Развитие пространственно-образного мышления у учеников 5–6-х классов как подготовка к изучению геометрии в старших классах

Разделы: Математика


В последнее время педагогами, методистами отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственных представлений учащихся, а точнее, пространственного мышления.

Наиболее подходящим периодом для развития образных компонентов мышления является школьный возраст до 12-13 лет.

Исследования психологов показали, что представления о геометрических фигурах находятся в стадии прогрессивного развития до 15 лет, но только с этого возраста учащиеся начинают изучать стереометрию.

По окончании начальной школы у учащихся объемные представления более развиты, чем плоскостные, хотя в рамках традиционной программы по математике младших школьников знакомят только с элементами плоской геометрии.

У 9-11-классников, как считают психологи (К.Д.Мдивани, Б.Ф.Ломов и др.), преобладают планиметрические представления, хотя в старших классах изучают объемные фигуры.

Поэтому и пространственное мышление я начинаю развивать у учащихся уже в 5-6 классах.

Курс математики 5–6 класса включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется для формирования мыслительной деятельности учащихся.

В 5–6 классах я использую различные задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Разнообразная работа по развитию пространственного мышления способствует общему умственному развитию школьников, но еще и подталкивает их логическое развитие, обеспечивает менее болезненный переход от опытно-индуктивного преподавания пропедевтического курса геометрии к дедуктивному основного курса геометрии.

Ведь хорошо известно: чем выше уровень пространственного мышления учащихся, тем проще обучать их геометрии, тем более интересные задачи можно ставить перед ними.

Презентация.