство с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт).

Из этих документов психолог получают сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Чтобы понять, какие дети относятся к категории детей с нарушениями зрения, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. Причины нарушений зрения.

Врожденные:

  • вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.),
  • нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
  • наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
  • иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:

  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
  • недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. Общими психологическими требованиями к организации и проведению обследования таких детей являются: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребенком, организации места проведения исследования, выбору адекватных методик.

Специфические требования заключаются:

  • в соответствующей освещенности;
  • в ограничении непрерывной зрительной нагрузки (5–10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15–20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте);
  • в смене вида деятельности на деятельность, не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
  • в особых требованиях к наглядности.

Л.Н.Солнцева выделяет в процессе развития каждого ребенка с нарушениями зрения три критических периода, в соответствии с которыми и определяются направления обследования.

Период осознания своего отличия от нормально видящих детей. Понимание своего недостатка и осознание необходимости его коррекции способствуют возникновению саморегуляции, однако недостаточность произвольности психических процессов и пассивная позиция по отношению к окружающему замедляют ее становление.

Можно выделить ряд психологических проблем ребенка с нарушением зрения, основой которых является фиксированность на собственных переживаниях, неуверенность в своих силах, неадекватный Образ - “Я”:

  1. Повышенный уровень тревожности, проявление страхов.
  2. Негативистическая демонстративность, агрессивность.
  3. Двигательная расторможенность или заторможенность (как результат эмоциональной неустойчивости).
  4. Нарушения внимания (как результат нарушения саморегуляции в поведении).
  5. Замкнутость, скрытность. Пессимистические тенденции.

Целенаправленная коррекционная работа с основными психологическими проблемами позволяет повысить социальную компетентность ребенка и  облегчает процесс его социальной адаптации.

Успешная коррекция детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, сочетающего в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагогов, медицинских работников, логопеда, родителей. Специализированный детский сад реализует комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности. В связи с этим встает вопрос о месте и роли педагога-психолога в общей системе коррекционно-педагогической работы коллектива. Я считаю, что содержание моей деятельности будет оптимальным и результативным, если оно реализуется не изолированно от других служб, а гармонично вписывается в общий контекст деятельности всего педагогического коллектива.

В деятельности психолога предусматривается:

1) изучение особенностей психического развития и уровня психологического здоровья детей с нарушением зрения;

2) учет специфических принципов организации психодиагностической и психокоррекционной работы с такими детьми;

3) построение такой модели взаимодействия и сотрудничества воспитателя, психолога и родителей в условиях коррекционного учреждения, которая способствовала бы сохранению и укреплению психологического здоровья «взрослой» части участников образовательного процесса.

Цель психолога в этом случае - сделать проблему формирования и сохранения психологического здоровья детей с нарушением зрения актуальной для всего педагогического состава и родителей, скоординировать действия всего персонала в отношении формирования позитивного отношения к себе и к миру у ребенка с нарушением зрения, психологизировать сам процесс воспитания и обучения детей, способствовать формированию у взрослых позиции позитивного самоотношения и самопринятия как основы психологического здоровья.

Специальная программа деятельности психолога коррекционного детского сада предусматривает глубинные изменения факторов, неблагоприятно воздействующих на развитие детей и затрагивающих становление личности ребенка (педагогические установки взрослых, социальная ситуация развития, принципы деятельности) и разработку собственно коррекционных занятий с детьми, имеющими уже сегодня наиболее глубокие личностные деформации, эмоциональные и интеллектуальные отклонения (неадекватная самооценка, нарушения общения, безынициативность, агрессия, демонстративность, неуравновешенное поведение и т.п.).

В деятельности психолога по контингенту выделяется два направления:

1) работа с детьми;

2) работа со взрослыми.

Структура программы представляет из себя единую систему, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков. Каждый из них имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также специфические способы реализации. Эти блоки обозначены так:

I блок - диагностический.

II блок - консультационно-обучающий.

III блок - коррекционный.

Работа с детьми включена в I и III блоки программы, работа с педагогами и родителями ведется в рамках II блока.

I БЛОК, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Целью работы в этом блоке является осуществление дифференцированной, сравнительной, индивидуально направленной диагностики для получения объективных данных о каждом ребенке, позволяющих построить индивидуальную коррекционную программу с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка.

В этом блоке решаются следующие задачи:

1.Определение исходного уровня разных показателей состояния психического развития ребенка и их динамики.

2.Выявление эмоционально-личностных особенностей,

3.Определение зон актуального и ближайшего развития, особенностей протекания мыслительных операций, интеллектуальной деятельности.

4.Определение уровня работоспособности, целенаправленности, обучаемости, особенностей принятия помощи.

II БЛОК, КОНСУЛЬТАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ

Первым направлением деятельности в этом блоке является работа с педагогами.

Основная цель - психологизация коррекционно-воспитательного процесса в детском саду; создание положительного психологического климата в коллективе; усиление личностного творческого начала в педагоге.

В работе с педагогами выделяются еще два направления:

1) повышение профессиональной компетентности педагогов;

2) повышение личностного потенциала каждого педагога.

Повышение профессиональной компетенции (психолого-педагогической грамотности) педагогов в сфере воспитания детей с отклонениями в развитии происходит в процессе решения следующих задач:

1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с нарушениями зрения.

2.Развитие "стратегичности" воспитательных концепций педагогов.

3.Психологическая коррекция "личностных барьеров", препятствующих эффективному принятию и реализации решений в процессе воспитания детей и в собственной жизни.

4.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений.

Создание у педагогов собственного опыта видения ребенка и самого себя измененным взглядом (личностный рост) происходит в результате решения следующих задач:

1.Снятие психического и эмоционального напряжения.

2.Создание возможности для самовыражения.

3.Повышение чувствительности к окружающему миру.

4.Повышение чувства внутренней самоценности.

5.Развитие лучшего понимания себя и других.

Вторым направлением деятельности в консультационно-обучающем блоке является работа с родителями.

Целью работы по этому направлению является изменение отношения родителей к заболеванию детей, смена способов взаимодействия с детьми в семье.

В работе с родителями решаются следующие задачи:

1.Повышение личностной компетенции родителей в сфере воспитания детей.

2.Изменение педагогических установок по отношению к воспитанию ребенка с нарушением зрения.

3.Повышение педагогической грамотности родителей в отношении возрастных и индивидуальных особенностей детей, в решении эмоциональных и личностных проблем ребенка.

4.Обогащение родительского опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект - субъектных отношений.

III БЛОК, КОРРЕКЦИОННЫЙ

Целью работы в третьем блоке является активизация процессов индивидуального развития детей-дошкольников; коррекция и компенсация выявленных нарушений в разных сферах жизнедеятельности ребенка с нарушением зрения; выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей каждого ребенка.

Основные задачи, решаемые в этом блоке:

1.Коррекция личностных нарушений, негативных черт характера, деформированных взаимоотношений.

2.Формирование социальных мотивов и средств удовлетворения потребностей детей.

3.Обучение различным средствам и способам коммуникации.

4.Совершенствование способов самоорганизации целенаправленной деятельности (постановка задач, выбор способа действия, приемы самоконтроля).

5.Обучение способам действия, их переносу в новые условия и переключению с одного способа действия на другой.

6.Формирование умения правильно ориентироваться в различных проблемных ситуациях, адекватно реагировать на их изменение, с выбором оптимального для данных условий стиля поведения.

7.Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки.

8.Воспитание культуры полов, полоролевая социализация.

9.Развитие социально-приемлемых способов отреагирования отрицательных эмоции.

10.Формирование позитивной мотивации в учебной деятельности.

11.Формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива, снижение негативизма.

12.Снижение уровня тревожности, агрессии.

Учитывая индивидуальные особенности детей, а также особенности возраста, система работы по формированию адекватного положительного Образа – «Я» у ребенка с нарушением зрения на следующих принципах:

1.Принцип «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ», который предполагает постепенное усложнение материала в процессе коррекционной работы.

2.Принцип «СПИРАЛЬ», предполагающий работу на каждом последующем этапе по одним и тем же направлениям, но углубляя и расширяя содержание, а также дополняя формы и методы работы.

3.Принцип ДИНАМИЧНОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ, который предполагает гибкое изменение темпа работы по разным направлениям в зависимости от индивидуального темпа каждого ребенка. Я намеренно не выделяю конкретные возрасты, поскольку паспортный возраст ребенка может быть выше, чем психологический, к тому же границы его могут быть размыты и неопределенны.

Диагностические исследования проводятся со всеми детьми детского сада с согласия родителей; коррекционная работа ведется только с теми детьми, родители которых обратились к психологу с конкретной проблемой и готовы по мере необходимости участвовать в коррекционном процессе.

 В процессе всей деятельности коррекционной группы у детей постепенно формировалась позиция людей с чувством юмора, умеющих адекватно выражать свои эмоции и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Формировались предпосылки осознания реального смысла и значения формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, для улучшения собственного самочувствия и социальных отношений.

В ходе работы использовались следующие методы и приемы:

  1. Игры на развитие мелкой моторики.
  2. Игры-драматизаци.
  3. Игры на развитие навыков социальной перцепции.
  4. Игры-сказки.
  5. Сказки-тесты.
  6. Игры-путешествия.
  7. Большое внимание в процессе работы уделялось телесной терапии, поскольку в процессе работы с собственным телом ребенок не только учится различать и сравнивать ощущения от разнообразных движений, но и корректировать свои движения в зависимости от заданной ситуации. А также произвольно направлять свое внимание на двигательные реакции свои и партнера по общению. Двигательные методы не только создают потенциал для всей будущей работы с детьми, но и активизируют, выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что закрепление любых телесных навыков предполагает обращение к таким психическим функциям, как, например, эмоции, память, процессы произвольности и саморегуляции.
  8.  Одним из наиболее адекватных методов коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка, включенных в коррекционные занятия, являются самостоятельные игры-фантазии, метафорические истории (сказки, сочиненные самими детьми) с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний. Основной принцип проведения подобных игр заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь заменить их на положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями. Отсутствие режиссерского контроля и обязательств объяснять поведение персонажей сохраняет принцип игровой реальности и облегчает вживание в роль. В дальнейшей работе используются сюжеты сказок (придуманных педагогом совместно с детьми), где происходят волшебные превращения и где взрослый берет на себя роль, противоположную роли ребенка.  Следует отметить, что эффективность воздействия игр, этюдов и упражнений значительно повышается, если они сопровождаются музыкой, либо пением.

Вся психокоррекционная работа строится на следующих принципах:

I. Принцип единства коррекции и развития.

II. Принцип учета общих тенденций нормального и аномального развития, или онтогенетический принцип.

III. Деятельностный принцип (как учет ведущей деятельности и как организация коррекционной работы в рамках совместной деятельности).

IV. Принцип единства диагностики и коррекции развития.

V. Принцип использования личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком.

VI. Принцип системности в работе.

VII. Принцип опосредованного воздействия на ребенка (через педагогов, специалистов, родителей).

Эффективность работы психолога отслеживается с помощью ряда диагностических методов и приемов:

1) набор специальных диагностических методик;

2) включенное наблюдение (непосредственно в группе);

3) анализ продуктов детской деятельности;

4) анализ поведения детей на занятиях;

5) беседы с родителями, педагогами;

6) анкетирование.

В ходе коррекционной работы у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения, проявилась способность создавать новые, оригинальные образы. Создаваемые детьми образы стали обобщенными, наполнились эмоциональным содержанием. Детям удается успешно справиться с реализацией своего творческого замысла. Значительно повысилась выразительность воплощаемых детьми образов, стали более разнообразными модели социального поведения. У всех детей повысился социометрический статус в группе сверстников. Уровень тревожности снизился, высокий уровень лишь у одного ребенка; при этом снизилась агрессивность, конфликтность у нескольких детей. Страхи, наблюдаемые у девочек, приняли осознаваемый характер, дети самостоятельно могут дифференцировать источник страха, тревоги, смоделировать свое поведение. В личностном поведении снизился уровень отрицательного доминирования и повысился уровень положительного доминирования и положительного подчинения. В течение 20 занятий произошло сплочение детей коррекционной группы, у детей расширился опыт социальных отношений. Дети стали без страха посещать другие группы, в которые ходят их новые друзья, получили новый опыт общения. Дети научились простым способам разрешения конфликтов в семье и в детском саду, могут объяснить своим сверстникам, что они делают неправильно, почему надо реагировать так или иначе. Эмоциональный фон в целом стабилизировался, преобладают положительные эмоции. Работа по формированию эмоциональной культуры позволила выработать у детей такие качества психологически здоровой личности, как:

  • установка на положительное восприятие окружающего мира;
  • умение находить разнообразные источники положительных эмоций;
  • умение расслабляться;
  • умение проявлять свои  положительные эмоции без стеснения, свободно;
  • проявление элементарных эмпатических качеств;
  • умение взять на себя ответственность за свои поступки.

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1983.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Я. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1998.
  6.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.
  7.  Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
  8.  Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.