Командная игра по книге Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • продолжить знакомство детей с творчеством Э.Успенского;
  • прививать любовь к книге;
  • воспитывать доброту, чуткое отношение друг к другу;
  • развивать чувство коллективизма и дружбы.

Учебные материалы:

  • портрет Э.Успенского;
  • выставка книг Э.Успенского;
  • поезд Дружбы с 9 голубыми вагончиками;
  • Дом Дружбы и «кирпичики» с вопросами;
  • предметы (или рисунки): апельсины, гвозди, маска, будильник, дневник с двойками и пятёрками, тесты;
  • мозаика из 6 частей каждая с сюжетами из книги;
  • костюмы к сценке: Шапокляк, Чебурашка, Крокодил Гена, доктор.

Ход занятия

I. Рассказ о писателе

Эдуард Николаевич Успенский написал много интересных и весёлых книг для детей. Герои этих книг очень забавны и надолго запоминаются читателям.
Давайте посмотрим выставку книг, написанных Успенским. (Слово библиотекарю)

Какие книги вы уже прочитали? Каких героев вы знали ещё до прочтения книги? Где с ними познакомились?

Э.Успенский по образованию инженер, но в 29 лет, в 1966 году он написал свою первую книгу, которая сделала его знаменитым писателем. А называлась она «Крокодил Гена и его друзья». Именно эту книгу мы с вами прочитали в группе продлённого дня и сегодня проводим игру. Посмотрим, как внимательно вы читали эту книгу.

Презентация.

II. Приветствие команд

Дети заранее делятся на команды, выбирают капитанов и сочиняют девизы-приветствия, с которыми выступают на данном этапе игры.

III. Конкурсная программа

Конкурс 1 «Разминка»

С командами мы познакомились. А теперь узнаем, какие герои будут с нами путешествовать. Угадайте, кто это?

Учитель загадывает по одной загадке каждой команде:

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не щенок,
Хотел со всеми подружиться,
Помогал, кому, чем мог:
С симпатичной он мордашкой
И зовётся… (Чебурашкой)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…(Крокодил)
Безобразные дела
Любит совершать она.
И всегда бывает так,
Как захочет… (Шапокляк)

- Скажите, какова главная мысль книги, написанной Успенским?

 Дети отвечают.

- А вы хотите подружиться с героями этой сказки?

Тогда отправимся со всеми героями, которые строили Дом дружбы, к ним в гости на голубом поезде. Назовите каждого героя книги, которого вы помните.
В каждом вагоне едет один герой. Команды поочерёдно называют героев, и открывается  окошко с изображением этого героя: 1-й вагон – крокодил Гена, 2-й вагон – Чебурашка, 3-й вагон – девочка Галя, 4-й вагон – собачка Тобик, 5-й вагон – лев ЧАндр, 6-й вагон – жирафа Анюта, 7-й вагон – обезьянка Мария Францевна, 8-й вагон – отличница Маруся, 9-й вагон двоечник Дима.

Конкурс 2 «Строительство Дома Дружбы»

Вот мы подъехали к Дому Дружбы. Но желающих дружить и общаться друг с другом так много, что в этом доме стало мало и места для всех. Давайте построим несколько этажей.

На кирпичиках вопросы. Дети отвечают на них и этими кирпичиками достраивают Дом Дружбы.

1. Почему Чебурашку так назвали? (Он всё время падал, так как много времени провел в коробке с апельсинами, и у него затекли лапы).

2. Где жил Чебурашка? (В телефонной будке).

3. Сколько партий проиграл однажды сам себе крокодил Гена? (40)

4. Как проводили свободное время крокодил Гена, девочка Галя и Чебурашка? (Беседовали, пили кофе, играли в крестики-нолики).

5. Кого сыграл крокодил Гена в театре? (Красную Шапочку).

6. Чем занималась старуха Шапокляк? (Она собирала « ЗЛЫ»: стреляла из рогатки, обливала прохожих водой, переходила улицу в неположенном месте).

7. Почему обезьянка Мария Францевна отвечала крокодилу кивками? (Её рот был забит разными предметами.)

8. Почему однажды крокодил Гена опоздал на работу? (Обезьянка Мария Францевна  положила его будильник себе в рот.)

9. Почему жирафе Анюте трудно было найти друга? (Она была очень высокая и тот, кто с ней разговаривал, задирал голову, а потом падал в яму или канаву.)

Конкурс 3 «Бюро находок»

Пока достраивали Дом Дружбы, сторож на стройке нашёл много вещей и отнёс их в бюро находок. Давайте поможем сотрудникам бюро разнести пропавшие вещи их хозяевам  Но чьи они? Вам нужно определить.

Показываю предметы или рисунки этих предметов. Дети говорят, кому они принадлежат: апельсины – Чебурашке, гвозди – кладовщику, маска – крокодилу Гене, будильник – крокодилу или обезьяне, дневник с двойками – Двоечнику Диме, дневник с пятёрками – отличнице Марусе.

- Пока разносили пропавшие вещи, старуха Шапокляк задумала что-то плохое. Давайте проследим за ней.

Разыгрывается сценка (Глава 11)

Крокодил Гена и Чебурашка не торопясь идут по улице и разговаривают. Вдруг раздаётся «бум!» - и что-то больно стукает крокодила по голове.

Гена. Это не ты?

Чебурашка. Что - не ты?

Гена. Это не ты меня ударил?

Чебурашка. Нет! Я никого не ударял.

(В это время опять слышится «Бум!» - и что-то стукает теперь Чебурашку)

- Вот видишь! И меня стукнули (Оглядывается). Что бы это могло быть? Смотри-ка, это крыса старухи Шапокляк! Теперь я знаю, кто в нас кидается!
(Шапокляк сзади обгоняет крокодила и Чебурашку и ждёт в засаде. Когда приятели подходят, она стукает их бумажным мячиком на резинке. Крокодил быстро поворачивается и хватает мячик, резинка натягивается.)

Гена. Огонь!

Гена опускает мячик, и он попадает старухе прямо в рот.

Шапокляк (жуя и показывая кулак). Безобразники! Бандиты! Головотяпы несчастные!

Шапокляк не может выплюнуть мячик и идёт к доктору.

Шапокляк.  Шубу, шубу, шу!

Доктор. Шубу, щубу, что?

Шапокляк. Шубу, шубу, шу!

Доктор. Нет! Шуб я не шью.

Шапокляк. Да не Шубу, шубу, шу, а мясик!

Доктор. Вы, наверное, иностранка?

Шапокляк. Да! ДА!

Доктор. А иностранцев я не обслуживаю!

Доктор выставляет Шапокляк за дверь.

Шапокляк (выкрикивая). Безобразники, хулиганы, я вам покажу, где раки зимуют, крокодилы несчастные, зелёные, чтоб вам пусто было!!!

Вот такие безобразные слова наговорила старуха Шапокляк в адрес наших любимых героев. Их запоминать не надо. А вот некоторые фразы. Сказанные героями знают все. И сейчас мы проверим капитанов, как они эти фразы запомнили.

Конкурс капитанов.

Вам нужно продолжить фразу:

Команде 1. «Лариска, ...!»
(«Вперёд» или «на место!»)

Команде 2. «Штроили мы штроили…!»
(«И наконец поштроили»)

Команде 3. «По улице ходила…»
(«…большая крокодила»)

Конкурс 5 «Мозаика»

Перед вами мозаика, с изображением одного эпизода из книги. Вам необходимо собрать мозаику и назвать эпизод.

V. Тест

Пред вами на экране тест. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

1. Кем работал крокодил Гена в зоопарке?

Сторожем, крокодилом, контролёром.

2. Где работала обезьянка Мария Францевна?

В цирке, в театре, в зоопарке.

3. В какую игру любил играть крокодил Гена?

Морской бой, крестики-нолики, городки.

4. Сколько лет было крокодилу Гене?

50, 40, 60.

5. Что любил изучать крокодил Гена?

Расписание уроков, расписание спектаклей, расписание движения поездов.

6. Как звали носорога?

Птенчик, Пташка, Птичка.

7. В какой цвет покрасили Дом Дружбы?

В красный, в жёлтый с крапинками, в разные цвета.

8. Кому поручили произнести речь при открытии Дома Дружбы?

Крокодилу Гене, девочке Гале, Чебурашке.

9. Куда отдали Чебурашку после открытия Дома Дружбы?

В школу, в детский сад, в магазин.

VI. Подведение итогов. Награждение команд

Почему друзья так долго строили Дом Дружбы, но желающих поселиться в нём не нашлось?

Выслушиваются ответы детей.

Вы очень дружно работали, все старались. Определим, кто стал победителем нашей игры.

Подводятся итоги игры. В заключение дети исполняют песенку крокодила Гены.