Занятие: «Занимательная математика»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • сплочение детского коллектива;
  • повышение интереса к математике.

Задачи:

  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;
  • Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры;
  • Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания;
  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Воспитывать интерес к предмету и дружеские взаимоотношения, желание помочь друзьям по команде.

Оборудование: компьютер, smart доска, презентация, мобильные устройства, карточки, QR-коды.

Встречаются две команды: команда «Квадрат» и команда «Треугольник». У каждого члена команды на голове шапочка магистра, эмблема.

В команде по 6 человек. У каждой команды – название, приветствие, капитан. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

До встречи команды готовят домашнее задание: придумывают и инсценируют математическую сказку.

Перед началом встречи класс красочно оформляется. На доске висят плакаты:

  • «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению» (Михаил Иванович Калинин - политический деятель)
  • «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Николай Иванович Лобачевский)
  • «Математика – царица всех наук» (Карл Гаусс - немецкий математик)
  • «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов)

Оформление: плакаты с высказываниями о математике.

Вступительное слово.

Учитель. Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести заседание клуба веселых и находчивых – КВН. Это не совсем обычный КВН, а турнир любителей прекрасной науки – математики. Без математики, без ее законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, построить дом. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В.Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

Вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Команды будут состязаться в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания по математике. Будет много интересных и весёлых заданий.

Чтобы выиграть в конкурсах, нужно быть внимательными, находчивыми, активными и дружно работать в команде. Желаю вам успехов!

Звучит музыка. На сцену выходят ведущие.

1-й   в е д у щ и й. Добрый день, дорогие  ребята, уважаемые гости.

2-й   в е д у щ и й. Здравствуйте!

1-й   в е д у щ и й. Мы рады приветствовать вас в этом зале на нашем заседании Клуба весёлых и находчивых математиков.

2-й   в е д у щ и й .Сегодня состоится встреча двух команд: команды «Квадрат»…

1-й   в е д у щ и й. И команды «Треугольник».

Просим команды подняться на сцену.

Под звуки марша команды поднимаются на сцену и выстраиваются лицом к залу.

1-й   в е д у щ и й. Представляем жюри.

2-й   в е д у щ и й. Жюри будет оценивать конкурсы по пяти балльной системе.

1-й   в е д у щ и й. Внимание! Наша встреча объявляется открытой.

Обе команды исполняют песню под музыку В.Шаинского «Голубой вагон».

Чтобы космонавтом, инженером стать,
Чтоб водить машины, корабли,
Математику на пять нам нужно знать,
На уроках быть всем впереди.

Припев:

Учимся, учимся
Мы решать и считать,
Нам интересно всё,
Всё нам надо знать.
Думаем, думаем,
Как учёными стать,
Будем мы таланты развивать!

Капитан: Наша команда – «Квадрат».

Девиз:

У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.

1-й   в е д у щ и й. Команда «Квадрат» приветствует команду «Треугольник».

Команде «Треугольник»
Мы шлём большой привет!
Желаем вам сегодня
Красивейших побед!
Желаем вам успеха
В решении задач,
И юмора, и смеха,
И всяческих удач!

Капитан. Наша команда – «Треугольник».

Девиз:

Мы команда хоть куда!
Нас удача ждет всегда!

2-й   в е д у щ и й. Команда «Треугольник» приветствует команду «Квадрат».

Раз, два, три, четыре,
Вас приветствовать решили.
Вы, квадраты, не теряйтесь
И  почаще улыбайтесь,
К вам тогда придёт успех.
Пусть он радует вас всех.
Только, чур ,не задавайтесь
И в задачах не теряйтесь.
Будем рады мы за вас,
Если победите нас.

(Все дети садятся на места)

Звучит музыка. Появляется Буратино.

Ведущий: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ой, здравствуйте! А куда я попал?

Ведущий: На математический КВН.

Буратино: К – куда, В – ведут, Н – ноги?

ВедущийНет, Буратино. КВН – это клуб веселых и находчивых.

Буратино: Как здорово. Мне-то вы и нужны. Дело в том, что мне надо задачки решить, а я ничего не могу понять, что здесь делать?

Ведущий: Ребята! Поможем Буратино?

1-й   в е д у щ и й. Объявляем первый конкурс.

Презентация.

Первый конкурс: «Математическая разминка»

Вопрос команде «Треугольник»: «На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?» (50 пальцев).

2-й   в е д у щ и й. Вопрос команде «Квадрат»: «На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» (На берёзе яблоки не растут).

1-й   в е д у щ и й. Вопрос команде «Треугольник»: «Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?» (Нет, так как 48 часов - это двое суток, поэтому снова будет 12 часов ночи.)

2-й   в е д у щ и й. Вопрос команде «Квадрат»: «Какие часы показывают правильное время два раза в сутки?» (Сломанные, которые стоят).

1-й   в е д у щ и й. Вопрос команде «Треугольник»: Масса чего больше - тонны пуха или тонны металла?» (Их масса одинакова - 1 тонна).

2-й   в е д у щ и й. Вопрос команде «Квадрат»: «Что больше: произведение или сумма чисел 0 и 9?» (Сумма больше произведения, так как произведение равно нулю).

Второй конкурс: «Инсценировка задач со сказочным сюжетом»

1-й   в е д у щ и й. Каждая команда готовила к встрече домашнее задание – задачу со сказочным сюжетом, который надо инсценировать. Ответить на вопрос задачи  должна другая команда.

2-й   в е д у щ и й. Со своей задачей- сказкой выступает команда «Квадрат».

Команда «Квадрат» показывает задачу-сказку «Иван против Кощея Бессмертного».

Действующие лица

  • Чтец.
  • Иван
  • Баба-Яга.
  • Кощей Бессмертный.

Чтец (стоит в стороне). Ищет Иван Василису Прекрасную, которая томится в подземелье у Кощея Бессмертного. Долго ли, коротко ли, встретил Иван Бабу Ягу. Поклонился он ей и говорит.

Иван. Помоги мне бабушка, найти Василису Прекрасную.

Баба-Яга. Ладно, помогу тебе, Иван, вызволить Василису Прекрасную. По душе ты мне пришёлся. Пора Кощея проучить за его коварство. Вот тебе, Иван, клубок. Приведёт он тебя прямо к Кощею Бессмертному. В подземелье у него три темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой находится Змей Горыныч, а третья темница - пустая. Запомни, Иван, - все надписи на дверях темницы неверные.

Чтец. Бросил Иван клубок на землю. Покатился клубок, а Иван за ним. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело двигается. Шёл Иван по горам, по долам и дошёл, наконец, до Кощея Бессмертного.

Иван. Отдай мне, Кощей, мою Василису Прекрасную.

Кощей Бессмертный. Ладно, Иван, отпущу с тобой Василису Прекрасную, если угадаешь, в какой она темнице. Пойдём со мной.

Чтец. Повёл Кощей Ивана в подземелье. Показал там три темницы, на дверях которых написано:

Василиса
Премудрая
Темница №3
не пустая
Змей
Горыныч

Кощей Бессмертный. Покажи, Иван, в какой темнице Василиса Прекрасная. Угадаешь - быть ей твоею. Покажешь на дверь, за которой Змей Горыныч, - быть тебе им растерзанным. Покажешь на пустую темницу - быть тебе в ней узником до конца дней своих.

Чтец. Задумался Иван… Посоветуйте, ребята, на какую дверь должен показать Иван?

Участники команды «Треугольник» рассуждают: Василиса Прекрасная во второй темнице. Надпись на второй двери неверная, то есть третья темница пустая. Значит, первая и вторая темницы не пустые. Надпись на первой тоже не верная. Значит, там Змей Горыныч. Тогда во второй темнице Василиса Прекрасная.

2-й   в е д у щ и й. Со своим домашним заданием - задачей-сказкой - выступит команда «Треугольник».

Команда «Треугольник» показывает задачу-сказку «Гуси-лебеди».

Действующие лица

  • Чтец
  • Старик
  • Старуха
  • Дочка
  • Братец
  • Яблонька
  • Речка
  • Печка

Чтец. Жили-были старик со старухою. У них была дочка да сынок маленький.

Старуха. Доченька, мы пойдём на работу, принесём тебе булочку.

Старик. Будь умницей, не ходи со двора, береги братца.

Чтец. Родители ушли, а дочка усадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, да и заигралась. Налетели гуси-лебеди, схватили братца и унесли. Прибежала девочка , глядь, а братца-то нет. Ахнула, кинулась туда-сюда - нет брата! Бросилась она искать его. Долго ли, коротко ли, но нашла она братца. Сидит он на лавочке около избушки на курьих ножках да яблочками играет, а в избушке Баба Яга. Схватила девочка братца и побежала. Гуси-лебеди погнались за ней, того гляди, схватят братца. Видит девочка, перед ней молочная речка, кисельные берега.

Дочка. Речка-матушка, спрячь меня.

Речка. Съешь моего киселька, тогда спрячу.

Чтец. Нечего делать, съела девочка киселька, речка её спрятала под бережком, а гуси мимо пролетели. Бежит девочка дальше. Опять её гуси догоняют. Беда! Увидела девочка яблоньку и просит её.

Дочка. Яблонька-матушка, спрячь меня.

Яблонька. Съешь моё лесное яблочко, тогда спрячу.

Чтец. Съела девочка яблочко, яблоня и заслонила её ветками. Гуси пролетели мимо, не заметили. Снова побежала девочка, а гуси за ней, того и гляди, братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит.

Дочка. Сударыня-печка, спрячь меня.

Печка. Спрячу я тебя, если ты мне поможешь. Разложи мои пирожки по тарелкам так, чтобы в первой тарелке было 6 пирожков, во второй - 5, в третьей - 4, в четвёртой - 3, в пятой - 2, в шестой - 1 пирожок. Поставь эти тарелки так, чтобы образовался треугольник: по три тарелки на каждой стороне, да чтобы сумма всех пирожков на каждой стороне равнялась бы 12.

Чтец. Задумалась девочка, а гуси тут как тут. Помогите скорее девочке разложить пирожки правильно и спасти братца.

Участники команды «Квадрат» выполняют задание.

Третий конкурс: «Математическая эстафета»

(Работа с куар-кодами. Решение логических задач). У кого получился верный ответ, тот поднимает руку.

1. Кто где живёт.

2. Расставь знаки (+ -)

3. Разгадай ребусы

4. Таблица умножения и деления (играть в одиночку)

5. Название компонентов

Физкультминутка.

Первое – предлог, второе – летний дом. А целое порой решается с трудом. (задача)

Четвёртый конкурс: «Весёлые задачки»

В конверте – снежинки. На обороте написаны задачки. Каждый участник конкурса, записывает ответ задачки на обороте снежинки, и отдаёт его командиру, а командир передаёт в жюри.

Задачи командам:

1.

Любит рыбу кот Василий,
Может съесть он в день 4.
Сколько съест он за 6 дней?
Подсчитайте поскорей. (4*6=24)

2.

4 весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по 5,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи?(4*5=20)

3.

Мышка зёрна собирала
По 3 зёрнышка таскала.
Принесла уж 9 раз.
Какой у мышки стал запас? (3*9=27)

4.

Принесла коза для деток
Со двора 16 веток.
Положила на пол их.
Как делить на четверых? (16:4=4)

5.

К  трем зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? ((3+3)*7=42)

6.

Бежали по дорожке
Гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало
Той дорожкой по полю? (2+2+4=8)

7.

Паслись на лугу
7 телят, 7 овец,
7 коров, 7 ягнят
«Я мал», - говорит пастушок
Сосчитать не могу
Сколько животных всего на лугу? (7*4=28)

8.

В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке
Нужно сшить 4 рубашки
Сколько же семи мурашкам
Надо сшить всего рубашек? (4*7=28)

9.

Восемь пар танцуют польку.
А всего  танцоров сколько?

10.

Полюбуйтесь-ка вы сами:
Мчится тройка с бубенцами.
Сосчитать коней попросим,
Если троек - восемь?

11.

Девять расписных матрёшек:
В каждой - пять дочурок, крошек.
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько бы вы их насчитали?

12. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать?

13. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука.)

Конкурс в стране Геометрии

Ведущий. Пятый конкурс «Весёлый счёт». Выиграет ученик, который быстро и правильно посчитает от 10 до 250 десятками туда и обратно, и покажет соответствующие числа в таблице.

Пятый конкурс «Весёлый счёт»

Таблица для команды «Треугольник»

70

250

80

180

20

160

10

240

130

220

100

230

90

30

60

150

40

140

170

190

110

200

120

210

50

Таблица для команды «Квадрат»

50

170

110

20

90

160

10

250

60

190

240

100

180

200

130

150

230

40

120

30

70

140

220

80

210

Ведущий 1:

Кто в школе смог быть капитаном, 
Тому открыты все пути: 
Владеть он будет океаном, 
Воздушным, водным и земным.

Конкурс капитанов

1. Какая единица времени равна 24 часам?

2. Самая маленькая, единица длины.

3. Сколько секунд в одной минуте.

4. 10 миллиметров – это сколько сантиметров?

5. Самая маленькая, единица массы.

6. Сколько сантиметров в одном дециметре?

7. Наименьшее трехзначное число (100)

8. Результат деления (частное)

9. Сколько лет в одном веке? (100)

10. Сколько сантиметров в одном метре? (100)

11. Когда произведение равно 0? (Когда 1 множитель = 0)

12. Что больше:2 метра или 201 сантиметр? (201 см)

13. Как называется результат вычитания. (разность)

14. Чему равна площадь квадрата со стороной 4 см?

15. Наибольшее двузначное число. (99)

16. Результат умножения. (произведение)

17. Как называется результат сложения? (Сумма)

18. Делимое 56, делитель 7, назовите частное?

19. Сколько ног у паука? (8)

20. Назовите результат, получаемый при умножении? (Произведение)

В е д у щ и й. Бонус.

Вопрос капитанам: «Из спичек составлена избушка на курьих ножках. Как надо переложить две спички, чтобы избушка повернулась другой стороной?».

(Пока жюри подводит итоги конкурса – дети инсценируют стихотворение)

Треугольник и квадрат 

Жили-были два брата 
Треугольник с квадратом 
Старший квадратный, 
Добродушный, приятный. 
Младший треугольный, 
Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат: 
«Почему ты злишься, брат 
Тот кричит ему: «Смотри, 
Ты полней меня и шире. 
У меня углов лишь три, 
У тебя же их четыре!» 

Но квадрат ответил: «Брат! 
Я же старше, я квадрат» 
И сказал еще нежней: 
Неизвестно, кто нужней!» 

Но настала ночь, и к брату, 
Натыкаясь на столы, 
Младший лезет воровато 
Срезать старшему углы. 

Уходя, сказал: «Приятных 
Я тебе желаю снов! 
Спать ложился, был квадратом, 
А проснешься без углов!» 

Но на утро младший брат 
Страшной мести был не рад. 
Поглядел, он нет квадрата 
Онемел, стоял без слов 
Вот так месть! Теперь у брата 
Восемь новеньких углов!?»

Ведущий. Правильно ли поступил младший брат по отношению к старшему?

Рефлексия

- А как вы оцените свою работу на занятии - покажут цветочки. Вы должны цветочек поставить в одну из ваз со словами: внимательный, смекалистый, находчивый.

Итог

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
В КВНе отличился?

Слово предоставляется жюри.

Учитель. Дорогие ребята, наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за участие в КВНе.