Краеведение в начальной школе. Уроки развития речи с использованием материала по краеведению

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


На страницах журналов, направленных на обучение и воспитание учащихся стали появляться интересные статьи о краеведении. Мне бы хотелось написать о том, как этим предметом занимаюсь я.

Если вы родом из детства, где зачитывались книгами о приключениях, легко вспомнить ощущения, когда хочется побывать на месте героев книги, мечтаешь о странствиях. Но как же их осуществить, если надо ходить в школу, играть с друзьями? Потихоньку закрадывается мечта – вот вырасту, стану большим и буду сколько угодно путешествовать! У многих ли мечта сбывается, когда становишься взрослым? Она всегда с вами, но “стиснута” со всех сторон семьей, бытом, работой. Где бы сейчас хотели оказаться дети? Нынешняя ребятня, в отличии от нас, книжных романтиков, подпитываемая СМИ, рекламой на TV , уже точно знает, что хочет на Канары, в Париж, Таиланд и т.д.Возникает парадокс: мы все желаем очутиться там, где нас нет и практически отсутствует тяга к познанию своего родного города, хутора, улицы. Пожалуй, это самый стандартный ответ: "Что тут хорошего? Просто здесь живем”. Так, в основном, ответят взрослые. Но детям все же свойственно живое любопытство и страсть к освоению новых территорий. Взять хотя бы исследования соседнего двора или улицы (деревья выше – ниже, наличие гаражей, укромных уголков или детских площадок). Вот оно – драгоценное время, которое нельзя упустить. Можно и нужно использовать детскую пытливость, но преподносить знания надо обязательно с терпением и любовью.

Красота, величие, богатое историческое наследие нашего края трогает и вдохновляет умы и сердца многих гостей и жителей Кубани. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми. Успешное решение возможно только при наличии любви, знаний и понимании истории края.

С первого класса все мои ребята познают окружающий мир, не только сидя за партами. После двух недель учебы ведем детей на знакомство с самым загадочным зданием любого города – музеем. А чтобы первая встреча запомнилась ярче, сотрудницы отдела пропаганды подготовили инсценировку, где первоклассники являлись не только зрителями, но и участниками исторических событий на Кубани. Разработан сценарий, где малышей вводят в мир пещерного человека, рассказывают о его трудной жизни и помогают поохотиться или сходить на рыбалку; дети побывают в гостях у греческих мальчика и девочки и услышат рассказ о том, как они учатся, одеваются и играют со сверстниками Знакомство состоялось, подкрепленное вручением памятных дипломов посетителя музея. Тут же, в тенистом сквере, прошу ребят поделиться впечатлениями о первой экскурсии. Ответы шестилетних детей эмоциональны, но среди всех высказываний различаю голоса первых “знаек”:

– А мне понравился щит. Жаль, что про него не рассказали.
– А я заинтересовалась пушками. Почему они стоят в зале?
– Елена Анатольевна, давайте вернемся, я хочу рассмотреть старые книги.

Мне радостно слышать ребячьи суждения, но к своим добрым знакомым экскурсоводам Смертиной М.Ю и Митяевой Г.А. мы еще вернемся.

Путь от школы ( и наоборот) неблизкий. Едем в троллейбусе. Надо ли объяснять, как обычно ведут себя дети в общественном транспорте? От любого вынужденного бездействия дети найдут средство и будут действовать: шалить, громко говорить, вызывая недовольство пассажиров. Позиция педагога, кричащего на детей, мне крайне неприятна. Начинаю рассказывать своим подопечным об улицах, по которым едет троллейбус. Вокруг скоро соберутся все мои дети. По мере движения машины, оперативно меняю информацию. Проходит маленький урок истории. Внимание детей переключилось, неприятные моменты ликвидированы.Немного “троллейбусных” наблюдений. Что обычно спрашивают люди детей? Взрослые предполагают, что класс побывал в цирке или в кино. Очень многие, почему-то удивляются, что дети посещали выставку или музей. Далее, на вопросы об увиденном, идет шквал ответов, впечатлений. Как вы думаете, будет ли доволен ребенок, если пожилой человек ему неоднократно скажет, что такого даже он не знал, а на прощание пожмет руку? Конечно, да! Я искренне благодарна всем добрым людям, которые общались с моими детьми.

Вернувшись в школу, мы с ребятами еще раз проговариваем услышанное и увиденное .Если это первый класс, то записываем рассказы на магнитофон, а рисунки выполняем или дома или в классе.

В каком бы уголке России учителя не занимались бы краеведением, думаю, что цели мы ставим схожие, а средств для их достижения очень много.

Это могут быть и городские прогулки с посещением выставок, залов музеев, автобусные экскурсии по городу, в том числе и других городов края, области. Ребята ежемесячно посещают какую-нибудь экскурсию в самом г. Краснодаре или по краю. Чаще всего чередуем. Изучение краеведения даёт уникальную возможность использовать богатейший экскурсионный материал для проведения уроков развития речи, о чём речь пойдёт ниже и будет показан фрагмент такого урока в Приложении 2.

Теперь позвольте мне на примере одной экскурсии показать всю систему работы, которая дает великолепные результаты.

1. Летняя подготовка к поездке.

На сентябрь намечена поездка в Анапу. Летом ребятам было предложено прочитать мифы Древней Греции, с чем справились 70 % класса.

2. Подготовка к поездке с помощью инсценированной лекции в государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.

Приглашаем третьеклассников в государственный историко-археологический музей-заповедник им. Фелицына, где их ждет увлекательный рассказ о быте, культуре греков. Девочкам делают прически их ровесниц, живших тысячи лет назад. Часть детей , одетая в хитоны и гиматии, обутые в сандалии, преображаются в жителей Афин. По договоренности, экскурсоводы всегда строят лекцию в форме диалога с детьми. Никто не упрекнет их в неверном ответе, важно, чтобы они чувствовали себя не пассивными слушателями, а были вовлечены в процесс познания активно. Под конец экскурсии, замерев, слушаем запись греческих народных инструментов.

3. Работа в классе, закрепление.

Вернувшись в школу, обязательно выбираем время, ( чаще это бывает на следующий день) чтобы обговорить увиденное и услышанное. Высказывается каждый ребенок. Из отдельных ответов вырисовывается целостный рассказ. Соблюдая хронологию, составляем план и пишем работу. У кого-то она будет маленькой, у кого-то на несколько страниц. Индивидуальное, живое детское мышление выдает нам совершенно разные по эмоциональной окраске и восприятия экскурсионного материала рассказы (Приложение 1).

4. Межпредметные связи.

Желание детей быстрее отправиться в путешествие возрастает с каждым днем. В классе появляются книги о Греции; ребята показывают друг другу иллюстрации, приношу красочно изданные фотоальбомы, делюсь детскими воспоминаниями о городе, а на уроках ИЗО преподаватель подготовил им сюрприз: оказывается, дети будут расписывать амфоры, килики, кратеры, а заодно проявят свои знания, полученные в музее об окраске посуды (чернолаковая, краснофигурная, чернофигурная). Решаем взять с собой работы в качестве подарка в Анапу. На уроке музыки идёт прослушивание записи греческих народных инструментов, показ иллюстраций.

Итак, долгожданный выезд. Каждый экипирован согласно списку туриста, который составляется в классе. В автобусе рассаживаются быстро, т.к. каждый заранее знает свое место. Конечно, заочно рассаживаю их я, руководствуясь в первую очередь состоянием вестибулярного аппарата. Взрослые всегда в конце автобуса.

Каждый маленький путешественник знает, что едет на “работу”:

1) слушать;
2) смотреть;
3) запоминать;
4) дома рассказать.

5. Автобусная экскурсия ( 3 часа от Краснодара до Анапы).

У экскурсовода сложная задача: как в течение многих часов удержать внимание детей. Избираем вместе тактику 15-минутного мини-урока , а после 15 мин. блока обязательно двухминутный опрос по услышанной информации, сообщение собственных познаний или наблюдений. Мы только приветствуем подобную инициативу, идущую от ребенка. Дети вовлечены , заинтересованы, нет скучающих лиц. А какую гордость испытывает ребенок, приглашенный к микрофону рассказывать полюбившийся ему миф!

Чередуя информацию с переменками и бытовыми остановками, незаметно добираемся до Анапы. Так о чем же шла речь в автобусе? Вот что пишут дети:

“Нам экскурсовод рассказывала, что гора Эльбрус высотой 5642 метра, о том, что территория Адыгеи 8 тыс. кв. км, еще о том, что в 10 веке пошло известие про казаков. Я узнала, что река Кубань берет начало в горах, и по какой причине древние греки были вынуждены искать новые земли для своего народа”

Лазебная Юлия (октябрь 1997 г.)

“По дороге Марина Ивановна рассказывала нам об Адыгее, показывала кирпичный завод, а когда автобус ехал мимо станицы Ахтырской, мы узнали, что нефть добывают насосным способом”.

Сябрюк Яна (сентябрь 2000 г.)

“В автобусе я услышала интересный рассказ о том, каким способом на Кубани сажают рис, для чего много лет назад создали Кубанское водохранилище. Я удивилась, когда услышала от экскурсовода, как много животных населяют Кавказские горы. А самым потрясающим рассказ был о возникновении Кавказских гор. Оказывается, давным-давно они были дном огромного океана Тетиса!

Малецкая Вика (сентябрь 2003 г.)

6. Тематическая экскурсия в Анапе.

Итак, приехали. Идем на раскопки Горгиппии. У всех в руках блокноты и карандаши. Со второго класса учу ребят записывать опорные слова, даты, имена, названия объектов со слов экскурсовода. По счастливому стечению обстоятельств, всех моих детей с 1997 года вводила в загадочный мир греческой культуры прекрасный экскурсовод Хоменко Татьяна Константиновна. Поможет ли домашняя подготовка понять и усвоить материал экскурсии? Ведь речь пойдет об архитектуре, Акрополе, Некрополе и т.д. Не всякий взрослый разберется, но материал преподносится в игровой занимательной форме, используются элементы “мозгового штурма “, соревнования. Общение Татьяны Константиновны и ребят взаимодополняемо; не стесняясь, маленькие экскурсанты задают вопросы, уточняют и деловито записывают.

Экскурсия явно выходит за временные рамки, но обе стороны, кажется, довольны друг другом и не торопятся прощаться. Приятным и неожиданным моментом явился прекрасный поступок Татьяны Константиновны, которая за активную работу преподнесла памятные сувениры детям, отличившимся особенным старанием и любознательностью и выбирает таких весьма демократично с помощью маленьких представителей “демоса” (народа).Вручается медальон Греческой Мадонны и автору этих строк за упорное приобщение детей к истории края. Но и мы приехали не с пустыми руками! Дети вручают экскурсоводу работы, выполненные в Краснодаре.

Должна оговориться, что музеям очень нужна и приятна обратная связь с посетителями. Так, например, детские работы были включены в экспозицию, посвященную празднованию 100-летия курорта г. Анапы.

А вот какая история произошла с моим учеником Сережей:

“В маленьком магазинчике я купил сувенир – амфору. Но, к сожалению, она разломалась на кусочки из-за моей неосторожности. Я так расстроился, что даже заплакал. Мне так хотелось привезти ее домой и показать папе с мамой.” (Трифонов Сергей)

Летом, отдыхая в Анапе, я познакомилась с директором музея и вручила детские работы, которые были приняты с большой благодарностью. Директора очень растрогала ситуация, описанная выше. Она вызвала Татьяну Константиновну и реставратора, который изготавливает сувениры для продажи, и поинтересовалась, есть ли у него подобные амфорески? Мне подарили амфореску, и я с удовольствием передала ее довольному Сережке в школе осенью, теперь уже пятикласснику...

Мы расстаемся, но не прощаемся. Скоро из Краснодара в Анапу будет доставлена бандероль с детскими рисунками и сочинениями. А пока, по предварительной договоренности с экскурсоводом, знакомим ребят еще с несколькими памятниками и объектами милой, замечательной Анапы. Дети , конечно, устали, но четко знают, что они на “работе”, поэтому держатся. В конце насыщенной программы обязательно 1,5-2 часа отдыха, игр. В данной поездке уместно расположиться на пляже. Все, заслуженный отдых! Кто-то собирает ракушки, спрашивая у меня их названия, пытаются записать: “лорипекс”,”донакс”...; кто-то со взрослыми купается в море, либо все вместе организовываем игры и соревнования.

Дорога домой пролетает незаметно. А мне хочется постоянно анализировать выбранные методы в познании родного края .Надо ли подготавливать детей к поездке?

Например, чтобы познакомиться с Азишской и Нежной пещерами, в историко-археологическом музее нам устраивают встречу со спелеологом, показавшим детям снаряжение для работы под землей, слайды и поведал немало замечательных историй. Растерявшийся профессор при виде детской аудитории (поймут ли?), нашел такую степень изложения научного материала, что понимание было достигнуто и налажен прекрасный контакт. Заодно ребятам показываются целые сокровища, которые таит в себе Кубанская земля!

Или, готовясь к поездке в Тамань, посещаем урок в библиотеке им. Н.К.Крупской с рассказом о Михаиле Юрьевиче Лермонтове; приглашенная из краевой эколого-биологической станции сотрудница поведет рассказ о флоре и фауне Таманского полуострова. Таких примеров масса. Не проще ли в назначенный день, прослушав инструкцию по поведению, сесть и поехать? Первые две поездки прошли именно так и что-то интуитивно меня не устраивало. Может, ответом на мои сомнения послужат случайные наблюдения? С нами иногда просятся в поездку друзья моих учеников, так сказать, “неподготовленные”.Увидев в Новороссийске старый прострелянный вагон, раскопки в Анапе и Тамани (Горгиппия, Гермонасса) или дольмены, они заявляют, что приехали смотреть не на старое железо и груды камней. Что ж , каждому свое.

По признанию экскурсоводов, работавших на протяжении 8 лет с разными учениками, видя перед собой подготовленную и заинтересованную аудиторию, испытываешь желание рассказать больше, как равно чувствуешь большую ответственность. По признанию доцента Кубанского государственного университета, авторов многих книг о горах Кавказа, Всеволода Ростиславовича Тихомирова, уже после пяти минут “стандартного” экскурсионного материала, понял, что :”С вами, оказывается, надо посерьезней, но сознаюсь, ребята, не всякий ваш ровесник мне скажет, как вы, протяженность Кубани и отличит сталактит от сталагмита”.Воодушевившись, Всеволод Ростиславович знакомит ребят и меня заодно с такими объектами и красотами природы, что дух захватывает!

7. Работа после экскурсии над сочинением.

А в школе начинается ( после отдыха дома )кропотливая работа. По плану поездки, имея с собой экскурсионные блокноты, идет разговор о поездке. Говорят все по очереди.( Таким образом, даже дети, по каким-либо причинам не побывавшие на экскурсии, оказываются в заочном путешествии).Уточняем даты, события, кому посвящены увиденные памятники и составляем общий план.

После или до уроков, с разрешения родителей, дети рисуют коллективные иллюстрации к поездке. Иногда принимают участие и родители. Рисунки побудут в качестве гостей на нашей классной выставке, а потом вместе с сочинениями отправятся в город, где мы узнали столько много нового! Нам очень нужна обратная связь для поддержания интереса к краю и , как следствие, возникновения чувства любви и гордости за родную землю.

8. Конкурсный отбор сочинений.

А теперь сочинения ребят (без подписей) независимо от своих авторов и учителя начинают озвучиваться для выявления победителей в других классах и в самом туристическом бюро.

Я бесконечно благодарна моим добрым знакомым, работающим в фирме “ЭОС” за их инициативу награждать бесплатными путевками на следующую поездку тройку лидеров. За этот год своим умом и старанием заработали бесплатные путевки 10 ребят. Заслуженная награда торжественно вручается в присутствии детей и родителей.

Итак, вот какой долгий путь от подготовки до объявления итогов. Знания прочно оседают в голове и, что не менее важно, прочнее становится дружба между детьми.

Миша второпях забыл дома припасы, но тут же стал обладателем яблок, сладостей, булочек, как только дети увидели, что Миша не обедает. Ему оставалось лишь вздохнуть и наброситься на угощение со словами: “Разве с такими друзьями похудеешь?”

В Темрюке на Военной горке Саша порезал палец, взявшись рукой за незаметный острый выступ танка. Испугался. После оказания помощи, Саша успокоился, а в автобусе потянулся ручеек к Сашиному креслу из рисунков и угощений. Мальчишка счастливо улыбался, заваленный подарками.

Чтобы работать с детьми, надо быть не просто грамотным экскурсоводом, а знатоком ребячьих душ.. Удается в течение нескольких лет доверять пытливые умы своих детей прекрасным людям – Пушкаревой Марине Ивановне, Чичканову Владимиру Васильевичу. Я всегда уверена в качестве их работы.

В краевой детской газете “Солнышко” недавно появилась статья Мусатова Саши, в которой подробно перечислены все наши путешествия по краю и городу. Позвольте познакомить Вас с детскими работами по каждой теме (см. Приложение 1.)

В своей статье я рассказала только о двух взаимодействующих сторонах учебно-познавательного процесса: преподаватель – ученик. Я не забыла о третьей важной стороне – родителях. При нашем первом знакомстве помимо общих вопросов поднималась проблема развития кругозора каждого ребенка и предлагался план внеклассной и воспитательной работы, который предстояло постепенно воплощать в жизнь. Не скрою, было недопонимание или предложения такого плана:”Пусть подрастут, а в классе 7 подведем в театр, музей, на экскурсию.”Конечно, родителям были даны объяснения, что в подростковом возрасте на первый план выйдет межличностное общение, а особенность младшего школьника в том, что они желают познавать и делают это охотно и легко. И все же важнее убеждений оказалось дело, поиск единомышленников, работа, имеющая конкретный положительный результат, дети, несущие домой массу впечатлений, знаний и желание еще больше узнать о родном крае и городе. Не это ли лучшая характеристика труда учителя, экскурсоводов?

* * *

Огромен поток информации во время экскурсий. Может и не все сразу воспринимается ребенком, но я считаю, что это все дает свои плоды. Остальные дети только завидуют такому количеству экскурсий в нашем классе.

Двинянинова Л.М.

* * *

Проведение экскурсий и участие в них ребят, дает возможность формировать у детей любовь к своему городу, знать его историю, архитектуру, познавать красоту окружающего мира, природы, а так же учить их доброму отношению к своим товарищам, родителям, учителям, людям знакомым и незнакомым. Экскурсии это накопление жизненного опыта и умение собирать полезную и нужную информацию.

Нетребко Е.Э.

* * *

Я считаю, что экскурсии не только нужны, но и необходимы. Это очень развивает детей и даже где-то дисциплинирует их. Домашние рассказы взахлеб – очень радуют.

Великая Н.В.

* * *

Конкретная польза от экскурсий есть, и количество их вполне устраивает. Они познают много нового. Разве с нами, родителями, они столько увидят и узнают? Под впечатлением от увиденного остаются надолго.

Варич Н.В.

* * *

Экскурсии помогают детям узнать много нового и интересного. А самое главное, они сблизили ребят, объединив их в одну большую семью!

Сухина С.И.

Имея такие отзывы, получая отдачу за свой труд и сотрудничая с заинтересованными в развитии детей родителями и самими ребятами, поверьте, совершенно не жалко потратить свое время. Это, наверное, минуты учительского счастья.

Фотоальбом