Особенности сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях отсутствия команды специалистов и удаленности от городских центров на примере Республики Саха (Якутия)

Разделы: Работа с родителями, Инклюзивное образование


На родителей таких детей накладывается большая ответственность и дополнительные нагрузки (психоэмоциональные, материальные, социальные) в связи с воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья. Ситуация усугубляется отсутствием специалистов медиков по месту жительства (психоневролога, психиатра) и других специалистов (дефектолога, педагога коррекционного обучения, логопеда), а также, удаленностью от городского центра. Часто родители оказываются изолированными в кругу своих проблем, испытывают эмоциональную напряженность, тревогу, обиду, разочарование в своем ребенке. Следовательно, родители, также, как и дети, нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Система социально-психолого-педагогической поддержки семей учащихся с ОВЗ будет наиболее успешной, если будет соблюдаться единый подход к обучению и воспитанию со стороны родителей и педагогов школы.Это поможет родителям в полной мере осознать необходимость участия в развитии ребенка, своей педагогической компетенции для успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностного роста детей в социуме (школе, в семье).
Мы разработали практические рекомендациидля психологов, организующих сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ, включающие работу педагогического коллектива, направленную на совместную деятельность с родителями учащихся с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, в условиях отсутствия иных специалистов сопровождения (логопеда, коррекционного педагога, дефектолога, врача), которая на наш взгляд является наиболее эффективной для формирования жизненных компетенций данной категории учащихся.

Рекомендации для психологов, осуществляющих сопровождение семей с ОВЗ у условиях отсутствия иных специалистов и удаленности от городских центров

1. Включайте педагогов школы в качестве участников сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ.

Поскольку психолог работая с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеет возможности опираться на поддержку и помощь других профессионалов сопровождения (дефектологов, логопедов, врачей-психиатров и т.д.), необходимо осуществлять работу опираясь на помощь педагогов школы, работающих с детьми данной категории, включая их на разных этапах в систему сопровождения семей. Многие педагоги занимают несколько иную позицию в работе с «особенными» детьми и тем более, с их родителями, считая что с данной категорией детей должен работать психолог. Ваша задача: перестроить отношение педагогов к ситуации, убедительно доказать, что только совместными усилиями можно эффективно справиться с проблемами обучения и воспитания детей с особыми образовательным потребностями. Во-первых, от успехов в усвоении программы ФГОС обучающимися (в том числе детьми с ОВЗ) зависят показатели итоговой успеваемости, и увеличение количества неуспевающих, негативно отражается на профессиональной репутации учителя; во-вторых, от этого зависит материальное стимулирование учителей.

2. Включайте в качестве участников сопровождения родителей.

Родителей также включайте в систему сопровождения детей с ОВЗ, не только как объектов сопровождения (пассивное участие), но и как активных субъектов (активное участие). Разработайте совместно с педагогами мероприятия, в которых родители детей с ОВЗ смогли себя проявить. Привлекайте их к участию в классных и школьных мероприятиях, поддерживайте их положительную репутацию на родительских собраниях, стимулируйте их социальную активность, используя моральное и материальное стимулирование.

3. Организуйте сопровождение семьи до начала обучения в школе их детей.

Основная причина конфликтов между родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогами школы – отсутствие доверия. Родителям кажется, что учителя предвзято относятся к их детям («невзлюбили ребенка», «любят только отличников»), необъективно оценивают их знания («придираются») или намеренно предъявляют завышенные требования, с которыми ребенок не может справиться. Именно поэтому важным является установление доверия между учителем и родителем ещё до начала обучения ребенка в школе.

Подготовка к приему в школу первоклассников начинается в школе за 7-8 месяцев до их прихода в образовательную организацию:

- сбор информации о количестве и составление списка будущих первоклассников (декабрь-январь);

- встреча учителя начальных классов, набирающего учащихся в первый класс, с родителями детей, которые придут в школу 1 сентября (февраль) на базе ДОУ;

- комплексная диагностика будущих первоклассников на предмет их готовности к школе: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, коммуникативной, уровня речевого развития (психолог школы, май) с участием будущего учителя 1 класса и родителей.

- индивидуальные консультации с каждым родителем по итогам диагностики (информирование, пояснение, консультирование, разработка конкретных рекомендаций по подготовке детей к школе в летние месяцы);

- психологическая консультация «Готовность к школьному обучению» (виды, формы, уровни, способы эффективной подготовки) в форме родительского собрания. Проводится психологом. До родителей доводится обобщенная информация по итогам диагностики готовности к обучению в школе (май);

- групповое родительское собрание (консультация) по вопросу психологической адаптации детей к обучению в школе (психологическое просвещение о сути понятия, сроках протекания, этапах, эффективным методам профилактики дезадаптации) (конец сентября);

- индивидуальное консультирование родителей по особенностям адаптации детей.

Таким образом, ещё до момента поступления в 1 класс семья включается в процесс сопровождения не только со стороны психолога и социального педагога, но со стороны учителя. Далее, на протяжении всего периода обучения ребенка в школе с ним продолжают вести комплексную работу по индивидуальному сопровождению специалисты социально-психологической службы (социальный педагог и психолог) и педагоги, которые уже были включены в сопровождение.

4. Работу по сопровождению семей с детьми ОВЗ стройте по следующим направлениям:

1) организаторское направление.

Психолог выступает, как организатор психолого-педагогического сопровождения семьи:

- организуйтезнакомство с семьёй, первичный сбор информации о семье (анамнез, состав, социальное положение, зависимости, проблемы семьи и т.д.) в очной (клиническое интервью, беседы, домашнее визитирование) и заочной (изучение документации) формах;

- оказывайтепомощь родителям в подготовке документов на этапе принятия в школу;

- занимайтесьорганизацией дополнительных индивидуальных встреч и занятий с учителями (по необходимости), с детьми ОВЗ и их родителями (уточнение программы обучения, обсуждение условий обучения, знакомство с правилами школы);

- организуйтепсихолого-педагогическое просвещение (основы коррекционной педагогики и патопсихологии, семейной психологии, конфликтологии). – занимается разработкой и изданием информационных буклетов по итогам (советы, рекомендации психолога);

- занимайтесь, совместно с педагогам, организацией классных, школьных и внешкольных мероприятий, где могли бы принять участие родители детей с ОВЗ;

- организуйте групповые и индивидуальные занятия с педагогами школы с целью изменения отношения к детям с проблемами в развитии, снятия эмоционального напряжения, профилактики эмоционального выгорания, так работа с данной категорией детей требует от учителей больших эмоциональных и временных затрат (в том числе за счеи личного времени педагога), и  в итоге, может не принести желаемого результата, а следовательного, удовлетворения.

2) информационное направление:

- информируйте родителей о диагнозе и о том, где можно получить информацию о заболевании.

- оказывайте минимальную консультативную помощь в области медицины, юридической и социальной областей, так как в маленьких наслегах даже элементарную информацию очень трудно получить. Выпускайте сборники советов и рекомендаций в адаптированной форме в виде информативных листовок, буклетов.

3)  посредническое направление:

- осуществляйте посреднические функции между семьёй и другими социальными институтами: больницей (в том числе улусной и городскими медицинскими учреждениями), социальными организациями (отделом соцзащиты наслега и улуса, для выделения материальной помощи), биржей труда, предприятиями и организациями наслега с целью трудоустройства родителей);

- находите спонсоров для оказания материальной помощи семьям (для приобретения учебников и принадлежностей к школе, на проезд в город для прохождения обследования детей или для лечения родителей от алкогольной зависимости и т.п.)

4) разрабатывайте и адаптируйте Программы социально-психолого-педагогического сопровождения и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи, с учетом наших рекомендаций;

- сопровождайте семьи до момента поступления в школу (индивидуальная диагностика детей, в присутствии родителей и будущего учителя; консультации для родителей; составление программы коррекционно-развивающих занятий для детей в летний период; по необходимости – ранняя диагностика интеллекта);

- индивидуальное консультирование родителей;

- групповые тренинги (родительские (в больших и малых группах), детско-родительские);

- диагностика и коррекция особенностей ребенка;

- групповые консультации для родителей;

- психотерапевтические занятия с родителями и детьми (с использованием арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, телесной терапии)

5. Активно используйте в работе с семьями детей с ОВЗ, метод индивидуального психологического консультирования.

Многие родители психологически не готовы к тому, что их детям, которых они до момента поступления в школу считали «нормальными», могут быть поставлены клинические диагнозы. И первоначальная задача психолога, наладить контакт с родителями (успокоить, поддержать, дать необходимую информацию, убедить в том, что действуем в интересах ребенка и т.п.). А затем, убедить пройти обследование у специалистов РПМПК (найти аргументы, снять агрессивность и тревожность, подготовить к возможным диагнозам, провести контроль за реакцией, своевременно корректировать психологическое состояние и т.п.). Используйте для решения этой задачи консультирование семей, имеющих детей с ограниченным возможностями здоровья. Психологическое консультирование — это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем родителей, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера [1].

Традиционно, семьи детей с ОВЗ не охотно идут на консультирование, так как имеют негативный опыт общения с психологами и психиатрами на ПМПК. А если эти семьи являются социально неблагополучными (алкоголизация, моральная и культурная деградация, люмпенизация и т.п.), то такие семьи как правило, вообще не посещают консультации психолога. Но как показывает наш опыт, консультирование имеет огромное значение в сопровождении семей с ОВЗ. Задача психолога, установить доверительные отношения с семьёй и создать условия для того, чтобы родители захотели прийти к психологу на консультацию.

Очень важно помнить об основных задачах, решаемых в процессе консультирования:

- эмоциональная поддержка со стороны психолога и искреннее внимание к переживаниях клиента;

- расширение сознания и повышение психологической компетентности;

- изменение отношения родителя к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

- повышение стрессовой и кризисной толерантности родителей,

- развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность   испытывать   удовлетворенность   собой   и   своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

- повышение чувства ответственности родителей за свою жизнь и свою семью;

- развитие у родителей умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

- развитие умения творчески осваивать действительность;

- развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.

И опираться на основные принципы консультирования:

- Безоценочность и доброжелательность;

- Ориентация на систему ценностей клиентов;

- Острожность с советами;

- Анонимность;

- Разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

- Активная позиция клиента.

6. Опирайтесь в работе с родителями детей с ОВЗ на принцип безоценочности.

Особенно, хочется акцентировать внимание на принцип безоценочности. Психолог по отношению к своему клиенту (родителю) должен демонстрировать такое  поведение, которое обеспечило бы у родителя ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, независимо от его социального положения, образования, репутации и пр. В частности, психолог не должен демонстрировать осуждение или свое, личное отношение к тому или иному аспекту поведения родителя, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. Вопрос отношения психолога к асоциальным поступкам его клиента-родителя (употребление алкоголя, неисполнение родительских обязанностей, жестокого обращения с детьми, проблемы с законом и т.п.), очень важен. В данном случае психолог, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рода поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины таких намерений. Психолог должен помогать, а не осуждать. В противном случае, родитель не придет на повторные консультации.

7. Помните про принцип осторожности с советами.

Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая родителю совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам родитель ожидает получить от психолога совет),  психолог полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у  консультируемого родителя чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений.

8. Используйте принцип активности клиента.

Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях "личность — личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать родителя к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант, чтобы присутствие на консультации не было формальным.

9. Используйте принцип конфиденциальности.

Принцип конфиденциальности консультирования в условиях ограниченного социума (наслега, села) очень важен. Конфиденциальность означает, что информация, полученная психологом от родителя во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого родителя [2].

Необходимо учитывать социо-культурные особенности территории: компактность проживания и малое количество населения, и как следствие, невозможность скрыть информацию об обследовании на ПМПК, общественный резонанс, обсуждение в социуме и т.д. Всё это дополнительно невротизирует родителей и становится трудностью в осуществлении сопровождения семей. Психолог не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному человеку. К такого рода информации могут быть отнесены: персональные данные клиента; его адрес; диагнозы самого родителя и его детей, поставленные другими специалистами или самим психологом; специфика проблем и жалоб этого клиента; его личностные особенности и т. п.Исключением из этого правила являются ситуации, когда родитель намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве (Галустова О.В., 2005).

10. Налаживайте контакт с родителями, находите аргументы убеждения пройти обследование на ПМПК.

Многие родители психологически не готовы к тому, что их детям, которых они до момента поступления в школу считали «нормальными», могут быть поставлены клинические диагнозы. И первоначальная задача психолога, наладить контакт с родителями (успокоить, поддержать, дать необходимую информацию, убедить в том, что действуем в интересах ребенка и т.п.). А затем, убедить пройти обследование у специалистов РПМПК (найти аргументы, снять агрессивность и тревожность, подготовить к возможным диагнозам, провести контроль за реакцией, своевременно корректировать психологическое состояние и т.п.).

11. Сопровождайте родителей и детей не только на подготовительном к ПМПК этапе, но и во время обследования.

Обычно психологи начинают активно включаться в сопровождение ребенка только после определения его диагноза на ПМПК. Мы рекомендуем сопровождать семью до этого момента, убеждая родителей пройти обследование и психологически подготавливая их к процедуре комиссии. А также, рекомендуем сопровождать семью в процессе прохождения комиссии. Часто, даже с учетом предварительной психологической подготовки, родитель бывает не готовым услышать заключение специалистов ПМПК, испытывает шок, подавленность, растерянность, или, агрессию, злость, непринятие ситуации. Очень важно, оказать психологическую помощь и поддержку, сразу после установления диагноза. На этом этапе, не допустить зацикленность родителей на проблеме, и самоизоляцию от социума, либо наоборот - полное равнодушие к трудностям своего ребенка и отстраненность. Необходимо показать готовность совместными усилиями (психолога, учителей, социального педагога, администрации школы) работать над проблемой адаптации и обучения ребенка, создать оптимальные образовательные условия для максимального развития и бучения ребенка с выявленными особенностями здоровья. Подготовить родителя к функции «соратника, помощника», перевести его из пассивной позиции (объекта психолого-педагогических воздействий), в активную позицию (субъекта, участника сопровождения своего ребенка).

12. Будьте тактичны, терпеливы, деликатны в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Работа по сопровождению требует от всех участвующих специалистов большого педагогического терпения, такта, лояльности и деликатности. Родители, имеющие детей с ОВЗ, часто сами имеют ограниченные возможности здоровья (ЗПР, УО). Некоторые из них, проявляют признаки агрессивности, психопатизаций и других расстройств, появившиеся вследствие хронической алкогольной зависимости; родители иногда демонстрируют неуважение к учителям и психологу, обесценивают их труд. Доброжелательность психолога по отношению к родителю очень важна. Это также обеспечивает необходимый терапевтический климат. 

13. Работайте с педагогами с целью изменить психологически (часто негативное) отношение к детям с ОВЗ и их родителям.

Следует отметить, общий низкий уровень культуры и образования подавляющего большинства родителей, имеющих детей с ОВЗ; социальную деградацию и люмпенизацию. Но при этом, стратегически важно вывести родителя на иной уровень доверия и взаимодействия, на котором вместо тотальных претензий и недовольства от учителей, родитель получал бы позитивное внимание, педагогическую помощь, поддержку и не испытывал страха быть «плохим родителем», «взрослым двоечником», «неудачником». Необходимо отказаться от стратегии взаимных обвинений и перекладывания ответственности и перейти к конструктивному сотрудничеству. Часто педагогу, сложнее идти на компромиссы и выходить из позиции «прокурора», когда им демонстрируется категоричное осуждение, порицание, критика, раздражение, тяжело дается понимание того, что родители, как и дети с ограниченными возможностями здоровья не виноваты в своей болезни.

14. Организуйте психологическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и их родителям.

Учителям требуется психологическое сопровождение, так как психофизические нагрузки работы с «особыми» детьми и их родителями существенно усиливаются, а качественная результативность – уменьшается. Временных, физических и психоэмоциональных ресурсов на работу с семьями детей с ОВЗ, тратится больше, чем на семьи с отсутствием подобных проблем, а удовлетворения от работы и благодарности, педагоги практически не получают.

Часто педагоги испытывают чувство неудовлетворенности от работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и комплекс вины перед успешными учениками, так как тратят много времени на детей с ОВЗ, в то же время не додают своего внимание детям, справляющимся с программой ФГОС.

Многие педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья испытывают чувство неверия в успех, отчаянья, пессимизм.

Чтобы не допустить эмоционального выгорания педагогов, параллельно с программой сопровождения родителей детей с ОВЗ, запускайте программу сопровождения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература.

  1. Выгодская И., Берковская Н. Релаксация как система расслабляющих упражнений: Комплекс социальной помощи семье и подросткам// Народное обраование. – 1999. - №10. – с. 208-211.
  2. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. – М: Приор-шдат, 2005. - 240 с.
  3. Голиков Н.А. Испытание школой: мед и горечь образования. Книга для учителя. / Под ред. поф. В.М.Чимарова. – М.: «Экшен», 2004. – 216с.
  4. Голиков Н.А. Комплексная реабилетация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор к», 2003. – 224с.
  5. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.
  6. Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отошений// Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - №1. – с. 28-44.
  7. Екжанова Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия// Школа здоровья. – Т.5. - № 3-4. – 1898. – с. 199-203.
  8. Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов// Медицинская помощь. – 1994. - №3. – с.8-14.
  9. Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М.:1996. – 238с.
  10. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: Питер, 1997. – 36с.
  11.  Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми// Журнал практического психолога. – 1998. - №2. – с.67-78.
  12. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятные пути психологической помощи// Мир психологии. – 2003. - №3. – с.242-245.
  13.  Семенова Н.Б. Дети Якутии: реалии и будущее / Н.Б. Семенова – Красноярск, 2013. – 230 с.
  14.  Словарь практического психолога. Составитель С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.